Сущность и задачи менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент – это процесс, который распределяет и двигает ресурсы в определённой организации. Процесс протекает по заранее спроектированному плану с постоянным контролем результативности. Эта сфера деятельности является управленческой и хозяйственной областью любого предприятия, которая обеспечивает правильное управление всеми экономическими процессами. От обыденного управления он имеет отличие в том, что несёт в себе большую степень свободы руководства и служащих в условиях неизвестности исхода ситуации. В свою очередь, управление, которое создано в виде административной системы, основано на полном ограничении свободы и планировании основных процессов и событий на определённый, долгий срок.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

− единство руководства – один руководитель и одна программа для совокупности всех операций, направленных на достижение одной цели; это необходимое условие единства действия, координации сил, сложения усилий;

− подчинение частных интересов общим – интересы одного работника или группы не должны превалировать над интересами коллектива; достигается твердостью и личным примеров начальников, возможно более справедливыми соглашениями и бдительным надзором;

− вознаграждение персонала – оплата выполненной работы должна быть справедливой и удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего;

− централизация – определение степени централизации управления, наиболее приемлемой для данной организации (уменьшение централизации – показатель важности роли подчиненных);

− иерархия – ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими; иерархическая колея – путь, по которому следуют бумаги, проходя все ступени, от высшей власти или адресуемые ей; есть много операций и ситуаций, успех которых зависит от быстрого исполнения, и надо уметь совместить уважение к иерархии с обязательством быстро достигать цели;

− порядок – определенное место для каждой вещи и каждая вещь на своем месте (материальный порядок), определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте (социальный порядок);

− справедливость – результат сочетания благожелательности с правосудием; правосудие есть реализация установленных договоренностей, а благожелательность поощряет персонал к исполнению своих обязанностей с рвением и преданностью;

− постоянство состава персонала – высокая текучесть кадров является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел;

− инициатива всех, присоединенная к инициативе руководства, – большая сила для предприятия, особенно в трудные моменты; требуется много такта и личной доблести, чтобы возбуждать и поддерживать инициативу всех в пределах, предписываемых уважением к авторитету власти и дисциплине;

− единение персонала – это сила, которая является результатом гармоничных отношений с персоналом.

Значительный вклад в развитие классической школы внес Г.Эмерсон, который в своей знаменитой работе “Двенадцать принципов производительности” (1911 г.) сформулировал 12 принципов рационального управления, применимых ко всем сферам производства.

Теория рациональной бюрократии, сформулированная немецким социологом М.Вебером (1864-1920 гг.), явилась логическим завершением классической школы.

Административные принципы управления в чистом виде в настоящее время становятся менее эффективными, сейчас требуется более гибкое и разнообразное управление, основанное на системно- ситуационном подходе.

Другие школы менеджмента

Школа “Движение за гуманные отношения”

Школа человеческих отношений возникла как реакция на недооценку рассмотренными выше школами социально-психологических и эмоциональных потребностей человека в процессе производства и управления. Движение за гуманизацию отношений производства и управления зародилось в ответ на неспособность полностью понять человеческий фактор как основной элемент эффективной организации.

Создатель школы – американский социолог и психолог Э.Мэйо. Многочисленные эксперименты в г. Хотторне (близ Чикаго) привели его к выводу, что главное воздействие на производительность труда оказывают не условия труда сами по себе, а внимание к персоналу. Другими словами, продуктивность труда работников повышается не столько из-за повышения уровня зарплаты, сколько через улучшение взаимоотношений между руководителем и подчиненными, повышение удовлетворенности своей работой и улучшение отношений в коллективе.

Вклад в становление школы сделал немецкий психолог Г.Мюнстенберг. Опираясь на то, что менеджер должен управлять не машинами, а прежде всего людьми, он доказал важность гуманизации процесса управления.

Последователь Э.Мэйо Д.Мак-Грегор подчеркивал, что деспотичный режим, который обычно устанавливается на предприятиях их руководством, исчерпал себя. Людям нравится работать свободно, они хотят проявлять свою сообразительность, хотят быть хозяевами на своем рабочем месте.

Существенный вклад в развитие школы внесли Ф.Герцберг, Р.Блейк, К.Арджирис, а также М.Фоллет, разработавшая теорию лидерства.

В соответствии с теорией этой школы важнейшей задачей менеджера является формирование сплоченного коллектива, создание в нем благоприятного микроклимата, забота о подчиненных, помощь им в решении проблем, в том числе и личных.

Постулаты школы “Движение за гуманные отношения”:

− люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность в соответствии с тем, как к ним относятся другие люди;

− вследствие промышленной революции, рационализации и специализации производственных операций труд утратил привлекательность, поэтому удовлетворение человек вынужден искать в социальных взаимоотношениях;

− люди более чувствительны к мнению группы равных им людей, нежели к понуждению и методам контроля со стороны менеджера;

− работники откликаются на распоряжения менеджера, если тот способен удовлетворить социальные потребности своих подчиненных и их желания, если он их понимает.

Впервые работник признан социальным фактором, а главным стимулом, повышающим производительность труда, является включение рабочих в управление предприятием, в систему его целей.

Признание роли психологического фактора в повышении производительности труда нашло отражение в высказывании Г.Форда: “Если бы мы научились разрешать психологические конфликты в процессе труда, тогда я в ближайшие десять лет смог бы снизить себестоимость своих автомобилей больше, чем я смог это сделать за последние пятнадцать лет технологическими методами“.

Эмпирическая школа управления

Возникла школа на основе объединения основных положений и идей классической школы и школы человеческих отношений в процессе разработки теории и изучения практики управления. Основателем и теоретиком школы принято считать профессора менеджмента Нью-Йоркского университета, выдающегося теоретика в области управления П.Друкера. Наиболее известна работа Друкера “Эффективный управляющий”, которая стала теоретической основой концепции “управления по целям”. В основе этой концепции лежит так называемый “синтетический” подход к организации, рассматриваемой как многоплановое явление, которое связывает в единое целое цели, ресурсы и процессы, которые происходят как в самой организации, так и за ее пределами (внешняя среда).

В то время (середина 50-х годов ХХ ст.) большинство менеджеров сосредотачивали основное внимание на функциях и процессах управления. Друкер же предложил иной подход: управление начинается с разработки целей, и только после того, когда цели определены и сформулированы, переходят к формированию функций, системы взаимодействия и организации процесса производства.

Основными элементами концепции “управления по целям” являются:

− определение четких стратегических целей;

− привлечение к определению и формулированию этих целей всего персонала организации; оценка эффективности на основе результатов.

Последователями Друкера принято считать таких ученых, объединивших теорию с практической деятельностью, как А.Слоун, Р.Дэвис, А.Чандлер, Л.Ньюмен, Д.Миллер.

 

 

2.3) Менеджмент как искусство

 

К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного менеджмента» практически отсутствовала идей научной организации труда. Под менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта.

К «школе научного менеджмента» относят таких классиков управления как Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд. Без их вклада было бы невозможным возникновение современного менеджмента с присущим ему единством науки, искусства, технологии управления. В работах классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента, описаны основные функции управления. В их работах была проведено изучение проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения эффективности. 
Разрабатывая основы науки, в 14 общих принципах управления А. Файоля мы можем видеть инициативу: «Инициативой мы называем возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления точно также относится к категории инициативы».

Первым элементом управления у него является предвидение. «Управлять  – это предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть последнего».

Также Файоль пишет об искусстве управлять людьми: «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых и по доверию начальства». Ф. Тейлор говорит о «конструктивном воображении» – способности, позволяющей человеку при помощи нескольких усвоенных понятий преодолевать препятствия, встречающихся на его пути, и создать что-либо полезное, несмотря на эти препятствия.

Также он указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что 
предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».

Наука и искусство менеджмента тесно связаны между собой. Менеджер должен учитывать некоторую ограниченность теории и научных исследований и корректировать свою практику с учетом выводов теории только там, где это уместно.

Другой особенностью вывода о двойственной природе менеджмента является его некая логическая однобокость. Если гениальный менеджер принял верное решение, основанное на интуиции, которая, как правило, базируется на опыте, то разве корректно утверждать, что это решение в принципе не может быть научно обосновано? Напротив, можно утверждать обратное: под решение менеджера, в том числе и неправильное, совсем нетрудно подвести научную базу.

Наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы.

Искусство менеджмента состоит в их творческом применении в управленческой практике. Менеджер должен знать в каких условиях, при каких обстоятельствах, в какой обстановке применить конкретные научные знания.

Следует отметить, что это могут быть как врождённые, так и приобретённые качества. К ним относятся: талант, интуиция, воображение, креативность, интуиция, творческие способности, готовность к восприятию нового.

Искусство менеджмента заключается в использовании накопленного опыта и приобретённых знаний творчески на практике. Это требует определённого природного дара, таких людей называют лидерами. Менеджер должен тонко чувствовать всё, что происходит вокруг и уметь увлекать за собой и направлять подчинённых. Поэтому существенно то, что он помимо развитой интуиции, воображения, определённых знаний и так далее, должен обладать организаторскими способностями.

 

 

 

 

 

 

3) Современный менеджмент на примере предприятия

3.1) Характеристика ЛУКойла

 

ОАО «ЛУКОЙЛ»  — одна из крупнейших международных нефтегазовых компаний, на долю которой приходится 2,2% мировой добычи нефти.

Лидирующие позиции компании явились результатом многолетней эффективной работы по увеличению ресурсной базы благодаря увеличенью масштабов деятельности заключению стратегических сделок.

Основными показателями эффективной деятельности компании являются следующие[18].

Первичная переработка нефти и выпуск нефтепродуктов представлен в таблице 2.

 

Таблица 2 - Первичная переработка нефти и выпуск нефтепродуктов

 

 

Рисунок 2 – Выручка

 

Финансовые показатели компании ЛУКойл представлены в таблице 2.

 

Таблица 3 - Финансовые показатели и коэффициенты за 2008 - 2012 годы 
 

 

 

3.2) Повышение эффективности менеджмента ЛУКойла

 

Повышение эффективности менеджмента ЛУКойла основывается на следующих принципах:

Наделение предприятий Компании необходимыми средствами.

Происходит вклад управляющей компанией средств в свои дочерние предприятия для обеспечения их эффективной деятельности.

Назначение руководителей Предприятий.

Происходит назначение компанией директоров для управления предприятиями, на которых лежит ответственность за эффективность работы.

Принцип полной самостоятельности Предприятий.

Все предприятия – самостоятельные, находятся на самофинансировании и самоокупаемости. Любое отдельное предприятие не несет ответственности за деятельности других предприятий и за деятельности управляющей компании.

Принцип узкой специализации.

Принцип узкой специализации заключается в том, что любое неликвидное предприятие подлежит ликвидации или смене профиля.

Принцип взаимовыгодного сотрудничества.

Взаимоотношения между предприятиями являются горизонтальными и основаны на принципе взаимовыгодного сотрудничества. Если одно из предприятий нарушило условие, что привело к ущербу другого предприятия, то оно должно предъявить претензию. Управляющая компания разрешает споры между предприятиями, ее решение является обязательным.

Принцип соблюдения интересов каждого Предприятия Компании.

Решения, которые ущемляют интересы одного предприятия в пользу другого не допускаются.

Информация о работе Сущность и задачи менеджмента