Организационная структура финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 19:51, доклад

Описание работы

К организационной структуре финансовой системы Украины относятся:
а) органы управления:
– Министерство финансов Украины;
– Государственная налоговая служба;
– Контрольная ревизионная служба;
– Казначейство;
– Счетная палата;
– Аудиторская палата;
– Комитет по надзору за страховой деятельностью;
– Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;
– Пенсионный фонд;
– Фонд социального страхования;
– Государственный инновационный фонд.
б) финансовые институты:
– Национальный банк Украины;
– Коммерческие банки;
– Страховые компании;
– Небанковские кредитные учреждения (ломбард, кредитные союзы);
– Межбанковская валютная биржа;
– Фондовые биржи;
– Финансовые посредники на рынке ценных бумаг.

Файлы: 1 файл

Организационная структура финансовой системы.docx

— 31.99 Кб (Скачать файл)

Организационная структура  финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления.

К организационной структуре  финансовой системы Украины относятся:

а) органы управления:

– Министерство финансов Украины;

– Государственная налоговая  служба;

– Контрольная ревизионная служба;

– Казначейство;

– Счетная палата;

– Аудиторская палата;

– Комитет по надзору за страховой  деятельностью;

– Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому  рынку;

– Пенсионный фонд;

– Фонд социального страхования;

– Государственный инновационный  фонд.

б) финансовые институты:

– Национальный банк Украины;

– Коммерческие банки;

– Страховые компании;

– Небанковские кредитные  учреждения (ломбард, кредитные союзы);

– Межбанковская валютная биржа;

– Фондовые биржи;

– Финансовые посредники на рынке  ценных бумаг.

Государственное казначейство – это основной финансово-распределительный  орган общества. Оно представляет систему взаимосвязанных элементов, целью которой является полное удовлетворение потребностей общества в накоплении и распределении финансовых бюджетных  ресурсов между государственными учреждениями и предприятиями.

Мировая практика показывает, что казначейство занимает важное место  и должно играть роль главного инструмента  в процессе регулирования финансовых потоков в государстве. Сведениями и цифрами этого органа оперируют  как при обсуждении бюджета страны, так и при проведении экономических  реформ.

Сегодня для всех стран  мира, включая и наиболее развитые, актуальна проблема эффективности  национальной экономики. В условиях международного разделения труда и  ресурсов на современном этапе побеждает  самая малозатратная экономика.

Эффективное использование  бюджета страны означает снижение издержек при одновременном увеличении доходной части. Помочь государству эффективно распорядиться бюджетом – задача системы государственного казначейства.

Система государственного казначейства включает следующие основные подсистемы и элементы:

• макроэкономическое прогнозирование:

– достоверный прогноз  развития экономики на перспективу;

– контроль правильности планирования бюджета;

• подготовку и исполнение бюджета:

– увеличение доходов от туристической отрасли;

– более эффективное использование  средств, выделяемых на здравоохранение.

• учет и финансовую отчетность;

• управление наличностью, управление долгами, гражданское управление:

– эффективное управление внешним долгом;

– оптимизация денежных потоков  в режиме реального времени;

• аудит, связь с Центральным  банком;

• связь с налоговой  и таможенной системами;

• средства эффективного управления рабочей нагрузкой сотрудников  и повышения эффективности деятельности госучреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная контрольно-ревизионная  служба Украины и ее органы на

местах контролируют соблюдение финансовой дисциплины предприятиями и

организациями по территориальному делению  расходования средств из

государственного бюджета на социальные потребности, содержание органов

государственного управления и  др.

Законом Украины о государственной  контрольно-ревизионной службе предусмотрено

создание ее при Министерстве финансов Украины в составе Главного контрольно-

ревизионного управления Украины  в составе Главного контрольно-ревизионного

управления Украины, контрольно-ревизионных  управлений в Автономной Республике

Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных

подразделений (отделов, групп) в районах, городах и районах городов.

     Главная задача государственной контрольно-ревизионной службы –

осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных

ценностей, их сохранностью, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета  и

отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах и

государственных фондах, бюджетных  учреждениях, а также на предприятиях и в

организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и

государственных валютных фондов, представление  предложений по устранению

выявленных недостатков и нарушений  нормативных актов и предупреждения их в

дальнейшей деятельности.

Государственная контрольно-ревизионная  служба имеет централизованную

организационную структуру.

     Главное контрольно-ревизионное управление Украины возглавляет

заместитель министра финансов Украины, назначаемый Кабинетом Министров

Украины.

     Руководителей региональных контрольно-ревизионных управлений и подразделений

назначают вышестоящие руководители в порядке подчиненности.

     Структурные подразделения контрольно-ревизионной службы являются

юридическими лицами, имеют самостоятельные  сметы, расчетные и другие счета  в

банках.

     Функции государственной контрольно-ревизионной службы состоят в

проведении ревизий и проверок финансовой деятельности, состояния сохранности

средств и материальных ценностей, достоверности учета и отчетности в

министерствах, ведомствах, организациях и на предприятиях, которые содержаться

за счет государственного бюджета. В ее функции также входит проведение ревизий

и проверок правильности расходования государственных средств на содержание

местных органов государственных  средств на содержание местных органов

государственной исполнительной власти, учреждений и организаций, действующих  за

рубежом и финансируемых из государственного бюджета, контроль полноты

оприходования, использования и сохранности валютных средств, проверка

выполнения решений по результатам  проведенных ревизий.

Важной функцией государственной  контрольно-ревизионной службы является

составление нормативно-методических документов по проведению

контрольно-ревизионной  работы, обобщение опыта этой работы и расширение его в

контрольно-ревизионных  подразделениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Органы  Государственной контрольно-ревизионной  службы выполняют следующие функции:

1) организовывают  работу контрольно-ревизионных подразделений  на местах по проведению ревизий  и проверок, обобщают следствия  ревизий и проверок, в случаях,  предусмотренных законодательством,  сообщают о них органам законодательной  и исполнительной власти;

2) проводят ревизии  и проверки финансовой деятельности, состояния и сохранения средств  и материальных ценностей, достоверности  учета и отчетности в министерствах,  ведомствах, государственных комитетах  и других органах государственной  исполнительной власти, в государственных  фондах, бюджетных учреждениях, а  также на предприятиях и в  организациях, которые получают  средства из бюджета и из  государственных валютных фондов;

3) проводят ревизии  и проверки правильности расходования  государственных средств на содержание  местных органов государственной  исполнительной власти, учреждений  и организаций, которые действуют  за границей и финансируются  за счет государственного бюджета;

4) контролируют  полноту оприходования, правильность расходования и сохранение валютных средств;

5) осуществляют  контроль за устранением недостатков и нарушений, выявленных предшествующими ревизиями и проверками;

6) разрабатывают  инструктивные и прочие нормативные  акты о проведении ревизий  и проверок;

7) осуществляют  методическое руководство и контроль за деятельностью подчиненных контрольно-ревизионных подразделов; обобщают опыт проведения ревизий и проверок и распространяют его среди контрольно-ревизионных служб, разрабатывают предложения относительно усовершенствования контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

18:33

2/06 Сущность  и методы управления финансами.  Финансовое планирование и ...

При этом могут применяться  разные критерии выбора: минимум приведенных  затрат; максимум приведенной прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум  текущих затрат; минимум времени  на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости  средств; максимум дохода на рубль вложенного капитала; максимум прибыли на рубль  вложенного капитала; максимум сохранности  финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).

Общее понятие  об управлении финансами.

Существует некоторое  различие понятий «финансовое управление» и «управление финансами».

Финансовое управление предполагает использование форм финансовых отношений и методов воздействия на объект финансового управления. Управление финансами представляет собой более широкое понятие, включающее, помимо финансового управления, бухгалтерский учет и отчетность, маркетинговые исследования, программно-техническое обеспечение управления финансами. Управление финансами охватывает также процесс создания продукта, который будучи реализован принимает форму валового дохода.

Управление  финансами представляет собой систему  принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов и организацией оборота денежных средств.

Эффективное управление финансами обеспечивается реализацией  ряда принципов, основными из которых  являются:

1. Интегрированность с общей системой управления. В какой бы сфере деятельности не принималось управленческое решение, оно прямо косвенно оказывает влияние на формирование денежных потоков и результаты финансовой деятельности. Управление финансами непосредственно связано с другими видами функционального управления. Это определяет необходимость органической интегрированности управления финансами с общей системой управления.

2. Комплексный  характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота теснейшим образом взаимосвязаны иоказывают прямое косвенное воздействие на результаты финансовой деятельности. Управление финансами должно рассматриваться как комплексная управляющая система, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность финансовой деятельности.

3. Высокий  динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования ииспользования финансовых ресурсов и оптимизации денежного оборота, разработанные и реализованные в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах финансовой деятельности. Прежде всего, это связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, и в первую очередь — с изменением конъюнктуры финансового рынка. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функционирования объекта управления, особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому управлению финансами должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации производственной и финансовой деятельности, финансового состояния и других параметров функционирования субъекта управления (государство, предприятие).

4 Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого принципа предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования и использования финансовых ресурсов иорганизации денежного оборота должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих финансовую идеологию, финансовую стратегию конкретную финансовую политику.

5. Ориентированность  на стратегические цели развития. Какими бы эффективными не казались те иные проекты управленческих решений в области финансов в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности), стратегическими направлениями развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников в предстоящем периоде.

Функциональный, правовой и организационный аспекты в управлении финансами.

Региональный  аспект управления, его значение в условиях рынка.

Органы  управления финансами, их функции. Понятие  финансового аппарата, его составные  части. Система финансовых органов, ее структура, права и обязанности отдельных подразделений.

Общее управление финансами  осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США – это Конгресс, В Великобритании – Парламент, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное Собрание, в России – Федеральное Собрание.

Общее управление финансами  в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной  власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное  решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство  руководит финансовой деятельностью  во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.

На общегосударственном  уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

· профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;

· Министерство финансов РФ и его органы на местах;

· Центральный банк РФ;

· Министерство РФ по налогам и сборам;

· Федеральная налоговая  служба РФ;

· Государственный  таможенный комитет РФ;

· Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

· Министерство государственного имущества;

· исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Управление финансами  на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.

Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие  финансовые органы, а также Федеральная  налоговая служба.

Среди всех органов  выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный  орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

На Министерство финансов возложены следующие задачи:

1) разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

3) осуществление  финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

4) обеспечение устойчивости  государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка

Основными подразделениями  Министерства финансов являются бюджетный  департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг ифинансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты  нормативов отчислений от федеральных  налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных  федеральных внебюджетных фондов;

разрабатывает с  участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной налоговой службы РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

принимает участие  в работе по совершенствованию страховой  деятельности в стране;

разрабатывает предложения  по формированию и развитию финансового рынка;

разрабатывает проекты  программ внешних заимствований  РФ;

управляет государственным  внутренним и внешним долгом РФ;

Важным подразделением Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации;

2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

3) финансовое исполнение  государственных внебюджетных фондов;

4) краткосрочное  прогнозирование объемов государственных  финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

5) управление совместно  с Банком России государственным  внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

6) представление  законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового  контроля, образуемым Федеральным Собранием  Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: (1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; (2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; (3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; (4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой исвоевременностью внесения взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:

осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты исвоевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

вести учет и проводить проверки налогоплательщиков;

ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

осуществлять возврат  излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

25 октября 1991 года  Указом Президента РСФСР образован  Государственный таможенный комитет  России (ГТК). ГТК является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное  руководство таможенным делом  в Российской Федерации.

В соответствии с  возложенными на него задачами Государственный  таможенный комитет РФ осуществляет следующие функции:

организует систему  контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;

обеспечивает самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, осуществляет другие меры по охране таможенной границы Российской Федерации;

организует осуществление  таможенного контроля, принимает  меры по его совершенствованию и упрощению без ущерба эффективности такого контроля;

участвует в организации  экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов, а также культурных ценностей;

организует осуществление  в соответствии со своей компетенцией валютного контроля; выполняет функции органа валютногоконтроля; осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно – розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба (ФНС  РФ) является федеральным органом исполните


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Организационная структура финансовой системы