Сущность, понятие, задачи S.W.O.T анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Управление - это осознанная и целенаправленная деятельность, с помощью которой человек упорядочивает и подчиняет своими интересами элементы внешней среды. Наряду с такими характеристиками управления, как работа с ресурсами предприятия, выполнение непрерывных и взаимосвязанных видов деятельности стоит и концентрация деятельности на достижение целей предприятия. При управлении организацией опытные менеджеры определяют постановку целей как существенный компонент, играющий серьезную роль в деятельности фирмы. Постановка четких целей и последующая деятельность в соответствии с ними, одна из самых серьезных задач, с которыми сталкивается руководитель.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Управление и его роль в организации……………………………...…………6
2.Роль целеполагания в процессе планирования………………………………..8
Понятие цели и миссия организации…………………………………...……8
2.2 Классификация целей…………………………………………………………9
3.Выявление целей………………………………………………………...…….15
3.1 Важность постановки цели, главная цель организации………………...…15
Двуцелевой характер производства………………………………………...18
3.3Требования к постановке целей……………………………………………..19
4 Механизм формирования……………………………………………………...21
4.1 Построение дерева целей………………………………………………...….21
5. Сущность, понятие, задачи S.W.O.T анализа………………………….……26
5.1 Общая характеристика Министерства здравоохранения Мурманской области……………………………………………………………………………27
5.2 Организационная структура Министерства здравоохранения Мурманской области……………………………………………………………………………34
5.3 S.W.O.T. - анализ Министерства здравоохранения Мурманской области …………………………………………………………………………………….39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

курс.rtf

— 669.00 Кб (Скачать файл)

   СОДЕРЖАНИЕ

 

    Введение…………………………………………………………………………...3

1. Управление и его роль в организации……………………………...…………6

2.Роль целеполагания в процессе планирования………………………………..8

    1. Понятие цели и миссия организации…………………………………...……8

2.2 Классификация целей…………………………………………………………9

3.Выявление целей………………………………………………………...…….15

3.1 Важность постановки цели, главная цель организации………………...…15

    1. Двуцелевой характер производства………………………………………...18

3.3Требования к постановке целей……………………………………………..19

4 Механизм формирования……………………………………………………...21

4.1 Построение дерева целей………………………………………………...….21

5. Сущность, понятие, задачи S.W.O.T анализа………………………….……26

5.1 Общая характеристика Министерства здравоохранения Мурманской области……………………………………………………………………………27

5.2 Организационная структура Министерства здравоохранения Мурманской области……………………………………………………………………………34

5.3 S.W.O.T. - анализ Министерства здравоохранения Мурманской области …………………………………………………………………………………….39

Заключение……………………………………………………………………….45

Список используемой литературы……………………………………………...47

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление - это осознанная и целенаправленная деятельность, с помощью которой человек упорядочивает и подчиняет своими интересами элементы внешней среды. Наряду с такими характеристиками управления, как работа с ресурсами предприятия, выполнение непрерывных и взаимосвязанных видов деятельности стоит и концентрация деятельности на достижение целей предприятия. При управлении организацией опытные менеджеры определяют постановку целей как существенный компонент, играющий серьезную роль в деятельности фирмы. Постановка четких целей и последующая деятельность в соответствии с ними, одна из самых серьезных задач, с которыми сталкивается руководитель.

Нужно установить цели и миссию организации, построить «дерево целей», а после этого выработать стратегию поведения, обеспечивающую выполнение этих составляющих. Это является одной из основных задач высшего руководства и составляет важную часть всего управления, называемого - управление по целям. Если мы ставим перед собой задачу совершенствования организации, не уточнив ее целей, мы рискуем предложить лучшие способы выполнения ненужных функций или лучшие пути достижения неудовлетворительных конечных результатов. Процесс постановки целей влияет на качество управления, а эффективный процесс постановки целей улучшает качество управления в целом. Искусно выбранная цель увеличивает планы управления и укрепляет эффективность работы организации в целом. П. Питер и Р. Уотермен отмечают одно исследование, которое проводилось в этой области, оно базировалось на сравнении результатов деятельности двух фирм, в одной из которых постановка целей проводилась только формально. А в другой такие цели были одним из важнейших звеньев управления. Анализ десятилетнего периода деятельности обоих фирм показал, что чистая прибыль той компании, которая систематически практиковала процесс постановки целей, значительно превышает прибыль компании. Которая не уделяла этому процессу особого внимания. В данной курсовой работе будет рассматриваться постановка и классификация целей, проблемы при постановке целей и их возможные решения, как формируются цели и как они влияют на управление предприятием.

 
          Актуальность темы курсовой работы обусловлена особой значимостью проблемы. Формирование целей организации является одним из необходимых условий успешности деятельности. Во-первых, это некие ориентиры, которые позволяют видеть направление развития в условиях постоянного изменения внешней среды. Во-вторых, любая организация представляет собой объединение людей, преследующих некие цели, определяющих целевую ориентацию предприятия.  
          Определение и постановка целей деятельности организации является компетенцией высшего руководства, в его же задачи входит выработка методов их достижения. Все это составляет в своей совокупности стратегической управление предприятием.

      Целью курсовой работы является определение сущности и рассмотрение механизма формирования целей на теоретическом уровне. 
          Для достижения поставленной цели будут последовательно решаться следующие задачи:

1. определить понятие и значение целей в деятельности организации ; 
2. рассмотреть классификацию целей и основные требования к их постановке; 
3. рассмотреть алгоритм анализа целей и построение организационных систем; 
4. определить основные методы формирования целей; 
5. рассмотреть способы анализа и критерии достижения целей. 
          Объектом исследования курсовой работы является целевое начало в деятельности организации.

 
          Предмет: классификация и механизм формирования целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время научные сведения об управлении организациями необходимы людям разных специальностей: инженерам, юристам, политикам и т.д. Но, в первую очередь, они нужны профессиональным управленцам, менеджерам, руководителям предприятий и учреждений. Это вызвано тем, что современные организации невозможны без особого вида деятельности - управленческой, направленной на преобразование различных сторон организационной жизни. С правильной организацией управления связаны, прежде всего, нормальное функционирование и повышение эффективности деятельности организации. Разработка проблем социологии управления ускоряет профессиональный рост руководителей разных звеньев.

Управление становится возможным уже в силу существования и жизнедеятельности организации. В этом смысле оно может характеризовать организацию как систему. Удальцова М.В. предлагает рассматривать качества социальной организации: цель, управление, структурную иерархию, взаимодействие, как системообразующие. [1, с. 11]; Управление также предполагает наличие управляющей и управляемой подсистем, благодаря чему становится возможным реализация отношений власти-подчинения и контроля. Функционирование управления в организации нельзя рассматривать в отрыве от основных структурных компонентов организации. Более того, отдельные структурные компоненты задают особенности управленческих процессов и решений.

Организация - группа людей, деятельность которых координируется для достижения поставленных общих целей. Как следует из определения организации, среди всех компонентов ее внутренней структуры особое место занимают цели, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать сколько-нибудь продолжительное время. [2, c. 76];

Важность определения целей связана с тем, что они являются фундаментом для менеджмента, планирования, организации, мотивации, контроля; определяют способы повышения эффективности деятельности организации; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.

Никакая организация не может успешно выжить в конкурентной среде, если она не имеет четких ориентиров, направлений, которые определяют то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью.

Таким образом, цели оказывают самое непосредственное влияние практически на все компоненты деятельности организации. В связи с этим в последние годы российские компании быстрыми темпами осуществляют переход от управления, в котором результат деятельности подчиненных определяется мнением о нем руководителя к управлению на базе более объективной платформы - с помощью системы управления на базе целей и контрольных показателей. [3, c. 240];

 

2. Роль целеполАгания в процессе планирования

 

2.1 Понятие цели, миссия организации

 

Цель - это желаемое состояние объекта в будущем. В управлении необходимо оценить каждую функцию и вид деятельности внутри компании, исходя из их вклада в достижение целей компании. Цели формируют критерии для оценки целесообразности предлагаемого образа действий, устанавливают стандарты для оценки достигаемой эффективности и дают общий ориентир для деятельности фирмы в целом. Это осознанная потребность в достижении определенного результата в перспективе.

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования.

Когда речь идет о целевом начале в управлении организацией и соответственно о целевом начале в поведении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссия и цель. Нужно установить то и другое, а после этого выработать стратегию поведения, обеспечивающую выполнение этих составляющих.

Это является одной из основных задач высшего руководства и составляет важную часть всего управления, называемого - управление по целям - Management by Objectives, MBO. Ориентирован на выполнение постановленной цели как будущего результата. Основной смысл целевого начала - это максимально повысить долгосрочную эффективность. [4, с. 245];

Миссия организации - это наиболее общая цель деятельности организации, предназначение, смысл существования и организации относительно внешней среды. В миссии организации заключена роль, которую она собирается играть на сцене своего бизнеса в решении социально-экономических задач общества, региона, что позволяет отличит ее от других подобных организации. Миссия это внешний образ организации, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность организации перед партнерами, потребителями, обществом в целом. [4, с. 345];

 


Установление миссии



Выявление целей


Построить дерево целей


Выработать стратегию поведения

 

Рис. 1

 

Обычно обращают внимание на три основных элемента в разработке миссии: [5, с. 568];

1. Основной продукт (услуга), производимой фирмой.

2. Главный рынок для реализации товара (услуг).

3. Технологическая система производства.

Каждый из этих трех элементов необходим, поскольку только их комбинация составляет полную картину деятельности фирмы.

Таким образом, миссия определяет суть деятельности предприятия, ее базовые цели и принципы, помогает объединить усилия в одном направлении, служит базой для построения и коррекции целей организации.

 

2.2 Классификация целей

 

Выбор и формулирование целей определяются конкретными условиями их реализации на ближайший период, определяют конкретными условиями их реализации на ближайший период, определяют стратегию организации. Цели классифицируют: [4, с. 351];

1. По масштабу деятельности - глобальные, общие, локальные, частные.

2. По объектам - цели организации в целом, цели структурных подразделений (стратегических зон хозяйствования - СЗХ, стратегических единиц бизнеса -СЕБ), функциональных подсистем организации:

  • Экономические, т.е. укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности.
  • Научно-технические цели концентрируются на создании и внедрении в производство новых и совершенствовании существующих образцов продукции, доведении их до уровня мировых стандартов.
  • Технологические , к ним относятся создание и внедрение новых технологий, строительство и реконструкция производства, компьютеризация, автоматизация и т.д.
  • Социальные цели - это создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образовательного и квалификационного уровня, ликвидация тяжелого и ручного труда, улучшение медицинского обслуживания.
  • Производительные - это выпуск продукции определенного объема товаров и услуг, повышение их качества.
  • Административные цели предполагают, в частности, достижение высокой управляемости, надежного взаимодействия между подразделениями и отдельными работниками, высокой дисциплины и слаженности в работе.
  • Маркетинговые цели - это завоевание новых рынков сбыта, привлечение новых покупателей, продолжение жизненного цикла продукции, достижение лидерства в продажах.

цели конкретных исполнителей:

  • Положение на рынке, описываемое таким показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж, работа с клиентами и т.п.;
  • Производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т. п.; мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники, и т.п.;
  • Финансовые результаты, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала, рентабельность, доход на акцию и т.п.;
  • Инновации. Разработка, производство новых товаров и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов с области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, повышение качества продукции и т. п.;
  • Управленческие аспекты. Выражены в качестве менеджмента по шкале персональных достижений менеджеров, работающих в организации, надежность системы, готовность и способность выполнять новые задачи и т.п.;
  • Кадровые ресурсы, описываемые с помощью показателей выполнения трудовых функций и отношения к работе, рентабельности персонала, текучести кадров. Бизнес должен признать свою ответственность перед работниками - потребности и благосостояние сотрудников, высокая заработная плата. Лучшие условия труда, возможность роста, профессионального развития. Повышения квалификации работников и т. д.;
  • Работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей;
  • Социальная ответственность, понимаемая как обязанность бизнеса способствовать благосостоянию общества. Предприятие должно благотворно воздействовать на общественную жизнь не только узко, в смысле увеличения возможностей для материального роста, но и широко, соответствую общепринятым общественным ценностям, формируя благоприятную экологическую среду, принимая участие в решении острых социальных проблем, объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п.;

Информация о работе Сущность, понятие, задачи S.W.O.T анализа