Структура как организационная характеристика системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 02:56, курсовая работа

Описание работы

Система - это целостная совокупность взаимосвязанных элементов. Она имеет определенную структуру и взаимодействует с окружающей средой в интересах достижения поставленной цели.
Данное определение позволяет выявить следующие базисные понятия:
целостность;
совокупность;
структурированность;
взаимодействие с внешней средой;
наличие цели.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие структуры, характеристика структуры системы управления, её развитие в истории……………………………………………5
1.1.Эволюция взглядов на сущность и структуру организации…………..5
1.2.Характеристика организационной структуры системы и управления……………………………………………………………….............6

Глава 2. Виды организационных структур……………………………..........8
2.1.Структура как внутренняя организация системы……………...............8
2.2.Классификация организационных структур…………………………...11
2.3.Организационные структуры управления……………………………...17


Заключение……………………………………………………………………...19
Литература………………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Моя Курсовая Теория Организации.doc

— 1,009.50 Кб (Скачать файл)

МР кафедры Менеджмента


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Московский государственный  университет экономики, статистики  и информатики 

(МЭСИ)»

Калининградский филиал

 
 

Кафедра Менеджмента

 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

Теория организации

 

на тему:

Структура как организационная характеристика системы.

 
 
 
 
 
 

Студент:

Гребенюк А. С.

 

Группа:

КД-ЗМЕ-201 (ЗМЕ-3)

 

Научный руководитель:

Снежко Н.Б.

 
 
 

Дата сдачи:

   

Дата защиты:

   

Оценка:

   

Подпись руководителя:

   
 
 
 
 
 
 

 

 

 

Калининград 2015


 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Понятие структуры, характеристика структуры системы управления, её развитие в истории……………………………………………5

1.1.Эволюция взглядов на сущность и структуру организации…………..5

1.2.Характеристика организационной структуры системы и управления……………………………………………………………….............6

 

Глава 2. Виды организационных структур……………………………..........8

2.1.Структура как внутренняя организация системы……………...............8

2.2.Классификация организационных структур…………………………...11

2.3.Организационные структуры управления……………………………...17

 

 

Заключение……………………………………………………………………...19

Литература………………………………………………………………………20

 

Список приложений……………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Прежде чем приступить к работе над курсовой работой, необходимо дать понятие организации и системы.

Система - это целостная совокупность взаимосвязанных элементов. Она имеет определенную структуру и взаимодействует с окружающей средой в интересах достижения поставленной цели.

Данное определение позволяет выявить следующие базисные понятия:

    • целостность;
    • совокупность;
    • структурированность;
    • взаимодействие с внешней средой;
    • наличие цели.

Они представляют собой систему понятий, т. е. внутреннюю организацию некоторого устойчивого объекта, целостность которого и есть система.

Организация (от франц. оrganisation, от лат. organize -сообщаю, устраиваю) -разновидность социальных систем, объединение людей для достижения совместных целей.

Организации как системы обладают следующими свойствами: целенаправленностью, целостностью, эмерджентностью, гомеостазисом, структурностью.

Структурность, т.е. прерывность, возможность выделения составляющих системы.

Целостность — это внутреннее единство системы.

Эмерджентность — это наличие у системы качественно новых свойств, которые отсутствуют у ее составных частей.

Гомеостазис — это свойство устойчивости, благодаря которому система всегда стремится восстановить нарушенное равновесие, компенсируя изменения, возникающие под влиянием внешних факторов.

Целенаправленность предполагает наличие общей цели функционирования или развития элементов системы.

Это означает, что любая система состоит из более мелких систем (подсистем) и сама является частью более крупной системы.

С научной точки зрения понятие «организация» имеет несколько смысловых значений:

Организация = Система: - организация как совокупность, как система взаимоотношений, видов деятельности, прав, обязанностей, ролей, которые имеют место в процессе совместного труда.

Организация = Процесс: - организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура системы (организовывание);

Организация = Социум: - организация как любая группа людей с общими целями.

Для меня обьект исследования - непосредственно структура системы организации, их классификации и взаимосвязи.

Мой метод исследования  заключается в применении функционального подхода, который позволяет изучить проявление целенаправленности и активности деятельности организационных структур, понять место, которое занимает та или иная изучаемая **** система, выявить взаимодействие систем и структур, зависимость между отдельными компонентами внутри изучаемой темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие структуры, характеристика структуры системы управления, её развитие в истории

 

    1. Эволюция взглядов на сущность и структуру организации

 

Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний – менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юриспруденции и др.

Изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для XX века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям, принципов и методов управления ими. Это вызвало к жизни множество научных идей и школ, изучающих закономерности построения организаций, их основные черты и стимулы функционирования – формальные и неформальные организации, человеческие отношения, социальные системы, разделение функций и ответственности, принятие управленческих решений, математический аппарат процессов управления.    

 Для решения вопроса о  том, какая схема организации  является оптимальной для данных  конкретных условий, необходимо  принимать во внимание различные  подходы, предлагаемые теориями  формирования организаций. Теории, которые утверждают, что существует единственный рациональный способ построения организации, называются универсальными. Теории, согласно которым оптимальная структура может различаться от ситуации к ситуации в зависимости от таких факторов, как изменение технологии и внешней среды, называются ситуационными.     

 Существующие теории различаются  также по способу их разработки. Например, некоторые из них являются  результатом логической дедукции, тогда как другие сформулированы  на основе исследовательских  разработок. Одни теории ведут  главным образом поиск базовых характеристик для описания организаций, другие же пытаются описывать «лучшую» организацию. В экономической литературе различают также теории, в которых сделан акцент на задачах подразделений фирмы, рассматриваемых в качестве важнейшей основы анализа, и теории, которые пытаются анализировать организацию в целом. Эти различия в подходах и предмете анализа затрудняют разработку общей теории формирования организаций.

См. приложение 1.«Основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие научных школ управления XX века» стр.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Характеристика организационной структуры системы управления.

Структурой системы называется совокупность отношений между элементами, необходимых и достаточных для достижения цели.

В широком смысле под структурой понимают всю совокупность отношений между элементами.

Структура выступает объективно необходимой составляющей организационной системы. Она предопределяет основные свойства и организационные характеристики системы и остается неизменной в процессе функционирования систем, т.е. она обеспечивает ей устойчивость и целостность.

Нередко организационную структуру подстраивают под процесс производства продуктов или услуг в зависимости от типа производства и вида производства.

Предложенная Генри Минцбергом (англ. Henry Mintzberg; род. 2 сент.1939) — профессор менеджмента Макгилльского университета в Монреале. типология базируется на выделении шести основных структурных элементов организации:

  • операционное ядро организации — осуществляет основные процессы по созданию ценности для конечного потребителя;
  • стратегическая вершина — руководство организации, осуществляющее, формирование миссии, стратегических целей и стратегии деятельности организации;
  • средняя линия — промежуточное звено между руководством и операционным ядром;
  • техноструктура — объединяет аналитиков и специалистов, организующих и поддерживающих информационные потоки, формально организующих взаимодействие подразделений и контроль за их деятельностью;
  • вспомогательный персонал — службы, обеспечивающие функционирование остальных элементов организации;
  • идеология — атмосфера организации, связанная с её традициями.

Основные параметры проектирования организационной структуры.


Параметры индивидуальной деятельности

  • уровень специализации деятельности
  • уровень формализации поведения
  • параметры обучения
  • параметры восприятия организационной культуры

Структурные параметры

  • параметры группировки ресурсов по подразделениям
  • размеры подразделений

Параметры поперечных связей

  • параметры системы планирования и контроля
  • параметры механизмов связи

Параметры системы принятия решений

  • уровень вертикальной децентрализации
  • уровень горизонтальной децентрализации.

 

Структуру управления характеризуют с помощью таких понятий, как сложность, уровни формализации и централизации, механизмы координации.

Сложность организационной структуры управления определяется по количеству отделов, групп, квалифицированных специалистов и уровней иерархии. Эти параметры в организациях могут существенно различаться в зависимости от принятого разделения работ и характера связей между ними.

Количество и состав отделов, групп, высококвалифицированных специалистов и уровней иерархии могут меняться при существенных изменениях как в структуре самой организации, так и в ее отношениях с внешней средой. Поэтому, к примеру, увеличение ассортимента выпускаемой продукции может вызвать необходимость пересмотра разделения работ среди управленческого персонала и формирования в составе отделении новых служб, ориентированных на продуктовую, географическую или потребительскую специализацию. Одновременно это может повлиять и на другие параметры структуры управления, например на уровень централизации принятия решений, механизмы координации, сложность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды организационных структур.

2.1. Структура как внутренняя организация системы.

Как важнейшая организационная характеристика структура представляет собой совокупность связей и отношений, сложившихся в системе между ее элементами. Такое довольно краткое определение структуры должно быть дополнено рядом существующих положений.

1. Структуру  организации составляют только  системообразующие связи и отношения, формирующие согласованное единство элементов в рамках целостной системы. Разрыв системообразующих связей и отношений нарушает целостность и равновесие системы.

2. По своему  содержанию и функциональному  назначению связи и отношения, составляющие структуру организации, подразделяются на три группы:

  • связи непосредственного взаимодействия, обеспечивающие формирование у системы новых системных свойств, отсутствующих у отдельных составляющих ее элементов (так, взаимодействия между цехами-смежниками создает способность предприятия к производству готовой продукции);
  • отношения соподчиненности, устанавливающие иерархическую зависимость в организации, определяющие этажность строения организации (предприятие - цех - участок; директор - начальник цеха - мастер);
  • соотношения, устанавливающие пропорциональность строения организации и обеспечивающие соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы между собой (например, соответствие производственных мощностей разных цехов предприятия, численность занятых в этих цехах работников и объемов выпускаемой в них продукции).

Информация о работе Структура как организационная характеристика системы