Сущность, основные черты и свойства организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести теоретическое исследование природы и сущности организации.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть сущность термина «организация»;
2. описать черты и свойства организаций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..………………….1-2
Глава1.
Сущность организации…………………………………………….…………..2-5
Глава 2.
Основные черты и свойства……………………………………………………5-6
2.1Разделение труда…………………………………………...………………..6-8
2.2Организационные подразделения………………………………...……….8-10
2.3Управленческая субординация……………………………………..……10-11
2.4Объем контроля…………………………………………………...………11-12
2.5Центролизация………………………………………………….…………13-14
2.6Формализация…………...…………………………….…………………..14-15
2.7Сложность………………………………………...……………………….15-16
Заключение…………………………………..……………………………….16-17
Приложения
Приложение 1…………………………………….…………………………..18-19
Приложение 2………………………………………………………………...…..20
Список используемой литературы……………………………………………...21

Файлы: 1 файл

теория организации.docx

— 121.97 Кб (Скачать файл)

  1. Кунц, 0'Доннел,1981.
  2. Никифоров, 1989

 

2.5ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

Централизация управления — сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а сами эти решения строго обязательны для нижних уровней. (4) 
Под централизацией понимается степень, в которой принятие решений концентрируется в единственном (наивысшем) пункте организации. В некоторых организациях решения принимаются на высших иерархических уровнях небольшим числом «ключевых» лиц. Такие организации являются централизованными. В других организациях участие в принятии решений охватывает довольно широкий круг лиц, так что даже работники, стоящие на низших ступенях иерархической лестницы, могут внести свой вклад в этот процесс. Подобные организации называются децентрализованными. 
На уровень централизации могут влиять многие факторы. Так, один из крупнейших современных специалистов в области социологии организаций Э. Этциони в качестве таких факторов отмечает культурные нормы (централизация более «приемлема» для немца, нежели англичанина), образовательный уровень руководителей подразделений (чем выше этот уровень, тем большую децентрализацию организация может допустить), особенности личности руководителя высшего звена . 
Невозможно определить, является организация централизованной или децентрализованной, если просто взглянуть на ее схему. Все зависит от того, как много и каких (по степени важности) решений организационные верхи сохраняют за собой и какие решения делегируются ими на нижестоящие уровни. Общеизвестно, что участие членов организации в принятии решений позитивным образом влияет на их мотивацию и удовлетворенность работой.


  1. Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.»

В то же время децентрализованные решения могут служить интересам  отдельных подразделений, но не соответствовать  задачам организации в целом. 
Кроме того, децентрализация способствует более быстрому принятию управленческих решений, так как руководители нижних рангов находятся ближе к той или иной конкретной ситуации, требующей решения. Децентрализация также позволяет руководителям высшего звена экономить время и уделять большее внимание формированию стратегии предприятия и творчеству в инновационной деятельности. С другой стороны, централизация обеспечивает большее единство политики организации на всех ее управленческих уровнях. 
Ответ на вопрос, какова оптимальная степень централизации (децентрализации), зависит от множества факторов, в том числе ситуационных. Оптимизация здесь должна быть основана на совмещении преимуществ и централизованной и децентрализованной структур. Поиск соответствующего баланса между ними является важной и вечной организационной проблемой. 
 
2.6ФОРМАЛИЗАЦИЯ 
Под формализацией в данном случае понимается степень, в которой обязанности и поведение стандартизированы, то есть четко определены (часто в форме письменных правил и инструкций). При очень формализованной работе служебные обязанности работника предоставляют ему минимум свободы действий относительно того, что должно быть сделано, когда и каким образом. И наоборот, если уровень формализации низок, поведение работников менее программированно и они имеют большую степень свободы. 
Уровень формализации может широко варьироваться как между разными организациями, так и в пределах одной и той же организации. Известно, что есть целый ряд простейших неквалифицированных работ с повторяющимися операциями, которые легко поддаются высокой степени формализации. Чем большего профессионализма требует работа, тем менее вероятно, что она может быть очень формализована. Например, обязанности инженера, юриста, социального работника, журналиста и т. д. имеют низкую степень формализации. 
Следует подчеркнуть, что формализация той или иной работы зависит от ее уровня в организации. Так, работники, находящиеся на более высоких организационных ступенях, занимаются трудом, в котором мало повторяющихся, в буквальном смысле слова, действий. А их решения отличаются большей уникальностью. По мере того как повышается иерархический ранг руководителя, увеличивается и его свобода действий. Таким образом, на самых высших уровнях организации формализация оказывается наименьшей. 
Наконец, практика деятельности разных организаций демонстрирует различную степень формализации. На некоторых малых (особенно частных) предприятиях имеется немного формальных предписаний. И, наоборот, во многих государственных организациях таким предписаниям нет числа. В целом степень формализации является важной характеристикой организации, определенным образом связанной с ее эффективностью. 
 
2.7СЛОЖНОСТЬ 
Степень сложности организации можно рассматривать как финальный аспект ее структуры. Под сложностью здесь имеется в виду уровень внутренней дифференциации, представленный в данной организации. Существует три основных типа дифференциации. 
Во-первых, организация может быть охарактеризована как вертикально сложная, исходя из количества различных управленческих уровней. Иначе говоря, чем длиннее иерархическая лестница, тем сложнее организация. По мере увеличения числа ступеней, находящихся между высшим руководством и подчиненными самого нижнего организационного уровня, возрастают потенциальные возможности для искажений при передаче информации. Увеличиваются также трудности при координации решений управленческого персонала. Затруднительным становится для высшего руководства и внимательный контроль действий рядовых работников. 
Во-вторых, организация может быть охарактеризована как горизонтально сложная в той степени, в какой она содержит различные отделы и специализированные подразделения. По мере того как увеличиваются ряд различных, требующих специальных знаний и умений профессиональных занятий в рамках организации, ее численность и масштаб деятельности, возрастает и ее сложность. Соответственно становятся более трудными задачи координации или интеграции действий различных подразделений. 
Вертикальная и горизонтальная дифференциации взаимозависимы. Соответствующая вертикальная дифференциация может, быть следствием увеличения горизонтальной дифференциации. По мере того как работа делится на отдельные компоненты, все в большей и большей степени необходима их координация. 
Наконец, в-третьих, сложность организации может быть обусловлена степенью ее пространственной дифференциации. Иначе говоря, те или иные подразделения (филиалы) организации порой находятся в разных городах страны или даже в разных странах. Та или иная географическая разбросанность подразделений организации также говорит соответствующим образом о степени ее сложности. Чем больше такая разбросанность, тем ощутимее в организации трудности коммуникации, координации и контроля.

 

 

Заключение  
Совершенно очевидно, что для решения возникших проблем теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин. Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организаций и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении.  
Вопрос о разграничении теории организации и науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается неоднозначно. В одних работах (и их немало) теория организации рассматривается как составная часть науки об управлении.  
Обоснование решений Информационные технологии телекоммуникации относительно самостоятельную область знаний.  
Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью в исследовании отношений собственности, рыночного и государственного регулирования субъектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерителей, методов экономического стимулирования. Перечисленные системы имеют непосредственное отношение не только к ориентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной деятельности. 

Особую значимость приобретает  связь теории организации с юридической  наукой, изучающей право как систему  социальных норм и различные аспекты  правоприменительной деятельности. Непосредственное влияние на формирование ключевых разделов теории организации  оказывают такие отрасли юридической  науки, как гражданское, трудовое и  хозяйственное право.  
Организации должны быть структурированы таким образом, чтобы максимизировать возможности системы управления по обработке и передаче необходимой информации, добиться требуемой оперативности принятия, реализации и контроля управленческих решений. Организации должны обеспечить оперативное получение требуемой информации как руководителями, так и исполнителями. 

 

 

Приложения

 

Приложение 1

 



 



 

 




 

 


 


 

 

 

 

 

Рис. 1.1   Вертикальное разделение труда

 

 

Руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей  среднего и низшего уровней, т. е. формально обладает большей властью  и более высоким статусом. Вертикальная дифференциация связана с иерархией  управления в организации. Чем больше ступеней иерархической лестницы между  высшим уровнем управления и исполнителями, тем более сложной является данная организация. Полномочия распределяются по должностям и руководителям, занимающим эти должности. Цель организации  рассматривается как ориентир для  направлений потоков связей и  полномочий.

 

 



 

 


 

 

 

   



 


 

 

 

 

 
 

Низший уровень управления 
Исполнители

 

Рис. 1.2  Горизонтальное разделение труда

 

 

Горизонтальная дифференциация отражает степень разделения труда между отдельными структурными единицами. Чем больше в организации различных сфер, требующих специализированных знаний и навыков, тем более сложной она является. Горизонтальная специализация направлена на дифференциацию функций. Она охватывает определение работы (соединение различных отдельных заданий) и определение взаимосвязи между различными видами работ, которые могут выполняться одним или многими работниками.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы  
1. Баранников А. Теория организации. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 700 с.  
2. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. – М., 2008.  
3. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. – СПб.: "Питер" – 2006. – 268 с.  
Смирнов Э.А. Основы теории организации. – М., 2008. 

4. Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989.

5. Управление персоналом. Учебник для вузов/ Под ред.Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

6. А.Л.Свенцицкий (фрагменты первой главы из книги: Психология управления организациями. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. – С .20 - 30) .

7. http://www.hanadeeva.ru/teoria_organizacia/kyrs_leczi/vopros_3.4/index.html

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………..………………….1-2

Глава1. 
Сущность организации…………………………………………….…………..2-5

Глава 2. 
Основные черты и свойства……………………………………………………5-
2.1Разделение труда…………………………………………...………………..6-8

2.2Организационные подразделения………………………………...……….8-10

2.3Управленческая субординация……………………………………..……10-11

2.4Объем контроля…………………………………………………...………11-12

2.5Центролизация………………………………………………….…………13-14

2.6Формализация…………...…………………………….…………………..14-15

2.7Сложность………………………………………...……………………….15-16 
Заключение…………………………………..……………………………….16-17

Приложения 
Приложение 1…………………………………….…………………………..18-19

Приложение 2………………………………………………………………...…..20

Список используемой литературы……………………………………………...21

 


Информация о работе Сущность, основные черты и свойства организации