Совместное предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 01:04, доклад

Описание работы

СП в стране. Совместное предприятие - это объединение инвестиций как правило, в форме юридического лица, принадлежащих двум и более лицам физическим или юридическим, одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности. От экспорта, выступающего в качестве одной из форм внешнеэкономической деятельности, совместное предпринимательство отличается тем, что оно формирует партнерство иностранной и местной фирмы, в результате которого создаются производственные мощности.

Файлы: 1 файл

Прямые иностранные инвестиции.docx

— 30.67 Кб (Скачать файл)

СП  в стране. Совместное предприятие - это объединение инвестиций как правило, в форме юридического лица, принадлежащих двум и более лицам физическим или юридическим, одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности. От экспорта, выступающего в качестве одной из форм внешнеэкономической деятельности, совместное предпринимательство отличается тем, что оно формирует партнерство иностранной и местной фирмы, в результате которого создаются производственные мощности.

Прямые иностранные  инвестиции (ПИИ) рассматриваются во многих странах как возможность  привлечь в национальную экономику  предприятия, которые смогут предложить в условиях открытости рынков конкурентоспособные  продукты и услуги. Кроме того, они  рассматриваются как существенный фактор экономического роста и повышения  занятости, в особенности в странах  с переходной экономикой, что обусловливает  высокую конкуренцию стран в  борьбе за этот вид иностранного капитала.  

 

Мировой отчет по инвестициям  отмечает, что в последние годы ПИИ реализуются в следующих 3 основных формах: приобретения/слияния  и поглощения (Acquisitions&Mergers); инвестиции с нуля (Greenfield investment); совместные предприятия (Joint ventures). Наибольший объем мировых притоков ПИИ происходит в форме слияний и поглощений (около 90%), это означает, что на долю других форм приходится около 0,1 мировых ПИИ, в т.ч. на инвестиции с нуля – менее 1%, на совместные предприятия – около 10%. 

 

Природа совместного предприятия (СП) представляет для стран с  транзитивной экономикой особый интерес. В экономической литературе различают  СП на контрактной основе (Contractual –JV) и СП с участием капитала (Equity-JV), где первый вид не предусматривает участия капитала, а второй вид считается СП в узком смысле. Этот спектр включает соглашения о лицензиях, оборудовании и производственный процесс, различные контракты, позволяющие осуществлять контроль без риска, связанного с ПИИ. Обычно иностранные партнеры по СП стремятся увеличивать свои доли, добиваясь мажоритарного участия (более 50%). Так, в 1970-1980 гг. корпорации США уже обеспечивали размеры своих долей в 70-80% в совместных предприятиях. 

 

Мировой опыт позволяет сделать  вывод, что СП возникают, в основном, в тех случаях, когда между  партнерами и странами их происхождения  имеются большие различия, что  создает определенные предпосылки  для иностранного инвестора разделить  собственные риски. Так, если 16% ПИИ  стран Европы в производственный сектор Таиланда составили «инвестиции  с нуля», то остальные 84% пришлись на совместные предприятия. Практически  отсутствует такая типичная для  ТНК из развитых стран форма, как  слияния/поглощения или приобретение.  

 

Этот мировой тренд  особенно проявился в начальный  период реформирования национальной экономики  Узбекистана, когда иностранные  инвесторы, особенно из крупных стран-инвесторов Узбекистана, стремились создавать  предприятия преимущественно в  форме СП и, соответственно, в меньшей  мере иностранное предприятие (ИП). 

 

Чем выше уровень технологического производства ТНК формируется в  стране-реципиенте, тем более будут  востребованы такие формы, как создание мажоритарных представительств или  инофирм со 100% капиталом. На основании  вышеизложенного можно объяснить  и относительно меньшее распространение  в мировой практике такой формы  привлечения ПИИ (преобладание в  странах на стадии развития или трансформации  экономики), как совместные предприятия, а их создание в ряде стран может  объясняться новизной рынка, отдельными несовершенствами рыночной ситуации, политикой национальных правительств в вопросе привлечения иностранных  инвестиций. Так, в Республике Беларусь из 4218 коммерческих организаций с иностранными инвестициями лишь 54 представляют собой филиалы ТНК, в то же время в странах — лидерах по привлеченным ПИИ на душу населения число филиалов исчисляется тысячами (Эстония, Венгрия, Словакия, Хорватия).  

 

По мере развития экономики  в Узбекистане совершенствовалась законодательная база, а укрепление национальных предприятий, либерализация  экономических отношений постепенно вели к позитивным сдвигам и в  регулировании иностранного капитала. Постоянная работа по улучшению рамочных условий для иностранных предпринимателей, гарантии стабильности, рост доверия  начали давать положительные результаты. Если в 2001 г. из 1795 предприятий с участием иностранного капитала лишь 83 предприятия  были со 100% иностранным капиталом (4,6%), а остальные – СП (95,4%), то к 2010 г. из 4057 предприятий 1513 или 37,3% составляли иностранные предприятия (ИП). 

 

 

 

Для менеджеров республики представляет интерес движение от миноритарной доли в СП к мажоритарной. В республике складываются устойчивые тренды, когда иностранный инвестор на стадии вхождения в национальный рынок приобретает меньшую долю, и по мере успешности и обретения уверенности, стремится к максимально полному владению (до 100%). 

 

Опыт многих стран СНГ, Центральной и Восточной Европы, ЮВА показал, что СП является временной (переходной) формой привлечения ПИИ. Сначала появление, а затем и  увеличение числа (дочерних) предприятий со 100 % иностранным капиталом (мажоритарным участием), рост слияний, поглощений, приобретений (сначала между национальными предприятиями), предприятий с «новообразующими» инвестициями до определенной степени вытесняют СП как форму инвестирования. 

 

В условиях Узбекистана «совместное  предприятие», бывшее единственной в 1990 гг. и ставшее преимущественной формой реализации ПИИ в 2000 гг., частично выполнило  первоначальную функцию проводника иностранного капитала в незнакомую рыночную среду. Считаем, что его  роль по мере процессов реформирование будет постепенно снижаться. Возможно, со временем форма СП будет востребована лишь в определенных отраслях (защищаемых сферах), имеющих приоритетное значение с точки зрения экономической  безопасности или временной защиты в процессе подготовки страны к присоединению  к правилам ВТО. Также возможны стратегические альянсы с участием крупных корпораций (СП) республики для решения стратегических задач закрепления на региональных и мировых рынках (автопром, текстильная, легкая и плодоовощная промышленность, стройматериалы). 

Россия

 

Так, в 1991 г. на территории России было создано 1825 СП с участием фирм из более чем 60 стран. Это не много, т.к., например, в маленькой по сравнению с Россией Венгрии в том же году действовали более 7 тыс. СП, в Польше - 5 тыс. Однако, несмотря на сложность обстановки на российском рынке, число СП только за 1993 г. возросло в 2,5 раза и в конце года почти в четыре раза превысило их количество на конец 1991 г.

Объяснением этого может  являться целый ряд причин: отсутствие сложившейся рыночной конкуренции  среди национальных предпринимателей, заинтересованность России в привлечении  иностранного капитала, дешевая рабочая  сила, емкий рынок относительно дешевого сырья и всепоглощающий рынок  потребления и, самое главное, высокий  процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой. Принятие России в ведущие международные финансовые организации (такие как МВФ, МБ, ЕБРР) в какой-то степени повлияло на повышение доверия к России как к участнику международного сотрудничества и открыло ей доступ к новым источникам внешнего финансирования. Эти обстоятельства и делают российскую экономику привлекательной для иностранных инвесторов. Однако большинство иностранных предпринимателей, не желая рисковать большими суммами, лишь формируют структуры для своей предпринимательской деятельности, не наполняя их финансовыми средствами, выжидая, когда ситуация будет стабильной. Для предпринимательства с иностранным капиталом в целом являются характерными: небольшой уставный фонд, стремление привлечь дополнительные средства в форме краткосрочных кредитов, диверсифицированные направления деятельности, ориентация на продажу готовой продукции за СКВ.

По оценкам зарубежных специалистов, наиболее привлекательными районами для инвестирования в РФ считаются Москва и Санкт-Петербург, затем - Республика Карелия, Калининградская  область, Самарская область и  Краснодарский край, а также дальневосточные  районы - Сахалин, Хабаровский край и Приморский край. Замыкают список Калмыкия, Дагестан и Тамбовская область, где в 1996 г. было всего по одному предприятию  с иностранным капиталом.

В ряду иностранных партнеров  по СП, которые осуществляют прямые инвестиции, ведущие позиции занимают США (около 14%), Германия (около 12%), затем  Великобритания, Финляндия, Польша и  Китай. Т.е. в процессе создания предприятий  с иностранными инвестициями в России лидируют промышленно развитые страны - те, которые имеют богатый опыт как в сфере инвестирования, так и в целом в области международного сотрудничества. Кроме Польши, среди бывших стран-членов СЭВ следует отметить Болгарию (2,6%), Венгрию (1,9%), Чехию и Словакию. В создании СП участвуют и бывшие республики СССР: Латвия, Литва и Эстония (3,4% все вместе), а также Казахстан и др

В мире

В условиях проведения экономической  реформы, ориентированной на развитие глубоких рыночных отношений, в нашей  стране возникли разнообразные формы  собственности. Рядом с государственной появились частная собственность, реальная кооперативная собственность, акционерные предприятия, разного рода товарищества, арендные предприятия, муниципальные формы собственности и др. Среди многочисленных новых форм собственности определенное место заняли и совместные предприятия (СП), призванные способствовать развитию отечественной экономики. 
 
Кроме совместных предприятий на территории России появились хозяйствующие субъекты, которые полностью принадлежат иностранным владельцам (ИНП). Наконец, при изучении данной темы следует обратить внимание и на то, что в нашей печати употребляется еще один, так сказать, родственный термин — предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ). Это понятие охватывает как совместные предприятия, так и фирмы с исключительно иностранными инвестициями. Но поскольку основную часть предприятий с зарубежными капиталовложениями составляют все-таки СП, то мы будем употреблять именно этот термин в отношении всех предприятий, в которых в той или иной степени задействован иностранный капитал. 
Распространение совместных предприятий поставило вопрос об установлении их социальной сущностиСледует отметить, что иностранный капитал участвует в создании СП на территории России не только под воздействием сиюминутного стремления получить больше прибыли, но и по другим соображениям. Так, по данным оксфордского журнала, 45% иностранных участников СП в России намерены закрепить свои позиции сейчас в расчете на большую деятельность в будущем, 25% стремятся использовать дешевую и хорошо образованную рабочую силу, 20% заинтересованы в обширном российском рынке, а 10% хотят иметь доступ к местным энергоресурсам1. 


Важную роль совместные предприятия способны сыграть в преодолении различного рода барьеров, затрудняющих развитие внешнеэкономических связей между странами. Так, хотя последние президенты США обещали новому российскому руководству устранить препятствия на пути взаимной торговли, американский Конгресс до сих пор не отменил злополучную поправку Джексона—Вэника, лишающую российских экспортеров режима наибольшего благоприятствования. Совместное российско-американское предприятие может просто обойти это препятствие, так как его товары выступают на рынке США под американским флагом. 

******** 
Совместные предприятия получили широкое распространение во многих регионах мира, в том числе и в промышленно развитых странах. Этому содействуют существующие законодательные основы большинства государств, привлекают иностранный капитал на свою национальную территорию. Однако в каждой из заинтересованных стран, поощряющих приток зарубежных инвестиций, разработаны свои системы. Так, в Норвегии действующее законодательство по созданию СП предусматривает приоритетное использование ими местных материалов и рабочей силы. В Испании организация совместных предприятий разрешается при условии, если доля иностранного участника не превысит 50% общего капитала. В Турции законодательные нормы по организации СП поощряют частную собственность. В то же время в таких промышленно развитых странах, как Англия, Германия, Бельгия и Швейцария нет системы законодательного поощрения иностранных капиталовложений. Там исходят из принципа, что зарубежные инвесторы должны функционировать на общих основаниях с местными предпринимателями. 
В России совместные предприятия впервые возникли еще в 20-е гг. Тогда советское правительство считало возможным развивать совместное предпринимательство с капиталистическими партнерами, так как это отвечало экономическим интересам страны. Например, нарком внешней торговли Л. Красин говорил, что «гораздо важнее создавать новые ценности, чем только обменивать их или перемещать существующие. Развитие производств — вот основа народной экономики и международных экономических отношений»1. 
Первые совместные предприятия с участием капиталистических компаний стали создаваться в нашей стране в форме концессий. После публикации декрета Совнаркома РСФСР от 23 ноября 1920 г. «Об общих экономических и юридических условиях концессий» Главный концессионный комитет при Совнаркоме получил сотни предложений на предмет участия в концессиях. На 1 октября 1928 г. действовало 68 концессионных договоров в обрабатывающей, горной и других отраслях народного хозяйства. По числу концессий на первых местах находились Германия, США, Англия и Япония, а по величине инвестированного капитала — Англия, Швейцария и Германия. 
Принципиальная юридическая особенность концессий состояла в том, что государство сдавало иностранцам в аренду на определенных условиях предприятия или участки земли, оставаясь их полным хозяином. Это означало, что концессии были государственно-капиталистическими предприятиями. Совместные советско-иностранные хозяйственные структуры достаточно успешно функционировали. В лучшие времена они давали в год на вложенный в обрабатывающую промышленность рубль на четыре рубля доходов2. Они приносили высокий доход в государственную казну, намного превышающий доходы от других аналогичных, но исключительно государственных предприятий. Со свертыванием нэпа начался процесс сокращения числа концессий. В 1930 г. было ликвидировано 30 совместных предприятий с участием капиталистических компаний, а в 1937 г. исчезли и последние концессии. 
Во второй половине 80-х гг. идея совместного предпринимательства была возрождена и получила свое легитимное оформление. 30 января 1987 г. в СССР был издан Указ Президиума Верховного Совета «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления», на основе которого стала регулироваться деятельность совместных предприятий. Впоследствии в Российской Федерации была принята группа законов, непосредственно касающихся вопроса иностранных инвестиций в отечественную экономику. Главным среди них является Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», вступивший в силу 1 сентября 1991 г. 

Информация о работе Совместное предприятие