Система управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы проявляется в том, что с каждым годом Россия все больше вливается в цивилизованную мировую экономику. Четче становятся «правила игры» на российском рынке и «прозрачнее» - механизмы взаимодействия. Но, наряду с возрастающей упорядоченностью, все более ожесточается конкуренция, причем как со стороны отечественных компаний, так и со стороны зарубежных, которые уже достаточно уверенно чувствуют себя на российском рынке. Чтобы не просто удержаться «на плаву», но и успешно развиваться в нынешних условиях, стать конкурентоспособными и привлекательными для инвесторов, компаниям волей-неволей приходится задумываться о повышении эффективности работы и снижении издержек.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы системы управления организацией…….5
1.1. Определение понятия системы управления………… 5
1.2. Основные элементы системы управления……………8
1.3. Внутренняя среда………………9
1.4. Внешняя среда……………..12
2. Анализ системы управления на примере предприятии ОАО «РМЗ»……16
2.1 История создания и развития предприятия. Основные проблемы современного этапа………….16
2.2. Анализ внешней среды……….20
2.3. SWOT анализ…………..23
3. Рекомендации по усовершенствованию системы управления на примере ОАО «РМЗ»……….25
Заключение……..30
Список использованной литературы…………….32
Приложения ……………..34

Файлы: 1 файл

лындина.docx

— 67.21 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы системы управления организацией…….5

1.1. Определение понятия системы управления………… 5

1.2. Основные элементы системы управления……………8

1.3. Внутренняя среда………………9

1.4. Внешняя среда……………..12

2. Анализ системы управления  на примере предприятии ОАО «РМЗ»……16

2.1 История создания и развития  предприятия. Основные проблемы  современного этапа………….16

2.2. Анализ  внешней среды……….20

2.3. SWOT анализ…………..23

3. Рекомендации по усовершенствованию системы управления на примере ОАО «РМЗ»……….25

Заключение……..30

Список использованной литературы…………….32

Приложения ……………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Высокоразвитое состояние  мира сегодня объясняется успешным управлением. Управление осуществляется на каждой стадии деятельности современных  организаций. Менеджмент как современная  система управления предприятием, действующим  в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для  его эффективного функционирования и развития. Речь идёт о такой  организации управления, которая  порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений  хозяйствования. Особенность современного менеджмента состоит в его  направленности на обеспечение рациональной организации управления предприятием. Анализ организации управления предприятием позволяет оценить гибкость, эффективность, надёжность управления, способность  к постоянным воздействиям со стороны  окружающей среды. Для принятия эффективных  и грамотных управленческих решений  в условиях столь динамичного  развития рынка предприятию необходимо рассматривать целый комплекс экономических  показателей, чётко отражающих сложившуюся  ситуацию, как на самом предприятии, так и вне него. Сбор и последующий анализ информации (по всем направлениям, не только экономическим) считаю наиболее важным вопросом в управлении, так как принятие своевременных и грамотных управленческих решений не представляется возможным и сколько-нибудь успешным в отсутствие данных о финансовом состоянии предприятия.

Актуальность темы проявляется  в том, что с каждым годом Россия все больше вливается в цивилизованную мировую экономику. Четче становятся «правила игры» на российском рынке и «прозрачнее» - механизмы взаимодействия. Но, наряду с возрастающей упорядоченностью, все более ожесточается конкуренция, причем как со стороны отечественных компаний, так и со стороны зарубежных, которые уже достаточно уверенно чувствуют себя на российском рынке. Чтобы не просто удержаться «на плаву», но и успешно развиваться в нынешних условиях, стать конкурентоспособными и привлекательными для инвесторов, компаниям волей-неволей приходится задумываться о повышении эффективности работы и снижении издержек.

Вполне обосновано, фундаментом  эффективного менеджмента и успешного  развития бизнеса многие менеджеры  считают организационную структуру  фирмы, образующую ее некий «скелет». Однако в большинстве российских компаний существующая организационная  структура сложилась стихийно, а  система управления основана на предыдущем опыте и мировоззрении руководителя и не является оптимальной. К тому же, до последнего времени методы построения системы управления характеризовались  чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, что  приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных  форм в новые условия. Сами исходные факторы формирования структур зачастую получали слишком узкую трактовку: численность персонала вместо целей  организаций; постоянный набор органов  вместо изменения их состава и  комбинации в разных условиях.

«Система управления организации» - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В  рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором  участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации  построена для того, чтобы все  протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование  системы управления, как в рамках отдельной организации, так и  государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей  и задач.

 

Глава 1. Теоретические основы системы  управления организацией

1.1. Определение понятия системы управления

Управление  может осуществляться только в том  случае, когда существует реально  действующая система, решающая задачи управления. Если данная система является органичной частью организации, её действиями осуществляется управление организацией, и она не решает задач, отличных от управленческих, то её можно рассматривать как специализированную систему или же, как систему управления [11].

Система управления является формой реального  воплощения управленческих взаимосвязей. Она выступает как бы в виде реально существующей субстанции, посредством  которой управление приобретает  конкретное содержание и конкретное проявление, а функция управления - практическую реализацию. В реальной действительности управленческая деятельность - это функционирование системы управления.

Система управления складывается и действует  не только в соответствии с содержанием  функции управления и характером отношений, лежащих в основе управленческих взаимосвязей, но и в соответствии с условиями, в которых формируется  система управления, а также в  соответствии с присущими системе  управления принципами её построения, функционирования и преобразования.

Система - это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих  между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков  следует назвать: множественность  элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем  система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь.

Управление - это процесс воздействия на систему  с целью поддержания заданного  или перевода её в новое состояние.

При этом любая система  управления должна иметь четыре основных элемента:

Выход основной системы.

Воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода.

Канал обратной связи.

Блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход  и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.

Очевидно, что именно система  управления организации имеет возможность  адекватно реагировать на внешние  и внутренние воздействия, что придаёт  организации способность к адаптации  в изменяющихся условиях, делает её саморегулируемой.

В настоящее время в  составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы:

    1. структура управления.
    2. техника управления.
    3. функции управления.

     4. методология управления.

При этом, систему управления можно рассматривать как с  позиции статики, т.е. как некий  механизм (механизм управления), так  и с позиции динамики, как управленческую деятельность.

Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

- функциональную и организационную  структуру, схему организационных  отношений, профессионализм персонала;

- компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота. В отношении техники управления  следует отметить, что стройность  и действенность системы управления  в немалой степени зависит  от системы документооборота  предприятия. От неё напрямую  зависит и число ошибок учёта  и планирования, и оперативность  реагирования на определённое  воздействие. «Бумажная» бухгалтерия неизбежно отступает перед «компьютерной». Неизбежно уходит в прошлое «наказуемость» инициативы. Доказано на практике и находит всё более широкое практическое применение понимание того, что функциональность организации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положительного эмоционального настроя.

Процесс управления, как  элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

Методология же включает в  себя цели, законы, принципы, методы и  функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации  ставится формирование профессиональной управленческой деятельности. Как процесс  управленческая деятельность - это  совокупность действий, ведущая к  образованию и совершенствованию  связей между частями системы. Как  явление - это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации [9]. Управленческая деятельность рассматривается, как синтез науки и искусства. Научная часть управленческой деятельности состоит из прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей, т.е. мало зависит от личности управленца. Искусство же, в данном контексте, представляет собой использование менеджером своего творческого начала, интуиции, субъективного опыта, здравого смысла и т.д. Здесь наблюдается прямая зависимость от личных качеств управленца, причём такие качества, как здравый смысл и интуиция, точнее их присутствие в большей или меньшей степени, практически являются врождённой особенностью данного субъекта.

Наибольший интерес представляет структура управления организации, как, во многом, определяющая по отношению  к другим элементам. Структура органов  управления и должностей, распределение  между ними полномочий и ответственности  часто предопределяет и технику  управления, и процесс, и методы, и функции.

1.2. Основные элементы системы управления

В систему  управления входят:

1) субъект  управления - это лицо, группа лиц,  специально созданный орган или  общество в целом, которые воздействуют  на управляемую систему в целях  обеспечения ее функционирования  и движения к заданной цели. Субъект управления осуществляет  управленческую и организационную  работу, принимает решения и обеспечивает  достижение поставленных целей.  Субъект управления называют  еще управляющей системой. Очень  часто из круга субъектов управления  исключается общество, что неверно.

2) объект  управления - это общество и его  элементы (государство, регион, муниципальное  образование, отрасль, предприятие,  трудовой коллектив, семья, личность  и т.п.) на которые направлено  управленческое воздействие в  целях обеспечения их функционирования  и развития. Объект управления  иногда называют управляемой  системой [3]. Объекты управления можно классифицировать по следующим основаниям:

По сферам общественной жизни объекты управления включают в себя экономическую, политическую, социальную, культурную деятельность.

По адресату управленческого воздействия объекты  управления подразделяются на население  страны, региона, муниципального образования; персонал министерств, предприятий, организаций  и учреждений; персонал органов государственной  и муниципальной власти и т.п. При этом управленческое воздействие  во всех случаях оказывается на отношения  и взаимодействие людей, вовлеченных  в тот или иной вид жизнедеятельности  и объединенных в те или иные социальные группы и институты.

3) содержание управления  или процесс управления. Основное  в процессе управления - управленческие  технологии. Технология управления  состоит из информационных, вычислительных, организационных и логических  операций, выполняемых руководителями  и специалистами различного профиля  по определенному алгоритму вручную  или с использованием технических  средств.

4) социальные ресурсы  (мотивационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, демографические,  инновационные, организационные  и др.).

Кроме того, в систему  управления входят управленческая теория и идеология, принципы и методы управления.

1.3. Внутренняя среда

Важнейшим понятием в менеджменте  является организация. Любая организация  находится и функционирует в  среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том  случае если, среда допускает его  осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она  заключает в себе потенциал, необходимый  для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.

Информация о работе Система управления организацией