Теория организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 09:59, реферат

Описание работы

Принципы рационализации представляют собой совокупность правил постоянного совершенствования организации (структур и процессов), предполагают осуществление прогрессивных нововведений, повышение организованности, стимулирование творческого характера деятельности.

Файлы: 1 файл

Реферат по теории организации.docx

— 69.52 Кб (Скачать файл)

Среди современных работ в этом направлении выделяется книга В.Н. Щербакова «Основы рациональной системы хозяйствования». В ней  автор  раскрывает  причины затруднений, возникающих при применении общих принципов оптимизации к деятельности основного производственного звена. Он находит плодотворным использование кибернетического подхода, который позволяет применить по отношению к предприятию общие закономерности управления целенаправленными системами и тем самым конкретизировать общие принципы оптимизации .

В рамках рационализации следует, прежде всего, выделить экономическую рационализацию, а внутри экономической рационализации – рационализацию деятельности предприятия. Все исследователи экономической  рационализации единодушны в том, что  поведение любого субъекта является рациональным, если оно способствует достижению целей субъекта, не ущемляя  при этом интересы иных субъектов. Рассмотрение понятийного аппарата рациональности и рационализации, точек зрения на особенности их проявления в экономике  и управлении позволяет сделать  следующие выводы:

Рациональность – это мировоззренческое постижение реальности и способов ее преобразования. Рациональность заключается не только в разумном постижении прошлого и настоящего. Разум человека активен, человек творит будущее, выбирает варианты будущего состояния и способы преобразования настоящего в будущее.

Рационально – характеристика действий и их результатов, совершенных для достижения  максимального уровня полезности субъекта, который гармонизируют с полезностями иных субъектов, контактирующих с данным.

Рациональность сопряжена с  принятием решений. Но не всякое решение  будет характеризовать рациональное состояние объекта рационального  выбора, а лишь то, которое обеспечивает максимально возможную полезность для субъекта без нанесения ущерба другим субъектам (индивидам, организациям, государству).

Рационализация – целесообразный, управляемый процесс преобразования реальности, характеризующийся прогрессивными изменениями.

Поскольку для достижения желаемого  состояния любого объекта или  системы необходимо целесообразное осуществление процесса преобразований, то этот процесс подвергается разумному  управляющему воздействию. Таким образом, рационализация – своего рода мета-управление, т .е.  управление самой системой управления, призванной обеспечить согласованную и эффективную работу всех элементов и прогрессивное развитие объекта или системы.

Рациональный подход к экономическим процессам – подход, основанный на двух моментах: 1) экономические процессы – результат рационального выбора; 2) цель осуществления экономических процессов – рациональное состояние экономической системы в будущем.

Экономическая рационализация – целесообразный, управляемый процесс преобразования экономики на основе законов макроэкономики, норм и правил экономического поведения субъектов хозяйствования, характеризующийся прогрессивными изменениями в экономике, интенсивным типом экономического роста.

Рационализация деятельности предприятия – управление процессом рациональных преобразований интенсивного характера системы «предприятие» и ее составляющих.

В рамках рационализации деятельности предприятия осуществляется разработка и осуществление мероприятий  интенсивного характера, направленных на улучшение, прогрессивное изменение  определенных систем, процессов, элементов, операций с целью повышения их качества, производительности, эффективности, снижения затрат и улучшения результатов  деятельности. Рационализация включает технические, организационные, социально-экономические, экологические и комплексные  мероприятия по отношению к производству, управлению и производственно-хозяйственной  системе в целом. Это свидетельствует  о сложности любого объекта (уровня) рационализации, о целостности его  элементов, которые тоже являются  объектами.

Рационализация – это процесс, а любой процесс имеет свой механизм. В самом общем виде алгоритм процесса рационализации и его составляющие могут быть представлены следующим  образом.

Рационализация деятельности предприятия (РДП) – сложная категория. Она  включает объект рационализации (ОР); цели рационализации (ЦР); критерии рационализации (КР); количественно-качественные характеристики объекта и процесса – показатели рационализации (ПР); ресурсы, необходимые для осуществления преобразований (РР); методы воздействия на объект и ресурсы (МР); условия, которые изменяются в результате преобразований и достижения целей рационализации (УР). С учетом этих составляющих рационализация деятельности предприятия представляет собой решение о видах, соотношениях составляющих:

РДП = (ЦР, КР, РР, МР) → рациональные УР.

Смысл рационализации – не просто что-то изменить в объекте, а обеспечить наличие условий, которые можно  было бы охарактеризовать как рациональные. Условия, что  должны характеризовать гармонию целей (результатов) рационализации, разнообразны, но могут быть объединены в следующие группы: правовые, экономические, социальные и экологические. В связи с тем, что, как уже отмечалось выше, рационализация всегда конкретна с точки зрения своих элементов, а рациональность всегда относительна, нужно учитывать фактор времени (t). Время отличает уровень знаний, направление поведения субъектов рационализации и степень гармонизации условий объекта рационализации с условиями иных объектов.

{УР (ОР) ≡ УР (О)}(t) = рациональность,

где  УР (ОР) – условия функционирования объекта рационализации; УР (О) – условия функционирования иных объектов (общества). 

Алгоритм обеспечения рациональности в результате рационализации может  быть представлен в виде схемы, изображенной на рис. 1.

Данный алгоритм раскрывает механизм обеспечения гармонизации всех составляющих процесса рационализации путем отражения  соответствующих связей между ними.

Исходными элементами для рационализации являются объект рационализации и цели преобразования состояния объекта: из нерационального или менее рационального в данное время в рациональное или более рациональное . Затем цели трансформируются в критерии , а критерии – в показатели . Для реализации поставленных и конкретизированных целей выбираются необходимые (качественно и количественно определенные) ресурсы .

В соответствии с природой и характеристиками ресурсов выбираются методы воздействия на них . Если методы оказываются нерациональными, что означает как неадекватность их ресурсам, так и невозможность с их помощью обеспечить желаемый результат (цели) рационализации , то следует либо пересмотреть методы и выбрать другие, либо даже пересмотреть цели рационализации , то есть алгоритмически вернуться к паре или к паре. Результаты рационализации должны обеспечить рациональность, то есть состояние объекта, гармонизирующее по своим условиям (УР) с иными объектами, не наносящее им ущерба. Если рациональность не достигнута, следует вернуться к паре (ОР, ЦР) для пересмотра целей либо даже объекта рационализации.

Рис. 1. Алгоритм обеспечения рациональности в процессе рационализации

Рационализация может быть успешной в том случае, если учитываются  и согласуются между собой  все элементы объекта, все связи  как внутри, так и извне. Этого можно достичь лишь в рамках системного подхода, который способен обеспечить единство целей, внутренних процессов, эффективность связей и результатов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ФИЛОСОФИЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ

В любой организации постоянно  происходят различного рода изменения  либо по инициативе руководства, либо по инициативе рядовых работников, либо по стечению обстоятельств. Проводником  таких изменений является человек как на уровне разработки решения, так и на уровне исполнения.

Изменения в организации  — объективный процесс и регулируются законом единства анализа и синтеза. Принципы рационализации формируют механизм таких преобразований. Этот механизм включает технологию мыслительных аспектов деятельности человека, технологию консультационной деятельности, социологическую и психологическую палитры восприятия перемен организацией, самоорганизацию работников в форме кружков качества и т.д.

Существуют три типа организации  мыслительной деятельности человека: рационализм, иррационализм и сенсуализм. Каждый из них имеет глубокие исторические корни и накладывает существенный отпечаток на реализацию изменений  в организации.

Рационализм (лат. ratio — разум) — усовершенствование, формирование более целесообразной организации чего-либо, например производства, принятие решений по ранее разработанным алгоритмам, правилам, законам. Рационализм как философское направление признает разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму.

Иррационализм — это познание реальности через аспекты духовной жизни человека: волю (волюнтаризм), интуицию, инстинкт, озарение. Он характеризуется постоянными сомнениями в правильности принятых решений и возможных результатах.

Сенсуализм — это познание реальности только через восприятие, чувство, ощущение (сенсорика).

Каждый из приведенных  типов имеет сферы эффективного применения.

Приведем примеры действия менеджеров, обладающих рациональным, иррациональным и сенсуальным типом  мышления.

•Объект: ООО “Автомобиль  плюс”, имеет 30 работников и осуществляет ремонт отечественных автомобилей. ООО имеет устойчивую занятость  и прибыль.

Менеджер с рациональным типом мышления постоянно применяет  достижения науки и практики, принимает  упреждающие решения. Например, заранее  начнет осваивать ремонт иномарок, закупать новое технологическое  оборудование.

Менеджер с иррациональным типом мышления принимает упреждающие  решения на основе интуиции (“мне кажется, что это правильно”) или на основе:

• сравнения с кем-либо,

• сильных впечатлений  после просмотренной выставки, телевизионной  передачи, разговора с кем-то.

Менеджер с сенсуальным  типом мышления принимает решения по результатам исходя из увиденного и прочувственного.”

Принципы рационализма разделяли  как материалисты (Б. Спиноза), так  и идеалисты (Р. Декарт. Г. Лейбниц).

Рационализация как процесс  должна, привести к новому состоянию  организации (к новой результативности), т. е. к достижению максимально возможного уровня эффективности при существующих в данный момент экономических условиях.

Результативность имеет семь составляющих:

• удовлетворенность потребителя,

• настроение и подготовка работников,

• внутренняя производительность,

• нововведения,

• подготовка и результативность руководства,

• операционная (финансовая) смета,

• социальная ответственность.

Результативность организационной  системы характеризуется действенностью и экономичностью затрат, прибыльностью, качеством трудовой жизни и внедрением новшеств.

• Действенность определяется достижением заданного уровня трех критериев: качества, количества и своевременности.

Качество — это степень  соответствия организационной системы  внутренним требованиям (стандартам) организации. Оно включает требования к спецификациям, техническим параметрам и ожиданиям. Качество может измеряться в баллах, уровнях и т.д., может носить объективный  и субъективный характер. Количество определяет масштабность организационной системы, набор ее элементов и место в окружающей среде.

Своевременность базируется на характеристиках информации, создаваемой  или потребляемой организационной  системой.

• Экономичность затрат определяется следующим соотношением:

Э=Рпф 100%,

где Рп — ресурсы, подлежащие потреблению, Рф — ресурсы, фактически потребленные.

Если экономичность более 100%, то можно говорить о положительной  экономичности, при значениях менее 100% экономичность считается отрицательной.

• Прибыльность определяется по следующему соотношению:

П=Двс х 100%,

где Дв — валовые доходы, И с — совокупные издержки.

• Качество трудовой жизни — величина субъективная и определяется реакцией работников на социально-технические аспекты в организации.

Поскольку значительную часть  времени человек проводит в организации, то данный показатель оценивает уровень  лояльности и комфортности в организации. Выделяют три уровня качества трудовой жизни: высокий, средний и низкий (табл. 1).

 

 

 

 

 

Таблица 1. Влияние качества трудовой жизни на реакции работников

Уровень качества

Отношения к переменам  в

трудовой жизни

высшем руководстве

коллективе

технологии производства

Высокий

Слабое

Пристальное

Слабое

Средний

Среднее

Среднее

Среднее

Низкий

Пристальное

Слабое

Пристальное

Информация о работе Теория организации