Совместные предприятия: становление, организация, функционирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: ознакомиться с теоретическими основами совмест-ных предприятий и на примере конкретного СП ООО «ЦФ КАМА» проанализировать его деятельность.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность, цель и этапы развития совместных предприятий;
- исследовать формы совместных предприятий;
- изучить экономические основы регулирования;
- на примере СП ООО «ЦФ КАМА» рассмотреть его организационную структуру, оборотность ресурсов и финансовое состояние;
- проанализировать деятельность СП ООО «ЦФ КАМА»;
- найти пути совершенствования СП ООО «ЦФ КАМА».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы совместных предприятий (СП)……………….....5
1.1. Сущность, цель и этапы развития СП ………………………………..5
1.2. Классификация совместных предприятий…………………………...10
1.3. Экономические основы функционирования СП……………………14
2. Краткая характеристика совместного предприятия ООО "ЦФ КА-МА"………………………………………………………….…………….…..18
2.1. Организационная характеристика ООО «ЦФ КАМА».………….…18
2.2 Обеспеченность ресурсами ООО «ЦФ КАМА» ..........……………..19
2.3. Оценка финансового состояния СП ООО «ЦФ КАМА»……………..25
3. Анализ деятельности СП ООО «ЦФ КАМА»……………………………….29
3.1 Характеристика договорной деятельности ООО «ЦФ КАМА»……...29
3.2 Факторы, влияющие на эффективность работы СП ООО «ЦФ КА-МА»……………………………………………………………………………….31
4. Пути совершенствования совместного предприятия ООО «ЦФ КАМА»...35
4.1 Разработка мероприятий по совершенствованию предприятия……...35
4.2 Эффективность разработанных мероприятий…………………………38
Заключение……………………………………………………………………….41
Библиографический список……………………………………………………..43
Приложения……………………………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Курсовая ЮЛЯ.docx

— 313.42 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет управления

Кафедра государственного муниципального управления и менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Теория организации»

на тему: «Совместные предприятия: становление, организация, функционирование»

 

 

 

 

Студентки: Сидорак Юлии Юрьевны

Шифр группы: МН-21

Научный руководитель:

Снегирева Галина Дмитриевна

 

 

 

Киров

2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Теоретические основы совместных предприятий (СП)……………….....5

1.1.     Сущность, цель и этапы развития СП ………………………………..5

    1.     Классификация совместных предприятий…………………………...10

1.3.     Экономические основы функционирования СП……………………14

  1.       Краткая характеристика совместного предприятия ООО "ЦФ КАМА"………………………………………………………….…………….…..18

2.1.     Организационная  характеристика ООО «ЦФ КАМА».………….…18

2.2      Обеспеченность ресурсами ООО «ЦФ КАМА» ..........……………..19

2.3.  Оценка финансового состояния СП ООО «ЦФ КАМА»……………..25

3. Анализ деятельности СП ООО «ЦФ КАМА»……………………………….29

      3.1 Характеристика  договорной деятельности ООО «ЦФ КАМА»……...29

      3.2 Факторы, влияющие на эффективность работы СП ООО «ЦФ КАМА»……………………………………………………………………………….31

4. Пути совершенствования  совместного предприятия ООО  «ЦФ КАМА»...35

      4.1 Разработка  мероприятий по совершенствованию  предприятия……...35

      4.2 Эффективность  разработанных мероприятий…………………………38

Заключение……………………………………………………………………….41

Библиографический список……………………………………………………..43

Приложения……………………………………………………………………...46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

За последнее время в России сложилась довольно непростая политическая и экономическая ситуация. Чтобы решить множество появившихся при этом проблем, необходимо пересмотреть и переоценить достоинства и недостатки нашего народного хозяйства, а также найти и изучить новые перспективные направления и формы деятельности. И именно сейчас, когда становится реальным оживление нашей экономики, особенно актуальными становятся привлечение прямых иностранных инвестиций и создание совместных предприятий (СП) в стране.

Совместное предприятие - это объединение инвестиций (как правило, в форме юридического лица), принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности.

От экспорта, выступающего в качестве одной из форм внешнеэкономической деятельности, совместное предпринимательство отличается тем, что оно формирует партнерство иностранной и местной фирмы, в результате которого создаются производственные мощности. Если внешняя торговля есть экспорт товара, то совместное предпринимательство представляет собой экспорт за рубеж национального капитала.

Необходимость создания СП в России обусловлена тем, что совместное предпринимательство способствует вхождению страны в систему мирового экономического хозяйства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры. Для СП характерны более передовая технология, высокая производительность труда, высокая фондоотдача и высокий уровень заработной платы, что оказывает положительное влияние на российскую экономику.

Цель данной работы: ознакомиться с теоретическими основами совместных предприятий и на примере конкретного СП ООО «ЦФ КАМА» проанализировать его деятельность.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

         - выявить сущность, цель и этапы развития совместных предприятий;

         - исследовать формы совместных предприятий;

         - изучить экономические основы регулирования;

         - на примере СП ООО «ЦФ КАМА» рассмотреть его организационную структуру, оборотность ресурсов и финансовое состояние;

         - проанализировать деятельность СП ООО «ЦФ КАМА»;

         - найти  пути совершенствования СП ООО  «ЦФ КАМА».

Объект исследования – ООО «ЦФ КАМА».

Предмет исследования – становление, организация и функционирование совместного предприятия на примере ООО «ЦФ КАМА».

В ходе исследования были использованы следующие методы:

- анализ;

- синтез;

- обобщение;

- дедукция.

Источниками данной работы являются зарубежная и отечественная литература, данные бухгалтерской и статистической отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Теоретические  аспекты совместных предприятий (СП)

1.1.     Сущность, цель и этапы развития СП

В условиях проведения экономической реформы, ориентированной на развитие глубоких рыночных отношений, в нашей стране возникли различные виды собственности: частная, реальная кооперативная, акционерные предприятия, товарищества, арендные предприятия, муниципальные формы собственности и др. Среди них определенное место заняли и совместные предприятия (СП), призванные способствовать развитию отечественной экономики. [5]

СП – относительно новая организационно-социальная форма предпринимательства. Совместным предприятием принято называть такую форму хозяйственного и правового сотрудничества с партнером, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций. Характерной особенностью СП является и то, что производимые товары и услуги находятся в общей собственности обоих партнеров.

К основополагающим чертам СП относятся:

- финансовое участие партнеров;

- сохранение каждым из партнеров  финансовой, организационной и юридической  независимости;

- создание совместной единицы  хозяйствования, обладающей юридической  правоспособностью;

- относительное постоянство юридических  целей и воли участников, что  обеспечивает их долгосрочное  сотрудничество;

- осуществление партнерами-учредителями  контроля над СП;

- осуществление партнерами права  на управление СП;

- распределение между партнерами  прибылей, а также производственного  и коммерческого рисков, пропорционально  вкладу в совместное имущество;

- коллективная ответственность за эффективность работы.

- совместная работа опирается  на договорную основу с регулированием  важнейших сторон деятельности, включая организационно-правовую  форму, цели и содержание, распределение  функций по управлению, условия  ликвидации, срок деятельности, подсудность и т.п. [2]

Распространение совместных предприятий поставило вопрос об установлении их социальной сущности. Нет никаких трудностей в решении этого вопроса в том случае, когда в совместном предприятии объединяются материальные и финансовые средства однородных по своему социальному статусу собственников. Однако, когда в СП вкладываются средства разных собственников, то в этом случае в нем действуют две разные по своему содержанию формы собственности, происходит их объединение и образование на этой базе совместной формы собственности, совладельцы которой, однако, сохраняют свои права как на внесенную ими часть материальных и финансовых средств в общий котел, так и на соответствующую этой доле часть доходов от реализации произведенных товаров и услуг. Следовательно, совместный характер собственности и является одной из характерных черт СП:

- совместные предприятия представляют собой специфический вид собственности, возникающий в ходе развития экономического сотрудничества. [5, 13]

Создание коммерческих организаций совместного ведения осуществляется путем: совместного учреждения двухместных организаций, либо местной и иностранной фирмами нового предприятия, приобретения иностранной фирмой пая (доли) в предприятии местной компании, покупки местной фирмой пая в предприятии, полностью принадлежащем иностранному субъекту.

Так как становление, организация и функционирование совместного предприятия в данной работе будет рассматриваться на примере международного СП ООО «ЦФ КАМА», то далее речь пойдет о совместных предприятиях разных стран.

Развитие международных экономических отношений посредством организации международной кооперации производства, в том числе и через совместные предприятия в последнее десятилетие приобретает все большее распространение. Одним из обстоятельств, побуждающих к этому, является невозможность решить все проблемы участия страны в международных экономических отношениях путем развития МРТ (международное разделение труда).

Существует два схожих понятия: "смешанное" и "совместное" предприятие. Под "смешанным", в отличие от "совместного", понимают отечественное предприятие, образованное двумя или несколькими хозяйствующими субъектами одной страны. Например, смешанными являются государственно-частные, муниципально-частные и другие национальные предприятия. Напротив, совместные предприятия – это хозяйствующие единицы, созданные собственниками разных стран. [9, 11]

Кроме совместных предприятий, на территории России появились хозяйствующие субъекты, которые полностью принадлежат иностранным владельцам (ИНП), а также предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) – понятие, охватывающее как совместные предприятия, так и фирмы с исключительно иностранными инвестициями. [4]

По сравнению с международным разделением труда СП представляет собой сложную форму международного экономического сотрудничества, которая предполагает более тесные связи хозяйствующих партнеров разных стран. Участники СП совместно распределяют доходы, сообща несут убытки и риски, объединено управляют всеми производственными и реализационными циклами, быстро реагируют на изменяющуюся политическую ситуацию в станах базирования. Однако при всем при этом каждый из партнеров реализует свои собственные интересы. Если совместное предприятие создано на коммерческих началах с западным или восточным партнером, то российской стороне в любом из этих вариантов противостоит иностранный капитал, обладающий возможностью своего приложения к делу во многих уголках земного шара. Где бы капитал ни был, главной целью его является присвоение прибыли. [8, 10]

Создание СП -  одна из самых эффективных форм привлечения иностранных в экономику России, прежде всего, как фактор повышения конкурентоспособности отрасли и российских предприятий на мировом рынке. Чтобы рассмотреть эту проблему более подробно, необходимо проанализировать мотивы партнеров.

При создании СП российские партнеры преследуют определенные цели:

- повышение конкурентоспособности продукта на рынке, отрасли в целом;

- привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов;

- использование передовой зарубежной техники и технологии;

- использование торговой марки партнера для улучшения процесса сбыта и повышения конкурентоспособности;

- приобретение опыта в сфере руководства кадрами и производственным процессом;

- развитие экспортной базы и сокращение нерационального импорта;

- улучшение материально-технического обеспечения за счет получения от зарубежного партнера не изготавливаемых ими дефицитных материалов, комплектующих узлов и деталей;

- разделение коммерческого риска с иностранным партнером в случае финансового краха;

- насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией.

Российские партнеры при создании СП стремятся, прежде всего, увеличить размер инвестиций в свое производство, устраняя тем самым «узкие места» в финансировании, а также освоить новые технологии с помощью более совершенного оборудования, получить лицензию, ноу-хау и знания в области менеджмента. Еще один важный момент – желание российского предпринимателя сохранить собственное положение на рынке, в связи с чем он может отказаться от своих традиционных рынков и начать осваивать новые. [14, 18]

У зарубежных партнеров есть свои мотивы и цели при создании СП в России. В первую очередь это освоение новых рынков, сокращение издержек производства (сокращение капитальных затрат, затрат на персонал и снижение риска при создании новых мощностей), приток ресурсов (приобретение новых источников сырья и обновление производственной базы).

Один из главных мотивов создания СП иностранными партнерами – выход на новые рынки. Особо можно отметить возможность долгосрочного использования потенциала национального или регионального рынков, некоторых особенностей российского рынка и структуры сбыта. Не менее важно и краткосрочное использование рыночных возможностей (продажи дефицитных потребительских товаров). Также возможно более длительное применение устаревающих на Западе технологий.

Наряду с производственно-экономической мотивацией создания СП у зарубежных партнеров присутствует и маркетинговая мотивация. Об этом говорит тот факт, что иностранные партнеры ставят перед собой в первую очередь цели, отвечающие глобальным стратегиям фирм, им важна собственная презентация на ранее недоступных рынках. [18, 20]

Информация о работе Совместные предприятия: становление, организация, функционирование