Структура бизнес-плана на примере рекомендаций Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является выявление требований и правил разработки бизнес-плана. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд следующих задач:
Раскрыть сущность процесса бизнес-планирования
Рассмотреть понятие «бизнес-план»
Раскрыть функции, цели и задачи бизнес-плана
Изучить методики составления бизнес-плана
Охарактеризовать состав и структуру бизнес-плана

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Бизнес-план как один из ключевых моментов стратегического планирования на предприятии 4
1.1. Сущность процесса планирования и понятие бизнес-плана 4
1.2. Функции, цели и задачи бизнес-плана 7
1.3.Классификация бизнес-планов 10
Глава 2. Методики и современная практика разработки бизнес-плана. 12
2.1. Методики и стандарты разработки бизнес-плана в России 12
2.2. Требования, подходы и этапы разработки бизнес-плана 14
Глава 3. Структура бизнес-плана на примере рекомендаций Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства. 17
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Готово.docx

— 54.22 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Бизнес-план как один из ключевых моментов стратегического  планирования на предприятии 4

1.1. Сущность  процесса планирования и понятие  бизнес-плана 4

1.2. Функции,  цели и задачи бизнес-плана 7

1.3.Классификация  бизнес-планов 10

Глава 2. Методики и современная практика разработки бизнес-плана. 12

2.1. Методики  и стандарты разработки бизнес-плана  в России 12

2.2. Требования, подходы и этапы разработки  бизнес-плана 14

Глава 3. Структура  бизнес-плана на примере рекомендаций Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства. 17

Заключение 23

Список литературы 25

 

 

Введение

 

Актуальность данной работы обусловлена возросшей в последнее десятилетие ролью бизнес-плана в планировании деятельности предприятия. Связано это было со следующими причинами:

  1. Возрастание сложности внешней хозяйственной среды потребовало от компаний высокой гибкости в управлении, умения постоянно просчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе, с учетом всех факторов.
  2. Возросла роль стратегического маркетинга, умения находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности. Но мало найти перспективную возможность на рынке, нужно еще и оценить, чего она стоит. Для этого и нужен бизнес-план.
  3. Расширилась самостоятельность производственных подразделений. В современных условиях увидеть все варианты хозяйственного развития можно лишь на нижнем уровне, а оценить их привлекательность с точки зрения корпорации в целом, проанализировать с учетом интересов владельцев капитала можно на высшем уровне. Обособление хозяйственных систем при необходимости интеграции решений по части инвестиционной политики и сделало бизнес-план столь популярным инструментом планирования бизнеса.

Однако российские предприниматели  часто не имеют необходимой профессиональной подготовки для написания бизнес-планов. Современная ситуация требует смещения акцента с производственной стороны проектов на рыночную. Необходимы оценка платежеспособного спроса на продукцию, состояние конкуренции, анализ экономической и финансовой устойчивости и результативность. Поэтому анализ разработки бизнес-плана на предприятии является достаточно актуальной темой на сегодняшний день.

Объектом исследования является бизнес-план как важнейший инструмент стратегического планирования. Предметом исследования являются место бизнес-плана в деятельности предприятия и методика его построения.

Целью настоящей работы является выявление требований и правил разработки бизнес-плана. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд следующих задач:

  1. Раскрыть сущность процесса бизнес-планирования
  2. Рассмотреть понятие «бизнес-план»
  3. Раскрыть функции, цели и задачи бизнес-плана
  4. Изучить методики составления бизнес-плана
  5. Охарактеризовать состав и структуру бизнес-плана

 

 

Глава 1. Бизнес-план как один из ключевых моментов стратегического планирования на предприятии

1.1. Сущность процесса планирования и понятие бизнес-плана

Бизнес-планирование – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно  связана с предпринимательством.

В условиях рынка невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о его состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении  на них конкурентов и т. д.

Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу  в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать  источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется в соответствии с Приказом Министерства финансов, статистическая отчетность – по указанию Госкомстата и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах и потерях  предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления  квартального баланса.

Итак, принятие разного рода текущих  решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое  по сравнению с принятием решений  представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.

Таким образом, бизнес-планирование –  это объективная оценка собственной  предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время  необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями  рынка и сложившейся ситуацией  хозяйствования.

В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих  перед предприятием.

Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:

1) заставляет руководителей мыслить  перспективно;

2) обеспечивает основу для принятия  эффективных управленческих решений;

3) увеличивает возможности в  обеспечении фирмы необходимой  информацией;

4) способствует снижению рисков  предпринимательской деятельности;

5) ведет к четкой координации  действий всех участников бизнеса;

6) позволяет предвидеть ожидаемые  перемены, подготовиться к внезапному  изменению рыночной обстановки.

Бизнес-планирование – это упорядоченная  совокупность стадий и действий, связанных  с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой  бизнес-плана), продвижением бизнес-плана  на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем  за его выполнением.

Функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др.

Современная экономическая  ситуация, связанная с активным развитием  рыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана – бизнес-план.

Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трех элементов:

  1. Понимания общего состояния дел на данный момент;
  2. Представления того уровня, который вы собираетесь достичь;
  3. Планирования процесса перехода из одного состояния в другое. 
    Бизнес-план позволяет решить эти проблемы.  
    Бизнес-план – это:
  • краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса;
  • рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения;
  • развернутая программа (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающая оценку расходов и доходов;
  • документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия и определяющий степень его жизнеспособности и будущей устойчивости;
  • результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке в виде системы количественных и качественных показателей развития;
  • система доказательств, убеждающая инвестора в выгодности проекта;
  • прогноз, оценка и мера предупреждения рисков предпринимательской деятельности;
  • развитие перспективного (стратегического) взгляда на организацию и ее рабочую среду, путем получения ценного опыта планирования.

В качестве основного определения  бизнес-плана в данной работе примем следующее: «Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности».

1.2. Функции, цели и задачи бизнес-плана

В настоящее время не существует единого подхода в определении  основных функций, которые выполняет  бизнес-план. Наиболее традиционным является подход, согласно которому бизнес-план выполняет три функции:

  • стратегическую (помогает при разработке стратегии бизнеса, что особенно важно при организации новой компании или определении новых бизнес-направлений);
  • инвестиционную (помогает определить оптимальные источники и объем внешних инвестиций, найти потенциальных инвесторов);
  • функцию планирования (позволяет оценить перспективы развития бизнеса и разработать комплекс конкретных мероприятий для их достижения).

 

    При этом следует отметить, что достаточно распространенным  является подход, согласно которому  бизнес-план выполняет различные  функции, как внешние, так и  внутренние, жизненно важные для  деятельности самого предприятия. Внешние цели, для которых составляется бизнес-план предприятия – обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у предприятия возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия. Внутренние цели – планирование бизнеса, обучение и проверка знаний менеджмента предприятия, понимания им рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. В рамках данного подхода выделяется пять функций бизнес-плана.

Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Сегодня банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.

Основная цель разработки бизнес-плана – дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития предприятия, то есть спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка, возможностей предприятия по их удовлетворению и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:

1) социальные цели – преодоление  дефицита товаров и услуг, оздоровление  экологической обстановки, улучшение  психологического климата в стране, создание новых духовных и  культурных ценностей, развитие  научно-технического и творческого  потенциала, расширение деловых  контактов, международных связей;

2) повышение статуса предпринимателя  – развитие и укрепление экономического  потенциала предпринимателя (включая  производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный,  образовательный, а также духовный).

3) иные, специальные цели и задачи  – развитие контактов, зарубежные  поездки, вхождение в различного  рода ассоциации и др.

Бизнес-план призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи:

  • определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
  • выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также оценить издержки по их созданию и реализации;
  • оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
  • обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой конкуренции;
  • добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;
  • оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям;
  • предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана;
  • получить необходимые инвестиции (в этом аспекте он служит «наживкой» для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса);
  • прорекламировать предлагаемый бизнес, создавая деловую репутацию.

Информация о работе Структура бизнес-плана на примере рекомендаций Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства