Технологии социальной работы с неполными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: Семья — малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного человека. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, но и семейный лад, благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Неполная семья как социальная проблема современности
Понятие и причины возникновения неполных семей……………… 7
1.2 Социально - экономическое положение неполных семей на современном этапе российского общества……………………………... 11
Глава II. Технологии социальной работы с неполными семьями
2.1 Нормативно-правовая база поддержки неполных семей………….. 15
2.2 Направления государственной социальной политики в оказании помощи неполным семьям…………………………………………… …. 18
2.3 Основные технологии социальной работы с неполными семьями 22
Заключение………………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 79.48 Кб (Скачать файл)

            По многочисленным социологическим опросам специалисты выявили основные причины развода в РФ;

1.Алкоголизм и наркомания. Эта причина является наиболее распространенной, и вызывает распад 41% браков. 

2.Отсутствие собственного жилья. По этой причине разводятся около 26% супружеских пар. 

3.Вмешательство родственников в семейную жизнь. Эта причина вызывает около 14% разводов. 

4.Невозможность завести ребенка – 8% разводов. 

5.Длительное раздельное проживание – 6% разводов.[26]

 

            Смерть одного из супругов

            Неполные семьи, образовавшиеся по причине смерти одного из родителей, которые определяют специфику таких семей: «естественность» или искусственность ее образования. В первом случае причиной является смерть одного из супругов от естественных причин (наследственных тяжелых заболеваний или старости и сопровождающих ее болезней), во втором – вследствие несчастных случаев, пагубных пристрастий, внезапных заболеваний и т.п. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин.[6;34]

            Таким образом, рассмотрев данный параграф, можно сделать вывод о том, что  неполные семьи являются очень серьезной группой риска, с такими семьями нужно вовремя начать работу социальным работникам, психологам, педагогам. Надо стараться решать их проблемы, а причины возникновения таких семей нужно вовремя выявить, спрогнозировать и продиагностировать.

 

1.2 Социально - экономическое  положение неполных семей на  современном этапе российского  общества

            Неполные семьи сегодня находятся в наиболее сложном материальном положении. Общий доход их, включая все государственные пособие и льготы, не превышает и двух третей прожиточного минимума. А прожиточный минимум, если кто не знает, обеспечивает только физиологическое выживание человека.

            Но и скудные пособия зачастую проходят мимо малообеспеченных семей. Например, из 23,3 млрд рублей бюджетных средств, направленных в 2006–2009 годах на выплату пособий и оказание других мер поддержки семьям с детьми в Республике Башкортостан, Курской и Нижегородской областях, только 4,8 млрд получили те, кто реально в них нуждался. Это результат того, что в стране нет надежных способов проверки достоверности

 представляемых гражданами  сведений. Иначе говоря, справки  предоставляют липовые, а по-настоящему  нуждающаяся семья может, как  говорится, пролететь мимо кассы.[27]

            Рост частоты разводов в последние 25 лет в большинстве развитых стран и тяжелое материальное положение матерей, остающихся с детьми после распада брака, привели к возникновению тенденции "феминизации бедности". Действительно, среди неполных семей уровень бедности гораздо более высок, чем среди семей, состоящих из супругов с детьми; отношение средних доходов неполных семей к средним доходам в полных составляют 85% в Скандинавских странах, от 69% до 76% - в странах Западной Европы (76% - во Франции) и менее 60% - в США, Канаде,Австралии. 
            Положение неполных семей в России  полностью совпадает с ситуацией в других странах. Именно неполные семьи по доле бедных опережают все другие типы семей, а по сравнению с полными семьями с детьми их средний доход составлял в 1993г. 62%. По регионам этот показатель колебался от 55% - в Тверской области и Республике Чувашия до 69% - в Орловской области, где и в период реформ пытались сохранить государственный патернализм, пусть и на региональном уровне.

             Основную долю неполных семей составляют разведенные женщины с детьми. Поэтому представляется важным рассмотреть в какой мере материальная поддержка бывшего мужа (алименты) и государства (пособия на детей) помогает матерям осуществлять полноценный уход и воспитание детей.[18;19,24] 
            Гипотетически совокупный бюджет неполных семей должен складываться из всех видов доходов, получаемых совместно проживающими членами конкретной категории семьи. Для материнских семей - это заработная плата матери, увеличенные пособия на детей, ежемесячное пособие на каждого ребенка, пенсия или заработная плата представителя старшего поколения или других родственников в случае сложных семей, приработки;

 

 бюджет неполной семьи после  расторжения брака строится из  зарплаты

 матери (отца) на основном месте работы, алиментов на содержание ребенка/детей, ежемесячного пособия на каждого ребенка и доходов остальных членов семьи, приработков; дети-инвалиды с детства получают социальную пенсию; во вдовьих семьях  на детей назначаются пенсии по случаю потери кормильца, а опекунам по решению главы муниципального округа на содержание ребенка - фиксированная дотация в размере 500 рублей.[28]

  Годами зажатые в тисках нужды, люди привыкают думать только об удовлетворении простейших потребностей. Бедность страшна обреченностью души. Дети из бедных семей часто повторяют путь своих родителей. Они не покупают туристических путевок, не ездят в такси и стараются экономить даже на общественном транспорте. Младшие братья донашивают одежду старших, а старшие братья – своих родителей. Одни из них предпочитают купить килограмм мяса, а не сборник стихов, другие, напротив, предпочитают остаться скорее без материальной, нежели без духовной пищи. И в отличие от среднего класса, у представителей которых проблемы только в удовлетворении дополнительных потребностей, бедные постоянно рассчитывают, как им выкрутиться, чтобы удовлетворить первичные потребности. На первый взгляд, справедливость требует, чтобы объективная экономическая уязвимость большинства неполных семей компенсировалась за счет выплаты определенных материальных пособий. Однако перед специалистами в сфере социальной политики в данном случае встает сложная дилемма, решение которой, кстати, еще не найдено и на Западе.[13;24]

  С одной стороны, в соответствии с принципами гуманности неполные семьи должны получать определенную материальную поддержку со стороны государства и общества. С другой стороны, создание слишком отдельных привилегий одиноким родителям для облегчения их экономического бремени может способствовать развитию в них патерналистских установок, а также

 содействовать дальнейшему  увеличению числа разводов и  росту неполных семей, как это  уже было в начале – середине 1990-х гг. в России. Последнее вызывает  к жизни формирование порочного  замкнутого круга – экономической  ловушки, в которой оказываются  как сами и неполные семьи, так государство и все общество  в целом.[13;25]

            Таким образом, социально-экономическое положение неполных семей в России находится в плачевном состоянии. Это нехватка средств на удовлетворение нужд семьи, более того расцветает бедность. Женщины после развода остро нуждаются в материальной помощи от бывшего супруга и государства. Но этих средств все равно не хватает, так как пособия очень маленькие и прожить на них одинокой матери с детьми невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Технологии социальной работы с неполными семьями

   2.1 Нормативно-правовая база поддержки неполных семей

            Семья в современном обществе представляет собой не только особую социальную группу, но и правовой институт. Как правовой институт семья представляет собой группу связанных между собой брачными и родственными отношениями лиц, которые наделены правами и обязанностями, соответствующими правовыми нормами.[16;200]

            В российском законодательстве эти права и обязанности в основном определяются Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ, а также рядом специальных законодательных и нормативно-правовых документов.

            К числу основных прав семей относится их право на меры дополнительной социальной поддержки. Неполные семьи, согласно российскому законодательству, обладают различными правами на дополнительные меры социальной поддержки. Объем и специфика этих прав зависит от того, к какому типу неполных семей относится данная конкретная семья. В зависимости от этого семья может обладать большими правами, чем обычные семьи, или, наоборот, может быть лишена этих прав вовсе.

            Так, дети из неполных семей, ставших таковыми в результате смерти одного из родителей, в соответствии с российскими законами, имеют право на трудовую или социальную пенсию по случаю потери кормильца.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», дети-сироты, в том случае, если их умерший родитель был застрахован, имеют право на получение единовременной страховой выплаты по потере кормильца.

            Неполные расширенные семьи, образовавшиеся после потери родителей и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников, согласно пункту 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ,имеют право на получение (опекунами, попечителями) ежемесячно выплачиваемых денежных средств на содержание ребенка. Порядок и размер этих выплат устанавливается законами субъекта Российской Федерации.[4]

            Основаниями прекращения выплаты денежных средств на содержание подопечных детей являются:

    - достижение подопечным совершеннолетия;

    - усыновление ребенка;

    - устройство подопечного на полное государственное обеспечение в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в другое аналогичное учреждение;

    - передача ребенка в приемную семью, семью патронатного воспитателя, детский дом семейного типа;

    - вступление подопечного в брак;

    - освобождение, отстранение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей;

    - смена места жительства подопечного на другой субъект РФ;

    - признание подопечного, опекуна (попечителя) безвестно отсутствующими или объявление их умершими;

    - смерть опекуна (попечителя), подопечного;

    - возврат подопечного родителям.

            В перечисленных случаях прекращение выплаты денежных средств на содержание подопечного производится на основании распоряжения органа опеки и попечительства, которое в трехдневный срок направляется в управление социальной защиты.

            Следует особо отметить, что действующим законодательством предусмотрены дополнительные меры поддержки не только в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), но также отдельные льготы для их опекунов (попечителей). Гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, распространяются также в полном объеме

 

 на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

            Особенность правового статуса неполных семей, образовавшихся в результате развода супругов, заключается в том, что несовершеннолетний ребенок из такой семьи обладает правом получать на свое содержание и воспитание алименты. Ребенок, чьи родители до своего расставания фактически проживали семьей без официального оформления своих отношений путем государственной регистрации брака (так называемый внебрачный союз), также имеет право на алименты в том случае, если отцовство его родителя является официально установленным - через добровольное признание отцовства путем указания в свидетельстве о рождении ребенка и в паспорте, или - через суд.

            По Семейному кодексу РФ, размер алиментов на несовершеннолетних детей определяется в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей, однако, может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.[3;146]

            Важно обратить внимание на то, что взыскание алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка является не столько правом, сколько обязанностью. Алиментная обязанность у родителей в отношении несовершеннолетних детей возникает независимо от того, являются ли родители дееспособными или недееспособными, трудоспособными или нетрудоспособными, совершеннолетними или несовершеннолетними, а также независимо от того, нуждаются дети в получении алиментов или нет.[19;43]    

            Поэтому тот из родителей, который взял на себя основную ответственность за дальнейшее воспитание ребенка должен предъявить иск о взыскании алиментов со второго родителя в суд. Если мать этого не делает, то, согласно статье 80 Семейного Кодекса РФ, вместо нее предъявить такой иск должен сделать орган опеки и попечительства.

 

            Розыск алиментщиков осуществляется федеральной службой судебных приставов при активном содействии МВД и Пенсионного фонда РФ. В отношении злостных неплательщиков алиментов применяются уголовно-правовые средства. В Уголовном кодексе РФ предусмотрена специальная статья (ст. 157), согласно которой злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.[5]

            В статье 5 Закона «О занятости населения в РФ» одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, упомянуты как категория граждан, испытывающих трудности в поиске работе (наряду с инвалидами, беженцами и вынужденными переселенцами, многодетными родителями и т.д.). Согласно данной статье закона, в отношении одиноких родителей несовершеннолетних детей должны осуществляться мероприятия, содействующие их занятости.[1]

            Таким образом, одинокие родители являются приоритетным объектом государственной социальной политики в сфере занятости населения. К сожалению, на сегодняшний день в федеральном законодательстве это единственная действенная норма, содержащая признаки особого внимания государства к неполным семьям как объекту социальной политики и социальной работы.

 

  2.2 Направления государственной социальной политики в оказании помощи неполным семьям

            Как говорилось раньше, проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина 

кризиса  семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. На   Западе с   этой   проблемой столкнулись гораздо

Информация о работе Технологии социальной работы с неполными семьями