Трудовой коллектив в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть трудовой коллектив как неотъемлемую часть организации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие трудового коллектива и определить его сущность;
2. определить принципы и методы построения стабильного трудового коллектива;
3. определить важность руководителя в трудовом коллективе;
4. рассмотреть коллектив как социально-психологическую характеристику групповой деятельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 4
1.1 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ 4
1.2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ СТАБИЛЬНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 8
2. ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ГЛАВНЫЙ РЕСУРС ОРГАНИЗАЦИИ 13
2.1. КОНФЛИКТЫ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ 13
2.2. КОЛЛЕКТИВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 24
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 24
ЗАДАНИЕ 1. 24
ЗАДАНИЕ 2 32
ЗАДАНИЕ 3 38

Файлы: 1 файл

!!Готовая+курсовая.doc

— 399.00 Кб (Скачать файл)

1.2. Принципы и методы построения  стабильного трудового коллектива

 

Различают две группы принципов построения системы управления персоналом в организации: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом, и принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом (табл.1).

Таблица 1. Принципы построения системы управления персоналом в  организации

Наименование принципа

Содержание принципа

Принципы, характеризующие  требования к формированию системы управления персоналом

Обусловленности функций  управления персоналом целями производства

Функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства.

Первичности функций  управления персоналом

Состав подсистем системы  управления персоналом, организационная  структура, требования к работникам и их численность зависят от содержания, количества и трудоемкости функций управления персоналом.

Оптимальности соотношения  интра - и инфрафункций управления персоналом

Определяет пропорции  между функциями, направленными  на организацию системы управления персоналом (интрафункции), и функциями управления персоналом (инфрафункции).

Оптимального соотношения управленческих ориентации

Диктует необходимость опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства.

Потенциальных имитаций

Временное выбытие отдельных  работников не должно прерывать процесс осуществления каких-либо функций управления. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь имитировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного-двух работников своего уровня.

Экономичности

Предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления персоналом, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на единицу выпускаемой продукции, повышение эффективности производства. В случае если после проведения мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом увеличились затраты на управление, они должны перекрываться эффектом в производственной системе, полученным в результате их осуществления.

Прогрессивности

Соответствие системы  управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам.

Перспективности

При формировании системы  управления персоналом следует учитывать  перспективы развития организации.

Комплексности

При формировании системы  управления персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и т.д.).

Оперативности

Своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию  системы управления персоналом, предупреждающих  или оперативно устраняющих отклонения.

Оптимальности

Многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства.

Простоты

Чем проще система  управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, при этом исключается упрощение системы управления персоналом в ущерб производству.

Научности

Разработка мероприятий  по формированию системы управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления и учитывать изменения законов развития общественного производства в рыночных условиях.

Иерархичности

В любых вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отдельными руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации “вниз” (дезагрегирование, детализация) и “вверх” (агрегирование) по системе управления.

Автономности

В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей.

Согласованности

Взаимодействия между  иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями системы управления персоналом по горизонтали должны быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени.

Устойчивости

Для обеспечения устойчивого  функционирования системы управления персоналом необходимо предусматривать специальные “локальные регуляторы”, которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления персоналом.

Многоаспект-ности

Управление персоналом как по вертикали, так по горизонтали  может осуществляться по различным  каналам: административно-хозяйственному, экономическому, правовому и т.п.

Прозрачности

Система управления персоналом должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию; деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых “несущих конструкциях” (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом.

Комфортности

Система управления персоналом должна обеспечивать максимум удобств  для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений  человеком. Например, выборочная печать данных, разнообразие обработки, специальное  оформление документов с выделением существенной информации, их гармоничный внешний вид, исключение излишней работы при заполнении документов и т.д.

Принципы, определяющие направлений развития системы управления персоналом

Концентрации

Рассматривается в двух направлениях: (1) концентрация усилий работников отдельного подразделения или всей системы управления персоналом на решение основных задач и (2) концентрация однородных функций в одном подразделении системы управлений персоналом, что устраняет дублирование.

Специализации

Разделение труда в  системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и других служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении однородных функций.

Параллельности

Предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих решений, повышает оперативность управления персоналом.

Адаптивности (гибкости)

Означает приспосабливаемость  системы управления персоналом к  изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы.

Преемствен-ности

Предполагает общую  методическую основу проведения работ  по совершенствованию системы управления персоналом на разных ее уровнях и разными специалистами, стандартное их оформление.

Непрерывности

Отсутствие перерывов  в работе работников системы управления персоналом или подразделении, уменьшение времени пролеживания документов, простоев технических средств управления и т.п.

Ритмичности

Выполнение одинакового  объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом.

Прямоточности

Упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по выработке  определенного решения. Она бывает горизонтальной и вертикальной (взаимосвязи между функциональными подразделениями и взаимосвязи между различными уровнями управления).


 

Все принципы построения системы управления персоналом реализуются  во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом организации. [4]

Наука и практика выработали инструментарий (методы) изучения состояния действующей системы управления персоналом организации, построения, обоснования и реализации новой системы (табл.2).

Таблица 2. Классификация  методов анализа и построения системы управления персоналом организации

Методы обследования (сбор данных)

Методы анализа

Методы формирования

Методы обоснования

Методы внедрения

Самообследо-вание

Системный анализ

Экономический анализ

Системный подход

Аналогий

Сравнений

Нормативный

Обучение, переподготовка

и повышение квалификации

работников аппарата

управления

 

Интервьюиро-вание, беседа

 

Декомпозиции

 

Аналогий

 

Экспертно-аналитический

 

Активное наблюдение в

течение рабочего дня

Последовательн

ой

подстановки

Сравнений

Экспертно-

аналитический

Параметрический

Блочный

Моделирование фактического и

желаемого состояния

исследуемого объекта

Привлечение общественных организаций

Моментные наблюдения

Динамический

Структуризации целей

Моделирование

функционально-стоимостной  анализ

Расчет количественных и

качественных показателей

оценки экономической

эффективности

предлагаемых вариантов

Функционально-стоимостной анализ

Фотография рабочего дня

Экспертно-аналитический

нормативный

Структуризации целей

 

 

Анкетирование

Параметрический

Моделирования

Опытный

Творческих

совещаний

 

 

Изучение документов

Функционально-стоимостной анализ

Коллективного блокнота

Контрольных вопросов

 

 

Функционально-стоимостной  анализ

Главных компонент

Балансовый

Корреляцион-ный и

регрессионный анализ

Опытный

Матричный

Метод 6-5-3

Морфологичес-кий

Анализ

Функционально-стоимостной анализ

 


 

Раскроем сущность некоторых  из методов.

Системный анализ служит методическим средством системного подхода к решению проблем  совершенствования системы управления персоналом. Системный подход ориентирует исследователя на изучение системы управления персоналом в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления людьми, технологии управления, управленческих решений; на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую целостную картину. Внешней средой для управления персоналом являются не только другие подсистемы системы управления данной организации (например, подсистема управления внешними хозяйственными связями и т.п.), но и внешние организации (поставщики и потребители, вышестоящие организации и т.п.). [8]

 

 

2. Трудовой коллектив как главный ресурс организации

2.1. Конфликты в трудовом коллективе

 

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоречивых или несовместимых интересов. Конфликт - это элемент человеческой деятельности и существования. В жизни работников организации могут возникать конфликты: производственные, политические, национальные, социальные, семейные и т.д.

Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона  пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне, сделать то же самое.

При ответе на вопрос о  пользе и вреде конфликта необходимо разобрать две формы конфликтов:

  • деструктивные (разрушительные, вредные);
  • конструктивные (созидательные, полезные).

Деловые взаимоотношения  конфликтного характера могут проявляться  в трёх формах: содержательные, социальные и коммунальные взаимодействия.

Содержательные взаимодействия в конфликте проявляются тогда, когда обсуждаются сугубо рабочие вопросы, сравнивается имеющаяся информация по проблеме, анализируется логическая "цепочка" и оттачиваются аргументы.

Социальные взаимодействия проявляются в деловом конфликте  тогда, когда руководитель апеллирует к своему статусу и ответственности, использует свою официальную власть и возможности. В этом случае он может сказать: "Я принимаю решение, потому что отвечать буду именно я и никто другой" или "Моё решение в этом конфликте будет основным, потому что ответственность лежит на мне".

Коммунальные взаимодействия, возникающие в конфликте, проявляются  в том, что люди взаимодействуют  друг с другом примерно так: "Ты –  такой…" - "Ты сам такой…". Коммунальные взаимодействия содержат личные оценки оскорбительного характера, направленные на снижение уверенности другого человека. [14]

В деструктивном конфликте  люди "застревают" на коммунальных "склоках", обсуждение личных недостатков друг друга и не захватывают в поле своего взаимодействия собственно те проблемы, которые и вызвали данное напряжение. Борьба протекает горячо, интенсивно и стремительно. Возникают многочисленные искажение смыслов и проекции. Конфликтующие стремятся защититься преимущественно при помощи силовых методов, унижая и оскорбляя друг друга. Они выстраивают коммуникативные барьеры, устраивают "засады", спешат нападать первыми – это жестокая "война", в которой есть победители и побеждённые, "раненые" (получившие психологическую травму) и "убитые" (отказавшиеся от активной позиции, сломленные и подавленные).

Деструктивный конфликт, безусловно, вреден, поскольку он не способствует успешному поиску способов решения проблемы и в то же время разрушает отношения между людьми – от неприятия друг друга, до полного разрыва. По существу, деструктивный конфликт – конфликт бессмысленный, потому что проблема остаётся нерешённой, а отношения могут быть надолго испорчены.

Конструктивный деловой  конфликт строится на содержательных и социальных взаимодействиях: руководитель и сотрудники обсуждают рабочие проблемы, в то же время управленческий работник использует свой должностной статус для сохранения влияния на ситуацию.

Конструктивный конфликт во многих деловых ситуациях является нужным и полезным.

Во-первых, в процессе обсуждения проясняются позиции людей, поскольку при отстаивании своего мнения они подыскивают основания и аргументы. При таком выяснении позиций люди начинают более ясно осознавать свои собственные цели и интересы, а также цели и интересы партнёров.

Во-вторых, при конструктивном конфликте, который, как правило, протекает в напряжённой ситуации, но без крика и взаимных упрёков, за короткое время организуется интенсивный поиск эффективного решения проблемы. Более того, при конструктивном конфликте основное внимание участников направлено на поиск решения сложных вопросов, а не взаимное подавление друг друга.

Итак,существуют два основных критерия для оценки того, какой тип конфликта имеет место:

  • конфликт является деструктивным (разрушающим), если отношения между людьми не улучшились, а ухудшились вплоть до разрыва. Конструктивный или созидательный, творческий конфликт способствует улучшению отношений и углубление взаимопонимания;
  • конфликт является деструктивным, если проблема, его вызвавшая, осталась не решённой. При конструктивном конфликте обязательно должно быть найдено решение проблемы.

Следовательно, можно  сделать важный вывод: необходимо всячески избегать коммунальных взаимодействий в ситуации конфликта.

Чтобы деловой конфликт протекал конструктивно, необходимо следовать таким рекомендациям:

  • при обсуждении профессиональных проблем важно, чтобы оба партнёра были настроены на понимание друг друга, а не на борьбу с целью отстаивания только своей позиции и давления на партнёра;
  • в деловом конфликте не рекомендуется отступать от предметно-содержательного обсуждения проблемы и "переходить на личности". Если в качестве аргумента необходимо апеллировать к своему должностному статусу и правам руководителя, необходимо следить за тем, чтобы этот аргумент не перешёл в коммунальные взаимодействия, связанные с упрёками и оскорблениями;
  • нежелательно смотреть на своего партнёра как на врага, впадать в безудержный гнев, злость и мщение. Необходимо чувствовать опасность коммунальных взаимодействий и избегать их, поскольку они ведут к разрушительному и бессмысленному конфликту.

Забастовка – это  процесс коллективного взаимодействия социальных групп против руководства.

Причины конфликтов бывают объективные  и субъективные: различия в целях, взаимозависимость заданий, ограниченность ресурсов; различия в восприятии ценностей; разные уровни образования, различия в стиле поведения и биографиях людей; плохая коммуникативность и т.д. [10].

"Виды конфликтов и пути  их разрешения"

Психологи выделяют четыре основных вида деловых конфликтов:

Внутриличностный конфликт возникает в силу того, что требования организации не совпадают с личными потребностями, или когда к личности предъявляются противоречивые требования.

Многие внутриличностные конфликты руководителей и подчинённых  возникают из-за рассогласованности производственных требований с личными потребностями и ценностями работников, функциональными перегрузками или, наоборот, недогрузками рабочего времени. Для работающих женщин актуален внутриличностный конфликт, сопряжённый с невозможностью согласовывать производственные и карьерные цели с целями семейной жизни и воспитания детей.

Межличностный - самый распространенный тип конфликтов, это психологическое  столкновение людей с разными  взглядами, темпераментом, ценностями.

Межличностные конфликты проявляются в столкновении различных индивидуально-темпераментных свойств работников. Так, психологически несовместимыми могут быть два сотрудника, имеющие выраженные холерические типы темпераментов: активные, стремящиеся к лидерству, не терпящие возражений, имеющие высокую скорость принятия решений, вспыльчивые, конфликтные, имеющие слабый самоконтроль.

В свою очередь межличностные  конфликты делятся на горизонтальные (конфликты между сотрудниками одного уровня) и вертикальные - между руководителем  и подчиненным.

Информация о работе Трудовой коллектив в организации