Технологии социальной работы с неполными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: Семья — малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного человека. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, но и семейный лад, благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Неполная семья как социальная проблема современности
Понятие и причины возникновения неполных семей……………… 7
1.2 Социально - экономическое положение неполных семей на современном этапе российского общества……………………………... 11
Глава II. Технологии социальной работы с неполными семьями
2.1 Нормативно-правовая база поддержки неполных семей………….. 15
2.2 Направления государственной социальной политики в оказании помощи неполным семьям…………………………………………… …. 18
2.3 Основные технологии социальной работы с неполными семьями 22
Заключение………………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 79.48 Кб (Скачать файл)

 

 

                                            Содержание

Введение…………………………………………………………………………  3

Глава I. Неполная семья как социальная проблема современности

    1.    Понятие и причины возникновения неполных семей……………… 7

1.2 Социально - экономическое положение неполных семей на    современном этапе российского общества……………………………...    11

 Глава II. Технологии социальной работы с неполными семьями

        2.1  Нормативно-правовая база поддержки неполных семей………….. 15

2.2 Направления государственной социальной политики в оказании помощи неполным семьям…………………………………………… …. 18

        2.3  Основные технологии социальной работы с неполными семьями 22

Заключение…………………………………………………………………..       29

Список использованной литературы………………………………………..30 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение

        Актуальность темы: Семья  — малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.

            Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного человека. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, но и семейный лад, благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки.

  Какая же семья может сегодня считаться благополучной как с точки зрения внутренних потребностей, так и с точки зрения ее социальных функций? Безусловно, это полная семья. Хотя миллионы семей с одним родителем успешно преодолевают трудности, воспитывают детей, однако для адекватной социализации детей желателен вклад в их воспитание обоих родителей.

  В науке изучение семьи выделено в самостоятельную отрасль научного изучения – семьеведение, которая соединяет и интегрирует в себе знания из различных научных областей (социологии, психологии, педагогики, медицины, права, философии и др.). Наибольшее число работ посвящено вопросам поведения семьи, проблемам совмещения профессиональных и семейных ролей работающих женщин, распределению власти и семейных обязанностей. В то же время некоторые важные проблемы изучены еще явно недостаточно (анализ воспитательной функции семьи, роль мужчины в семье, последствия разводов и т.д.). К числу малоизученных в отечественной науке вопросов относятся также проблемы неполных семей и вопросы теории и практики социальной работы с этой категорией.

  Тема о неполных семьях актуальна потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество. 
            Несмотря на то, что мы давно живем в относительно цивилизованном обществе, несмотря на то, что издано огромное количество работ по психологии, социологии, ᴨȇдагогике и многим другим наукам, проблем  в среднестатистической семье не уменьшается.  Об этом свидетельствует статистика разводов и различные социологические исследования. Кроме того, решение внутрисемейных проблем происходит на достаточно примитивном уровне. Об этом регулярно сообщает хроника из оᴨȇративных сводок МВД России. Мы узнаем об убийствах, тяжких телесных повреждениях, нелицеприятных разделах имущества, о том, почему дети убегают от своих родителей и не хотят возвращаться в родной дом из приюта.

  Степень изученности темы: Как писал Викторов О.И., любая полная семья может являться нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие педагогические задачи. Отмечается  статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Определение понятия неполной семьи дает Дементьева И.Ф. По ее мнению это когда одинокий родитель проживает с ребёнком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несёт за него (них) основную ответственность. Павленок Р.Д. выделяет три причины образования неполных семей. Это рождение женщиной ребенка вне брака, развод и смерть одного из родителя.

        Рашитова Л.К , ссылаясь на Указ, писала, что члены неполных семей пользуются определенными льготами. Детям одиноких матерей выдаются бесплатные или по специальной цене путевки в летние оздоровительные лагеря для школьников. Одной из форм государственной помощи неполным семьям являются бесплатные выдачи нуждающимся детского питания.

        Для работы с неполной семьей можно использовать все современные социальные технологии. Это и диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, терапия, коррекция, консультирование, посредничество. В своих научных трудах Савинов Л.И. и Холостова Е.И. писали, что социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, умений и практики работы субъектов социальной деятельности. Так же сущность социальных технологий можно интерпретировать как «совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения.

        Данная  тема изучена полно, но не очень  глубоко, так как на данный  момент нет оснований делать  вывод о том, что эта тема  до конца продумана и изучена  специалистами в этой области. Ведь с каждым годом такие  семьи увеличиваются, а проблемы  до конца не решаются.

        Объект данной работы – неполные семьи как одна из современных форм семейного жизнеустройства и, одновременно, объект социальной работы.     

        Предмет данной работы – основные направления, технологии и методы социальной работы с неполными семьями.     

        Цель работы – проанализировать современное состояние и социальное положение в обществе неполных семей.

        Задачи  исследования:

 1.Раскрыть понятие неполной семьи и выявить причины ее возникновения;

 

2.Изучить социально-экономическое  положение неполных семей;

3.Рассмотреть нормативно-правовую  базу поддержки неполных семей;

4.Проанализировать государственную  социальную политику в оказании      помощи неполным семьям;

5.Изучить основные технологии  социальной работы с неполными  семьями.

        Эмпирическая база исследований: В качестве эмпирической базы послужили статистические данные Московского центра Гендерных исследований, данные социологических исследований, указы и законы Российской Федерации, касающиеся проблемам семьи, материнства и детства,  Семейный и Уголовный Кодексы, материалы газеты Демоскоп Weekly № 393.

        Структура исследования: Структура исследования состоит из введения,  двух глав,  заключения  и  списка  использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Неполная семья как социальная проблема современности

1.1  Понятие  и причины возникновения неполных  семей

            В человеческом обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и социальных потребностей. Она представляет собой такую социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием. Все это приводит к тому, что по отношению к семье вовсе не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отмечал американский социолог В. Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно».[16;198]

               В конце 90-х гг. ХХ в. – начале XXI в. быстрыми темпами стали появляться такие формы семьи, которые не совсем типичны для многих стран и народов, в том числе и для России. Речь идёт о неполных семьях. Интересен факт рассмотрения самого понятия «неполная семья».

  Неполная семья – группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

  В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет.

  Приведем еще несколько  понятий «неполной семьи» из  словарей.

  Неполная семья – это неполное ядро семьи, обычно один из родителей с одним или несколькими детьми, не состоящими в браке. Характеристика неполноты относится, таким образом, к супружеской чете.[24]

  Неполная семья – это нуклеарная семья, в которой один из супругов отсутствует.[25]

  Среди неполных семей есть так называемые прочие семьи, их еще называют неполными расширенными семьями (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки). Средний размер таких семей всегда меньше среднего размера семей с брачными парами.[11;169]

  Нельзя сказать, что любая полная семья может являться нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие педагогические задачи.   Отмечается  определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью.[8;63]

  Таким образом,  в определение понятия «неполная семья» ложится количественная характеристика, которая заключается в следующем: неполными считаются семьи, в которых одинокий родитель проживает с ребёнком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несёт за него (них) основную ответственность.[9;159 ]

  За рубежом термин «неполная семья» практически не используют, заменяя его выражением «материнская семья», подчеркивая ее особенность, но вместе с тем социальное и психологическое равноправие.[12;19]

  Как и в обычных семьях в неполных существуют различные проблемы. К ним относятся:

1.Экономическая нестабильность;

2.Здоровье детей;

3.Бытовые трудности;

4.Адаптация к новому образу жизни после развода;

5.Предвзятое и недоброжелательное отношение окружающих к одиноким матерям, имеющим внебрачного ребенка.

          А вот  причинами возникновения неполных семей являются:

-Рождение женщиной ребёнка  вне брака;

 

-Развод;

-Смерть одного из супругов.[17;111]

            Рождение женщиной ребёнка вне брака

            В последние десятилетия быстро растет число детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. В 1990 году таких было 8,5% от всех родившихся, в 2000 году - 18,6%, в 2005 году - 24,1%, в 2008 году этот показатель снизился до 20,1%.

В настоящее время каждый четвертый-пятый ребенок в стране рождается вне зарегистрированного брака.

            Наиболее высокая доля рождений вне зарегистрированного брака отмечается у матерей моложе 20 лет (39,5% от всех родившихся у матерей этого возраста в 2008 году) и матерей в возрасте старше 35 лет (35-39 лет - 25,5%, 40-44 лет - 31%, 45-49 лет - 23,7%). В средних возрастах доля детей рожденных вне зарегистрированного брака значительно ниже (в возрасте 25-29 - 18,6%), однако и здесь она довольно высокая. Практически каждое пятое - шестое рождение происходит вне зарегистрированного брака.

            Причины рождения детей вне зарегистрированного брака имеют существенные различия по возрасту матери. У самых младших из них основная причина связана в основном с низкой культурой контрацепции. Внебрачные рождения в возрасте до 20 лет чаще всего являются результатом нежелательной беременности. В старших возрастах - это в основном результат осознанного намерения женщины родить ребенка, не вступая в зарегистрированный брак. Наряду с трудностями подбора брачного партнера, в данном случае сказываются также возросшие требования к браку и брачному партнеру и экономическая независимость женщин.[23;17]

            Существует некоторая дифференциация между городом и селом по уровню внебрачной рождаемости. Среди сельского населения рождение детей вне брака относительно общего числа рождений происходит гораздо чаще, чем среди городского. В 2006-2007 годах почти каждый третий ребенок,

 родившийся в сельской местности, был внебрачным, в городской - каждый  пятый. Однако, в виду значительно  большего в абсолютном выражении  числа рождений в городах, и  количество родившихся вне зарегистрированного  брака тоже больше в городах. В результате более 63% внебрачных  рождений приходится на города.[23;18]

            Развод

            Времена, когда развод был редкостью и повсеместно осуждался, остались в далеком прошлом. С семидесятых годов прошлого столетия количество разводов в России составляет не менее 140 тысяч в год. Это означает, что тысячи семей ежегодно оказываются разбитыми. 

            Статистика разводов в России в 2010 году – составляет 153 406 на 185 969 браков. Таким образом, процент разводов в России за 2010 год составил 80 %.

            Демографы объясняют такую печальную статистику тем, что в 2010 году наступил брачный возраст юношей и девушек, рожденных в начале девяностых годов. А девяностые годы отличились крайне низкой рождаемостью. Многие семьи в те времена считались крайне неблагополучными. Тем не менее, это не единственная причина того, что многие супружеские пары в России разводятся. 

Информация о работе Технологии социальной работы с неполными семьями