Технологии повышения эффективности управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Каждая организация имеет свои цели и коммерческие интересы, для их достижения выполняет конкретные действия и решает определенные задачи. Во многом достижение поставленных целей зависит от эффективности управления. Если существующая на предприятии система управления не соответствует даже текущим задачам бизнеса, тогда она становится существенным тормозом в развитии, понижает конкурентоспособность и негативно влияет на показатели деятельности компании в частности и жизнеспособность компании на рынке в общем.

Файлы: 1 файл

Готовая_курс.раб.doc

— 9.29 Мб (Скачать файл)

Высокая эффективность управления обеспечивается также профессионализмом персонала и управляющих. Значительный рост эффективности управленческой деятельности достигается в том случае, когда члены организации отождествляют ее цели с собственными, активно участвуют  в процессе управления.

Эффективное управление требует формирования надежных коммуникаций, позволяющих своевременно обеспечивать всех участников управленческого процесса необходимой информацией, поддерживать надлежащий уровень обмена ею, благоприятный  морально-психологический климат.

И наконец, эффективное управление невозможно без заинтересованности всех участников управленческого процесса в конкретных результатах организации.

 § 2. Оценка эффективности управления

 

В настоящее время  единого подхода к оценке эффективности управления фирмой не существует. Ввиду того, что на практике размерность оценок достаточно велика, а количественные сравнения параметров управляемого объекта (фирмы) зачастую провести невозможно, оценить все аспекты управления не удается. Поэтому в ряде случаев оценка эффективности управления ограничивается анализом финансово-экономического состояния фирмы.

Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие  на управляемый объект для обеспечения  достижения поставленных целей, эффективность управления может быть оценена по степени достижения этих целей, по конечным результатам производственной деятельности (по уровню прибыли), по качеству планирования (улучшение показателей бюджетирования), по эффективности вложений (отдача на капитал), по увеличению скорости оборачиваемости капитала и т.п.

Самым простым примером может служить оценка эффективности  управления по показателю уровня прибыли, по тенденции увеличения или снижения этого показателя. То есть, если оценить  соответствие результатов деятельности фирмы действиям менеджмента, то полученный показатель будет являться критерием экономической эффективности управления.

Более сложный экономический  анализ эффективности управления фирмой включает в себя оценку деятельности фирмы с использованием сравнительных показателей, которые отражаются в финансовой отчетности фирмы.

Таким образом, исторически  сложилось, что основным критерием  экономической эффективности управления принято считать прибыльность.

Другим экономическим  критерием эффективности, подчиненным критерию прибыльности, является продуктивность, характеризуемая показателями индивидуальной и групповой производительности труда, объемом выпускаемой продукции, качеством продукции. Сюда же относятся показатели использования материальных ресурсов (показатели сбалансированности товарно-материальных запасов, текущие прямые и накладные расходы и др.), человеческих ресурсов (затраты на наем рабочей силы, на подготовку и повышение квалификации, показатели организации труда), внедрения нововведений (наличие соответствующих мощностей, производственные резервы).

В то же время наличие  нескольких вариантов решений в  организации управления ставит вопрос о сопоставлении результатов  с затратами. Это сопоставление  становиться все более необходимым  по мере роста свободы выбора с одной стороны, и с интенсификацией использования ресурсов – с другой.

В такой интерпретации, эффективность управления все чаще отождествляется с экономичностью, полезный результат сравнивается с затратами деятельности, причем среди последних различаются затраты, действительно влияющие на получение полезного результата, а также неизбежные (предусмотренные) и неоправданные потери.

Также эффективность  управления может быть выражена и  оценена не только по конечным экономическим  результатам работы всей фирмы, но и по таким параметрам, как скорость принятия решения и осуществления конкретных шагов, отдача от осуществления решения, измеряемая в стоимостных показателях. Для определения эффективности отдельного решения можно сравнивать планируемые и фактические «входы» и «выходы» и измерять полученную отдачу от решения, т.е. отношение «выхода» к «входу». Эффективность системы внутрифирменного управления определяется в этом случае как экономический эффект от принятия управленческих решений.

Поскольку управление носит информационный характер, то информация также представляет собой результат действия, а, следовательно, является «выходом» системы управления.

Кроме того, эффективность  управления определяется эффективностью функционирования и использования каждого элемента системы управления – рациональностью структуры, применением научных, передовых методов управления, скоростью, полнотой информационного обслуживания, квалификацией управляющих кадров, их умением творчески подходить к решению конкретных проблем управления.

Критерии эффективности  управления находятся в тесной связи  с целями фирмы. Специфика управления состоит в том, что выработка  целей является функцией самого управления, а их реализация осуществляется как  в рамках функционирования управления, так и в рамках управляемого объекта.

Среди социально-экономических критериев эффективности организации обычно называются: стабильность (производство, структура, положение на рынке), рост (темпы роста производства, численности занятых, числа нововведений), способность организации приспосабливаться к изменениям внешней среды (взаимосвязь показателей внешней среды и деятельности организации). Эффективность организации во многом зависит от ее способности планировать свою деятельность в долгосрочном масштабе, прогнозировать будущие изменения. Это позволяет в определенной степени минимизировать риск в условиях нестабильной экономики. Анализ социально-психологических аспектов проводиться на основе критериев мотивации персонала, характеристики морального климата (количеств и качества межфункциональных коммуникаций, гибкость системы продвижения по службе, полномочия работников и их ответственность, степень удовлетворения от выполняемой работы и др.).

Эффективность системы  управления во многом определяется эффективностью методов управления, применяемых на предприятии 11. Как правило, экономический эффект от применения метода управления складывается из двух компонентов:

Pt = Эпt + Экt                                                  (1)

где Рt – экономический эффект от применения метода управления в t году;

Эпt – прямой экономический эффект от применения метода управления в расчетном периоде;

Экt – косвенный экономический эффект от применения метода управления в расчетном периоде.

Прямой экономический  эффект может выражаться в натуральных, стоимостных и трудовых показателях, а также в их сочетаниях, когда в результате использования метода управления растет производительность труда, расширяется номенклатура производимой продукции или оказываемых услуг, сокращаются затраты и т.п.

Косвенный экономический  эффект проявляется опосредованно, иногда через цепочку различных промежуточных вторичных факторов. Оценка эффективности методов управления подразумевает учет совокупного эффекта от использования того или иного метода.

В целом исследователи выделяют следующие виды эффектов12:

- экономический (сокращение затрат в стоимостном выражении, рост выручки и др.);

- социальный (например, улучшение системы мотивации персонала);

- маркетинговый (увеличение доли рынка, повышение скорости прохождения заказа);

- ресурсный (например, экономия ресурсов за счет повторного использования однажды найденных решений, сокращение времени принятия управленческих решений, возможность лучшего ресурсного обеспечения ключевых процессов и пр.);

- структурный (улучшение взаимодействия между подразделениями и т.д.).

Таким образом, современная  теория управления приходит к необходимости, во-первых, согласования показателей  эффективности управления с показателями эффективности и производительности фирмы; во-вторых, к необходимости учета многостороннего воздействия управления на фирму, используя набор дополнительных критериев.

Специфика управления состоит  в том, что реализация целей управления осуществляется как в рамках системы  управления (субъект управления), так  и в рамках управляемого объекта. Эта сложность взаимодействия целей в рамках системы управление-производство требует рассмотрения результатов деятельности обеих подсистем – управляющей и управляемой. Каждая из этих подсистем обладает своими ресурсами, эффективность использования которых необходимо учитывать.

Ковалишина Г.В.13 обобщила основные характеристики системы управления и, соответственно, критерии ее эффективности (см.: Схема 2).

Пример расчета системы  управления организации по предлагаемым выше направлениям оценки и системе показателей представлены ниже (см.: Приложение 1).

Задумкин К.А.14 исследовал проблему оценки эффективности управления также на основе системного подхода. Автор пишет: «Система управления призвана обеспечивать последовательное выполнение ряда основных управленческих функций. Поскольку в данном случае мы имеем дело с системой, то эффективность ее работы будет определяться по аналогии с расчетом коэффициента полезного действия (КПД) в технических системах произведением эффективности выполнения каждой из обозначенных функций» .

Схема 2

Структура оценки эффективности  управления при системном подходе15


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент полезного  действия – характеристика эффективности системы (устройства, машины) в отношении преобразования или передачи энергии; определяется отношением полезно использованной энергии к суммарному количеству энергии, полученному системой.

Коэффициент эффективности (КЭ) – выраженный относительной величиной качественный показатель, характеризующий достигнутый уровень экономической эффективности. Он представляет собой отношение полученного экономического результата (например, суммы прибыли или суммы экономии от снижения себестоимости продукции) к произведенным затратам.

На основе расчетов  Задумкин К.А. получает  множество  возможных вариантов функционирования системы управления и формулирует следующие выводы:

1. Если хотя бы одна из основных функций управления не выполняется, то вся система управления не работает, что выражается в недостижении объектом управления поставленных целей.

2. Эффективность функционирования  системы управления определяется  эффективностью выполнения самой  плохо выполняемой функции (принцип  «слабого звена»).

3. Чем больше у системы  управления уровней (подсистем, элементов), тем ниже эффективность ее функционирования.

4. С возрастанием сложности  эффективность работы системы управления снижается. В то же время ее сложность должна быть адекватна сложности объекта управления.

5. Чем более неэффективно работает система управления, тем больше необходимо ресурсов (временных, финансовых, материальных) для достижения заданных результатов.

Другим современным  специалистом16 предложены индикаторы эффективности управления и влияющие на них области управления предприятием (см.: Приложение 2).

В настоящее время  для оценки эффективности работы руководителей и рядовых сотрудников во многих как иностранных, так и российских компаниях вводятся системы управления эффективностью, заключающиеся в том, что в начале года руководителям ставится ряд целей, а в конце года происходит оценка достижения поставленных целей. Существуют различные виды подобных систем оценки эффективности, в числе которых: управление по целям (Management by Objectives), система сбалансированных показателей (Balanced Score Card), система управления исполнением (Performance Management) и др.17

Так, сбалансированная система показателей является одним из инструментов конкретизации, представления и реализации стратегии. В основу концепции заложена мысль о том, что при оценке результативности компании следует учитывать различные аспекты бизнеса. На основе обобщения эмпирического опыта разработчики сбалансированной системы показателей предложили сначала оперировать четырьмя основными перспективами – «Финансы», «Клиенты», «Внутренние бизнес-процессы» и «Обучение и рост». Однако этот базовый набор перспектив может быть адаптирован к специфике конкретной отрасли или предприятия. Сбалансированное рассмотрение упомянутых перспектив при разработке стратегических целей компании позволяет получить сбалансированную систему целей (см.: Приложение 3)18 .

 

 

§ 3. Технологии повышения эффективности управления

Многие специалисты решают проблему повышения эффективности управления, используя при этом различные понятия: «путь», «метод», «технологии» (повышения эффективности управления).

Метод означает в переводе с греческого «путь». Методы управления – способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, менеджера на организацию, они предлагают вариантность, выбор путей действия. Цель управления определяет методы управления. Методы отвечают на вопрос – каким образом воздействовать на объект управления, организацию19.

Технология как наука  появилась вместе с возникновением промышленности – в конце XVIII века. В основе технологии лежит принцип – разложить всякий процесс производства на составные элементы. Это позволяет многократно повысить эффективность выполнения отдельных производственных операций. Именно технологизация производства служит источником научного и технического прогресса во всех отраслях экономики

Технологии проникли и в сферу управления предприятием (технологии менеджмента, бизнес-технологии, технологии организационного развития, планирования, корпоративные технологии и др.). Технологизация управления предполагает, прежде всего, дробление управленческого процесса на отдельные процедуры и операции, с последующей регламентацией выполнения процедур и операций. Такое дробление и регламентация позволяют повысить эффективность управления предприятием за счет действия таких факторов как рационализация и специализация управленческого труда, поэтапный контроль и выявление отклонений, разделение стереотипных и творческих процедур и др.20

Информация о работе Технологии повышения эффективности управления