Специализация, оснащение и планировка рабочих мест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 05:29, контрольная работа

Описание работы

Рабочее место на авиационных сельскохозяйствен¬ных работах — это про-странственная зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, обору-дова¬нием, снаряжением, материалами и другими средства¬ми производства. На нем совершается трудовая дея¬тельность одного работника или группы исполнителей, выполняющих на основе разделения и кооперации тру¬да рабочие процессы. Рабочее место, с одной стороны, представляет ограниченный участок, где непосредствен¬но совершается работа пилотов, трактористов, шофе¬ров (кабина машин), с другой — это участок, где раз¬мещается рабочий аэродром и его элементы, и, с треть¬ей — обрабатываемый участок.

Файлы: 1 файл

Специализация и планировка рабочих мест.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Специализация, оснащение и планировка рабочих  мест

 

При выполнении авиационных работ  в сельском хозяйстве большое  значение придается правильной организации  рабочих мест. От того, как оборудованы  рабочие места, во многом зависит  производительность труда работников, качество выполнения работ, техника безопасности.

Рабочее место на авиационных  сельскохозяйственных работах — это пространственная зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, оборудованием, снаряжением, материалами и другими средствами производства. На нем совершается трудовая деятельность одного работника или группы исполнителей, выполняющих на основе разделения и кооперации труда рабочие процессы. Рабочее место, с одной стороны, представляет ограниченный участок, где непосредственно совершается работа пилотов, трактористов, шоферов (кабина машин), с другой — это участок, где размещается рабочий аэродром и его элементы, и, с третьей — обрабатываемый участок.

Рабочим местом командира  самолета (пилота) при выполнении подвижных (мобильных) процессов является кабина самолета или вертолета, оборудованная по существующим стандартам всем необходимым для выполнения полетов и управления сельскохозяйственной аппаратурой. Для тракториста, шофера кабина также является рабочим местом. Поэтому труд летного состава и механизаторов в первую очередь зависит от конструктивных особенностей и качества выпускаемых машин, их мощности, применяемых скоростных режимов. Эти рабочие места совершенствуются в процессе конструирования и создания новых машин.

В настоящее время  при создании летательных аппаратов и сельскохозяйственных машин шире учитываются эргономические требования. Это, например, проявляется в том, что современные тракторы оборудуются герметизированными кабинами, регулирующимися по росту и весу механизатора сиденьями п т. д. Кабины летательных аппаратов имеют большую обзорность, герметизированы, оборудованы кондиционерами. Наличие автоматики и полуавтоматики в управлении приборами создают удобства в работе и снижают физические и эмоциональные нагрузки.

Важным рабочим местом при выполнении авиационных сельскохозяйственных работ является сельскохозяйственный аэродром. Он представляет собой специально подготовленный земельный участок, обеспечивающий размещение летательных аппаратов, их взлеты, посадки, руление и обслуживание и имеющий комплекс сооружений и оборудования.

По времени использования  аэродромы подразделяют на постоянные и временные. Постоянные аэродромы оборудуются для регулярной их эксплуатации на авиационных сельскохозяйственных работах. При этом земельный участок на основании решения исполкома местного Совета народных депутатов в установленном порядке отчуждается из землепользования хозяйства. Временный аэродром создается для полетов летательных аппаратов на ограниченный срок, и после выполнения авиационных работ может быть использован хозяйством под посевы сельскохозяйственных культур.

По характеру использования  сельскохозяйственные аэродромы могут  быть хозяйственными и межхозяйственными.

По принципу организации планировки рабочих мест, их строительства, оборудования и обслуживания летательных аппаратов сельскохозяйственные аэродромы бывают индивидуальные, когда каждое хозяйство строит и оборудует аэродром только для своих нужд и на свои средства, и коллективные, когда организация их строительства, оборудование и обслуживание осуществляются на долевом участии группы хозяйств.

По типу планировки и  покрытия основных элементов сельскохозяйственных аэродромов они подразделяются на грунтовые  и с искусственным покрытием.

По типам эксплуатации летательных аппаратов они подразделяются на аэродромы (для самолетов) и вертодромы (для вертолетов).

Важным условием правильной организации аэродромов является выбор и отвод для него земельного участка. При выборе земельного участка под аэродром учитываются следующие требования:

участок должен иметь  минимально допустимые размеры для размещения летной полосы и территории служебно-технической застройки;

на прилегающей к  участку местности не должно быть препятствий, опасных при взлете летательного аппарата, его маневрировании и посадке;

летная полоса располагается  в направлении взлета от населенного  пункта на расстоянии не менее 3 км, а  боковая ее сторона — не менее 1 км;

по возможности следует  строить аэродром ближе к населенным пунктам, источникам электро- и водоснабжения, средствам телефонной связи и дороге;

располагать аэродром необходимо на повышенных, открытых участках, обеспечивающих сток талых и дождевых вод, быстрое просыхание грунта, а также использовать в первую очередь малопригодные и непригодные для сельскохозяйственного использования земельные участки. Наилучшими по составу почвами для аэродрома являются слабопылеватые супеси и легкие суглинки;

размер постоянного  аэродрома для самолета должен быть не менее 650 м в длину и 100 м в ширину, а взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием соответственно 400 и 20 м. ^

При выборе земельного участка  под вертодром необходимо соблюдать  те же требования. Однако под вертодром  в первую очередь должны быть использованы участки с прочным грунтом и плотным дерновым покровом, предотвращающим выдувание и размывание почв, а также образование грязи. На территории воздушных подходов не должно быть оврагов, балок, возникновению неблагоприятных потоков воздуха и усложняющих полеты. Минимальные размеры взлетно-посадочных полос постоянных вертодромов при взлетах и посадках по вертолетному должны быть 16X16 м.

Организация рабочих мест на аэродроме  в различных природно-климатических зонах зависит от условий производства. Несмотря на своеобразие трудовых процессов при выполнении авиационных сельскохозяйственных работ различными типами летательных аппаратов, можно выделить общие для организации любого рабочего места на аэродроме направления: специализация, оснащение и оборудование; рациональная планировка; организация системы обслуживания, улучшение условий труда.

Специализация рабочего места предполагает четкое установление его производственного назначения и связана с распределением профессиональных обязанностей между работниками (пилотом и авиатехником, авиатехником и авиамехаником и т. д.).

Сельскохозяйственный  аэродром состоит из летного поля и территории служебно-технической застройки.

На летном поле расположены: летная полоса, взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки, место стоянки самолета (вертолета), загрузочная площадка и другие площадки специального назначения.

Летная полоса (ЛП) —  основная рабочая часть летного поля, обеспечивающая взлет и посадку летательных аппаратов и включающая взлетно-посадочную полосу, концевые и боковые полосы безопасности.

Взлетно-посадочная полоса (ВПП) — часть летной полосы, оборудованная  для взлета и посадки самолета или вертолета. Она бывает грунтовой  и с искусственным покрытием из бетона, асфальта и т. п.

Концевые и боковые полосы безопасности — земельные участки, прилегающие с торцевых и боковых сторон к взлетно-посадочной полосе и обеспечивающие безопасность работы летательных аппаратов при взлете, посадке и возможных выкатываниях за пределы взлетно-посадочной полосы.

Рулежная дорожка (одна или две) соединяет взлетно-посадочную полосу с загрузочной площадкой и служит для выруливания самолета после загрузки химикатов для взлета, а также для заруливания под загрузку после посадки.

Загрузочная площадка — участок, который  располагают на расстоянии не менее 25 м от боковой границы летной полосы. На нем осуществляется загрузка химикатами летательных аппаратов и размещаются заправочные механизированные средства.

На месте стоянки самолета оборудуют  якоря для крепления и площадку для размещения самолета. Находится она на расстоянии 25 м от боковой границы летной полосы.

На территории служебно-технической  застройки постоянного аэродрома размещается служебное здание, склады минеральных удобрений, ядохимикатов, авиационных горюче-смазочных материалов, дегазационная площадка, площадка для приготовления химикатов, растворный узел, бытовое помещение, душеная, туалет, место для курения и т. д.

Склад минеральных удобрений  располагается в непосредственной близости к загрузочной площадке с подветренной стороны. Склад малотоксичных ядохимикатов может быть сблокирован со складом минеральных удобрений. Склад высокотоксичных ядохимикатов размещается с подветренной стороны на соответствующем расстоянии от жилых, бытовых, производственных зданий и сооружений, источников водоснабжения и т. д.

Склад авиационных горюче-смазочных  материалов располагается в стороне  от остальных сооружений и не ближе 75 м от границы летной полосы и  места стоянки самолета. Расстояние между складом, зданиями и сооружениями устанавливается в соответствии с существующими противопожарными нормами и техническими условиями. Количество и объемы резервуаров склада горюче-смазочных материалов определяют исходя из потребностей производства.

На временном аэродроме  оборудуют специальную площадку для хранения горюче-смазочных материалов в таре. Размещают ее не ближе чем на 50 м от летной полосы, стоянки самолета (вертолета) и построек. Место хранения горюче-смазочных материалов окапывают, очищают от сухой травы, соломы и т. п.

Территорию склада горюче-смазочных материалов на постоянном аэродроме ограждают забором из колючей проволоки, а емкости для их хранения обносят земляным валом высотой 1 м, шириной по верху 0,5 м и откосами 1 —1,5 м. Вблизи складов должны быть ящики с песком, химические огнетушители, лопаты.

На участке, отведенном под летное поле вертодрома, размещают  искусственную взлетно-посадочную полосу, стоянку вертолета, загрузочную и дегазационную площадки.

Постоянный аэродром для самолета оборудуют? пограничными и угловыми знаками, знаками для обозначения опасных мест, сигнальными полотнищами для выкладывания посадочного «Т», стартовыми знаками и ветроуказателями. Угловые знаки размещают по углам летной полосы; длина их сторон 4 м в продольном направлении летной полосы и 2 м в поперечном, ширина 1 м.

Изготавливают угловые  знаки из бетона, щебня или гравия толщиной 10—12 см на песчаной подушке  слоем 3 см, поверхность окрашивают в белый цвет.

Пограничные знаки устанавливают  вдоль боковых границ летной полосы (в 1 м от границы) на расстоянии 100 м друг от друга. Для обозначения опасных мест на летном поле, вне пределов взлетно-посадочной полосы применяют флажки красного или оранжевого цвета.

Временный аэродром оборудуют  посадочным знаком «Т», сигнальными  полотнищами и флажками белого и оранжево-красного цветов размером 50х70 см.

Постоянный вертодром  оборудуют пограничными знаками  и центральным кольцом (место  приземления), а  также ветроуказателем.  Пограничные знаки подразделяют на  угловые   (размером 3х1,5и) и строчные (длина 2 м, ширина линии 0,2 м). Если вертодром круглой формы, то на нем используют только строчные знаки, разрывы  между которыми равны их длине. Центральное кольцо имеет диаметр 7 м и обозначен пунктиром с шагом 1  м. Все знаки летом красят в белый цвет, а зимой в черный.

Временный вертодром  может оборудоваться угловыми знаками  размером 2х2x0,3 м или флажками оранжевого (красного) цвета, высотой не более 40 см. Центральный знак делают в виде кольца, наружный диаметр его 3 ми внутренний 2 м.

Сельскохозяйственный  аэродром имеет специальное стартовое снаряжение для выполнения полетов непосредственно экипажем самолета или вертолета (сигнальные полотнища посадочного «Т», флажки необходимого цвета и размеров). Это снаряжение привозит экипаж. Аэродром оснащают необходимыми средствами и предметами труда: механизированными средствами загрузки материалов в баки летательных аппаратов, минеральными удобрениями, ядохимикатами, гербицидами и т. д., емкостями для хранения авиационных горюче-смазочных материалов, воды, жидких химикатов, растворов, эмульсий, суспензий и т. д., необходимым инвентарем (весы, ведра, лопаты, сигнальные знаки и т. п.), средствами телефонной (радиотелефонной) связи, сигнализации и информации.

В системе мероприятий  по организации рабочих мест на аэродроме существенное значение имеет рациональная его планировка. Планировка — это наиболее целесообразное пространственное размещение функционально взаимоувязанных средств производства: машин, оборудования, оснастки и других средств, предметов труда. Цель планировки заключается в создании удобных и безопасных условий труда, оптимального использования производственной площади и времени исполнителей.

При планировке рабочих  мест на  территории сельскохозяйственного  аэродрома и вертодрома существуют определенные различия. Так, рабочие места на территории аэродрома размещают отдельно друг от друга (взлетно-посадочная полоса, место якорной стоянки самолета, загрузочная площадка, дегазационная площадка и т. д.), в то время как на территории вертодрома большинство из них располагают на одной производственной площади. Так, на искусственной взлетно-посадочной площадке вертодрома, диаметр которой составляет 16м, размещают место якорной стоянки вертолета, загрузочную площадку химикатами и дегазационную площадку. На этой площадке находится четыре рабочих места.

Остальные рабочие места  размещаются за пределами летного  поля, где также находятся домик  для отдыха, сторожевой охраны, душевая, туалет.

При планировании рабочих  мест приходится сталвикается с тем, что при выполнении больших объемов авиационных сельскохозяйственных работ обработка полей организуется с нескольких аэродромов. При этом один аэродром целесообразно сделать основным (центральным), с комплексом постоянных рабочих мест. Все остальные аэродромы должны иметь постоянным только летное поле, другие рабочие места могут быть мобильными (передвижными). Так, например, авиационные горюче-смазочные материалы, воду, жидкие химикаты можно подвозить со склада или растворного узла в специально изготовленных емкостях.

Информация о работе Специализация, оснащение и планировка рабочих мест