Социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:08, курсовая работа

Описание работы

В целях реализации Федерального Закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Новосибирской области создано 490 муниципальных образований. Их статус и границы оформлены Законом Новосибирской области № 200-ОЗ от 2 июня 2004 года «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области». Согласно Закону, из 490 муниципальных образований 5 получили статус городского округа, 30 –муниципального района, 26 – городского поселения и 429 – статус сельского поселения.

Содержание работы

1.Административный состав региона.
2.Особенности экономико-географического положения региона.
3.Место региона в хозяйственном комплексе РФ.
4.Оценка природных ресурсов региона.
5.Характеристика населения и рынок труда.
6.Структура хозяйственного комплекса региона.
7.Особенности развития ТПК в регионе.
8.Экологические проблемы региона.
9.Основные направления развития региона.

Файлы: 1 файл

ТОН к.р..doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской федерации

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И  РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

 

 

Кафедра автоматизации  обработки информации (АОИ)

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Территориальная организация  населения»

на тему:

«Социально-экономическая  характеристика

 субъекта Российской  Федерации»

 

 

 

 

 

Студент гр.26 уз

Михальченко Ю.П.

_____________  

                              

 

Руководитель  

Сидоров А.А.

 

_______________

 

2010 г.

Содержание

1.Административный состав региона.

2.Особенности экономико-географического положения региона.

3.Место региона в хозяйственном комплексе РФ.

4.Оценка природных ресурсов региона.

5.Характеристика населения и рынок труда.

6.Структура хозяйственного комплекса региона.

7.Особенности развития ТПК в регионе.

8.Экологические проблемы региона.

9.Основные направления развития региона.

                                                                                                     

1.Административный состав региона.

Административно-территориальное деление Новосибирской области.

 

 

 


В целях реализации Федерального Закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Новосибирской области создано 490 муниципальных образований. Их статус и границы оформлены Законом Новосибирской области № 200-ОЗ от 2 июня 2004 года «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области». Согласно Закону, из 490 муниципальных образований 5 получили статус городского округа, 30 –муниципального района, 26 – городского поселения и 429 – статус сельского поселения.

 

 

 

Муниципальные районы

Площадь, т. га

Численность населения, чел.

Административный центр

1. Кыштовский

1110,1

13 862

С. Кыштовка

2.Северный

1554,8

10 529

С. Северное

3.Усть-Таркский

  406,1

13 149

С. Усть-Тарка

4.Венгеровский

  631,3

21 596

С. Венгерово

5.Куйбышевский

  882,3

18 194

Г. Куйбышев

6.Татарский

  487,0

17 715

Г. Татарск

7.Чановский

  551,5

28 250

ПГТ. Чаны

8.Барабинский

  441,5

15 522

Г. Барабинск

9.Чистоозерный

  568,8

20 543

ПГТ. Чистоозерное

10.Купинский

  463,3

34 351

Г. Купино

11.Здвинский

  494,3

17 375

С. Здвинск

12.Баганский

  336,7

17 494

С. Баган

13.Карасукский

  432,1

46 837

Г. Карасук

14.Убинский

1376,0

17 505

С. Убинское

15.Каргатский

  539,6

19 647

Г. Каргат

16.Доволенский

  442,2

19 726

С. Довольное

17.Краснозерский

  533,0

37 901

ПГТ. Краснозерское

18.Кочковский

  251,8

16 111

С. Кочки

19.Чулымский

  855,9

25 968

Г. Чулым

20.Колыванский

1057, 271

23 928

ПГТ. Колывань

21.Коченевский

  507,2

46 652

ПГТ. Коченёво

22.Ордынский

  438,9

39 338

ПГТ. Ордынское

23.Сузунский

  474,6

33 681

ПГТ. Сузун

24.Искитимский

  438,4

66 691

Г. Искитим

25.Черепановский

  290,8

50 695

Г. Черепаново

26.Маслянинский

  345,3

26 165

ПГТ. Маслянино

27.Тогучинский

  605,8

64 788

Г. Тогучин

28.Болотнинский

  337,4

30 181

Г. Болотное

29.Мошковский

  259,1

39 572

ПГТ. Мошково

30.Новосибирский

  222,3

119 374

Г. Новосибирск

Городские округа

     

31.Новосибирск

   50,667

1 397 200

Г. Новосибирск

32.Бердск

     6,706

    95 798

Г. Бердск

     Искитим

     2,987

    64 000

Г. Искитим

     Кольцово

     1,884

     9 976

П. Кольцово

     Обь

     2,195

    25 400

Г. Обь


 

 

 

 

 

 

2.Особенности  экономико-географического положения.

Новосибирская область — субъект Российской Федерации. Входит в состав Сибирского федерального округа

Административный центр — город Новосибирск.

Новосибирская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины. Площадь территории области 178,2 тыс. км². Протяжённость области с запада на восток — 642 км, с севера на юг — 444 км.

На  севере граничит с Томской областью, на юго-западе — с Казахстаном, на западе — с Омской областью, на юге — с Алтайским краем, на востоке — с Кемеровской областью.

Основные  реки области — Обь и Омь. Плотиной Новосибирской ГЭС образовано Новосибирское водохранилище (т. н. «Обское море»). Также в области расположено около 3 тыс. пресноводных, солёных и горько-солёных озёр (Чаны, Убинское, Сартлан и др.).

Север и северо-запад области занимает южная часть крупнейшего в мире Васюганского болота.

Несмотря на относительно благоприятные, по сибирским меркам, климатические условия, территория Новосибирской области стала заселяться русскими колонистами достаточно поздно. Коренными жителями Новосибирской области являются Барабинские татары (сейчас их около 10 тыс. человек). На данный момент они проживают в западных районах Новосибирской области. Они страдали от постоянных набегов калмыков (ойратов и телеутов). Русские поселения также оказывались под этой угрозой, поэтому люди предпочитали селиться севернее, в районе Томска.

В 1893 году в связи со строительством Транссибирской магистрали и железнодорожного моста через Обь появился Александровский посёлок (с 1895 года — Новониколаевский). Благодаря удобному географическому расположению, обусловленному пересечением Транссиба, судоходной реки Оби и транспортных путей, связывающих Сибирь с Европейской частью Российской Империи, быстро возрастало его торгово-экономическое значение. В 1909 году Новониколаевск получил статус города, а в 1925 был переименован в Новосибирск.

До 1921 года территория Новосибирской области входила в состав Томской губернии, с 1921 по 1925 — Новониколаевской губернии, с 1925 по 1930 — Сибирского края и с 1930 по 1937 — Западно-Сибирского края. 28 сентября 1937 года Постановлением ЦИК СССР Западно-Сибирский край был разделён на Новосибирскую область и Алтайский край. Эта дата считается официальным днём образования области. На 1937 год в состав области входило 36 районов, в том числе территории нынешней Томской и Кемеровской областей. В 1943 году из состава Новосибирской области была выделена Кемеровская, в 1944 — Томская область.

В историографии Новосибирска весьма прочно утвердилась точка зрения, согласно которой его феноменальный демографический и экономический рост объясняется выгодным географическим положением. При этом уточняется, что главной исходной и постоянно действующей составляющей стремительного развития города является пересечение железнодорожной магистрали с водной транспортной артерией. Однако Транссиб пересек, по меньшей мере, еще две крупных реки: Иртыш в Омске и Енисей в Красноярске. Но ни в Омске, ни в Красноярске не произошло того, что произошло в Новосибирске.

Трансформация поселка мостостроителей  в быстро растущее городское образование происходила под воздействием многообразных факторов, которые сохранились и в настоящее время. Кроме них возникли и новые факторы, которые объективно выделяют г. Новосибирск на территории Российской Азии. Назовем некоторые из них.

1. Это уникальное геополитическое  положение Новосибирска, который  находится в центре России, и  здесь сходятся многие транспортные  пути. Транспортные плечи от Новосибирска  на Восток и на Запад почти  одинаковы. Так, плечо железнодорожного  транспорта Новосибирск – Владивосток составляет 5 900 км — это на Восток. Западное плечо Новосибирск – Москва — 3 340 км; к портам на Балтике: Новосибирск – Санкт-Петербург — 4 000 км, Новосибирск – Калининград — 4 600 км, к портам на Черном море: Новосибирск – Туапсе и Новосибирск – Новороссийск — 4 500 км.

2. Новосибирск — центр Сибирского  федерального округа, включающего в себя 12 субъектов Российской Федерации: Республику Алтай, Республику Бурятия, Республику Тыва, Республику Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Забайкальский край, Это привело к тому, что в Новосибирске были созданы и создаются федеральные структуры окружного уровня, что уже выделяет Новосибирск из других городов Западной и Восточной Сибири. К данным структурам относятся: полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе и его аппарат, окружная прокуратура, окружное управление внутренних дел и так далее. Тем самым можно говорить о концентрации в Новосибирске не только региональных властных структур, но и окружных федеральных. Кроме того, тот факт, что Новосибирск стал центром Сибирского федерального округа, привело к тому, что остальные регионы  концентрируются вокруг Новосибирска,  активно развивают связи Новосибирска с субъектами федерации, вошедшими в данный округ. Представителю Президента, окружным федеральным структурам необходимо оперативно получать информацию о состоянии дел в других регионах округа, что потребует развития средств связи, создания баз данных. Тем самым Новосибирск превратится в крупнейший информационный центр Сибирского федерального округа.

3. По данным, которые приводит  мэрия Новосибирска, в городе  зарегистрированы 38 представительств  иностранных фирм из 15 стран мира. Наиболее активны компании из ФРГ, имеющие 10 представительств, США, Великобритании, Франции, Австрии, Китая. На территории города действуют около 250 совместных предприятий. Новосибирск довольно активно развивает внешнеэкономические связи с фирмами стран Западной Европы, США и Китая. Если рассмотреть структуру международных автомобильных перевозок, то наиболее развиты связи с Китаем, Монголией, Польшей, ФРГ, Австрией, Францией, Бельгией.

4. Новосибирск естественно вписывается  в систему международных транспортных коридоров, действующих и перспективных:

Москва – Новосибирск – Владивосток (Транссиб и авто);

Санкт-Петербург – Новосибирск (ж/д. и авто);

Калининград – Смоленск – Москва – Новосибирск (9 международный европейский  транспортный коридор + Транссиб: ж/д, авто и авиа);

Берлин – Минск – Москва –  Нижний Новгород – Екатеринбург –  Новосибирск (2 международный европейский  транспортный коридор + Транссиб: ж/д, авто и авиа);

Новосибирск – Средняя Азия (ж/д  и авто);

Новосибирск – граница КНР на участке Республики Горный Алтай (авто);

Новосибирск – страны Юго-Восточной  Азии (авиа);

Новосибирск – Северная Америка (авиа);

Новосибирск – Северная и Западная Европа (авиа); Новосибирск – граница  Монголии (авто).

5. Новосибирск стал окружным  авиационным центром Сибирского федерального округа. В соответствии с приказом Министерства транспорта России вместо Западно-Сибирского межрегионального территориального управления Федеральной службы воздушного транспорта России в Новосибирске сформировано Западно-Сибирское окружное межрегиональное территориальное управление Министерства транспорта России.

Новосибирск (аэропорт «Толмачево») является местом базирования одной из крупнейших авиакомпаний «Сибирь», которая обслуживает  трассы Новосибирск – Москва, Томск  – Москва, Кемерово – Москва, Барнаул – Москва, Иркутск – Москва, Якутск – Новосибирск – Москва, Благовещенск – Новосибирск – Москва и другие, в том числе и многие международные трассы, осуществляются полеты в такие города, как Мюнхен, Франкфурт, Дубаи, Пекин, Сеул и другие. Фактически, авиакомпания «Сибирь» уже является мегакомпанией, обслуживающей всю Сибирь. Аэропорт «Толмачево» является крупнейшим за Уралом и систематически используется как промежуточный посадочный пункт при перемещении первых лиц государств Европы в Японию, Китай и страны Юго-Восточной Азии.

Кроме этого, в черте города Новосибирска действуют еще два аэропорта, «Северный» и «Чкаловский», пригодные  для использования малой авиацией и бизнес-авиацией. Существует возможность  использования малой авиации по обеспечению комплекса мер авиационной разведки, авиационного сопровождения судов и других мероприятий на Северном морском пути.

6. Положение железнодорожного вокзала  Новосибирск-Главный и аэропорта  «Толмачево» на главном ходу  Транссиба позволяет осуществлять концентрацию пассажиропотока из соседних регионов (Томская, Омская, Кемеровская области, Красноярский край и Алтайский край) путем организации движения скоростных комфортабельных электропоездов нового поколения, а в последующем скоростными автомобильными перевозками, а также обеспечить оптимальное перемещение в рекреационную зону Горного Алтая отечественных и иностранных туристов. Концентрации пассажиропотока также будут способствовать уже существующие и развивающиеся междугородние и международные (прежде всего Казахстан, а в будущем, возможно, Китай) автобусные пассажирские маршруты.

7. В городе Новосибирске четко  выделяются 12 хабов — локальных  центров накопления, обработки и  распределения грузо - и пассажиропотоков в рамках транспортных коридоров, ориентированных на четыре направления, или зоны. В частности, в районе Западной зоны сконцентрированы аэропорт «Толмачево» с комплексом складских и таможенных терминалов, железнодорожная станция-терминал для 40-футовых контейнеров «Клещиха», складской комплекс (склады «Машкомплект», «Новосибирскснабсбыт», «Химлегснаб», Обская автобаза, военные склады, комплекс складов ТЭЦ-6 и др.).. Восточная зона включает в себя складской и терминальный комплекс «Атомпроект», складской комплекс «Пашино», существует развитый комплекс железнодорожных подъездных путей, проходит федеральная автодорога М-52. В Юго-Восточной зоне расположен вещевой рынок «Гусинобродский», который является одним из крупнейших оптово-розничных распределительных центров не только Новосибирска и области, но и в целом Западной Сибири. Южная зона — это комплекс складских и терминальных помещений ОАО «Сибакадемстрой», Новосибирский речной порт со своей структурой складского и терминального хозяйства, комплекс железнодорожных подъездных путей, южный въезд-выезд федеральной автомобильной дороги М-53.

Наиболее интенсивным направлением в настоящее время является Западное, обеспечивающее основные грузопотоки, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга, а также имеющее наиболее развитую транспортно-складскую инфраструктуру.

8. Важной составной частью единой  транспортной системы Новосибирской  области является: нефтепровод Туймазы  – Омск – Новосибирск –  Красноярск – Иркутск протяженностью 3362 км с производительностью 14–18 млн. т/год, продуктопровода Уфа – Новосибирск с грузопотоком 2,5–3 млн. т продукции переработки нефти, газопроводы Нижневартовск – Парабель – Кузбасс и Уренгой – Сургут – Омск – Новосибирск – Кузбасс общей производительностью около 24 млрд. м3. Кроме того, на севере Новосибирской области открыто 7 нефтяных месторождений с извлекаемыми запасами нефти 43 млн. т, из которых самое крупное — Верхне-Тарское (извлекаемые запасы 24,5 млн. т). Создание местной базы нефтепереработки и строительство продуктопровода обеспечит систему независимого снабжения топливом аэропорта «Толмачево».

9.Городская телефонная сеть города Новосибирска — одна из крупнейших городских телефонных сетей (третье место после Московской и Санкт-Петербургской сетей).

После объединения телефонных операторов Сибирского федерального округа в единого оператора «Сибирьтелеком», головное предприятие которого находится в Новосибирске, город стал телекоммуникационным центром Сибири. Кроме этого, в Новосибирске развернуты системы телекоммуникаций «Ростелеком», «Транстелеком», «Магистраль Телеком» и другие. Вдоль железных дорог области проложены оптико-волоконные линии, которые способны обеспечить потребности не только собственно железнодорожников, но и других организаций, предприятий, фирм, населения в целом. Уже существующие оптико-волоконные линии позволяют осуществить весь комплекс необходимых услуг по информационному сопровождению грузов.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации