Система грантов (социальный эффект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:53, реферат

Описание работы

Последнее десятилетие российской истории характеризуется многочисленными и многопараметровыми социальными процессами, существенным образом изменяющими наше общество. Демократические преобразования происходят во всех сферах гражданской активности. Создаются и применяются новые, более демократичные чем прежде, способы, формы и процедуры осуществления политики (в том числе социальной), усиливается взаимное влияние государственных и негосударственных структур.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
Понятие «грант»………….…………………………….…5
Общие принципы…………………………………………6
Социальный эффект………………………………….…..14
Заключение ………………………17
Список использованных источников ………………………18
Приложение 1. Список сокращений……………...…………….. 19

Файлы: 1 файл

Грант-соц. эффект..doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего

Профессионального образования

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

 

Институт региональной экономики и управления

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

По дисциплине «Исследование социально-экономические  и политические процессы»

 

На тему: «Система грантов (социальный эффект) »

 

 

 

 

 

 

Выполнен:

Студентом 3 курса,

 

Спец. 080504.65 (061000)

 

Федоровым И. С.

Научный

руководитель:

 

(уч. степень,  звание)

 

Ф.И.О


 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..3

  1. Понятие «грант»………….…………………………….…5
  2. Общие принципы…………………………………………6
  3. Социальный эффект………………………………….…..14

Заключение ………………………17

Список использованных источников ………………………18

Приложение 1. Список сокращений……………...…………….. 19

 

Введение

 

Последнее десятилетие российской истории характеризуется многочисленными  и многопараметровыми социальными  процессами, существенным образом изменяющими наше общество. Демократические преобразования происходят во всех сферах гражданской активности. Создаются и применяются новые, более демократичные чем прежде, способы, формы и процедуры осуществления политики (в том числе социальной), усиливается взаимное влияние государственных и негосударственных структур.

Новые обстоятельства рождают и  множество новых проблем. Старые способы их решения оказываются недейственными, поэтому необходимо искать новые решения, соответствующие духу времени.

В отличие от государственной политики во многих областях человеческой деятельности, изменения в социальной политике только начинаются. Государственная монополия в социальной сфере становится анахронизмом, устаревшим и нетерпимым, если быть искренним в желании изменить свою собственную жизнь в нашем обществе. Патернализм власти по отношению к своим гражданам исчерпал свои (и государственные тоже) ресурсы. Необходимы новые решения стоящих перед обществом социальных проблем.

Для негосударственных некоммерческих организаций (НКО) характерна деятельность, направленная на поиск оптимальных способов решения самых разнообразных социальных проблем, ради чего они, собственно, и создаются самими гражданами.

Оказание воздействия на социальную проблему (и, в итоге, на социальную политику в целом) становится наиболее эффективным, когда оно приобретает вполне определенное, а именно, социально-технологическое решение.

В настоящее  время НКО продвигают в России созданные ранее и в других странах, а также возникающие  и реализующиеся в самой России новые социальные технологии. Это и муниципальные гранты, и социальный заказ, и фонды местного сообщества, и ярмарки социальных проектов, и многие другие.

Объект нашей работы – социальная технология.

Предмет – грант как одна из технологий, позволяющих решать некоторые социальные проблемы.

Цель данной работы – оценить грант как одну из технологий, позволяющих решать некоторые социальные проблемы.

 

Задачи:

  • Определить понятие «грант»
  • Выявить общие принципы
  • Рассмотреть понятие «Социальный эффект»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ «ГРАНТ»

 

В данной работе мы попробуем рассмотреть грант как одну из технологий, позволяющих решать некоторые социальные проблемы. С этой точки зрения именно сфера применения гранта определяет его принадлежность к социальным технологиям.

К социальным технологиям грант может быть отнесен и по ряду других причин, которые мы в дальнейшем попробуем выявить. Но сначала определим, что такое «социальная технология».

Социальная  технология – это способ решения  социальной проблемы.

Есть  еще одно, более развернутое определение.

Социальная технология – это стандартный комплекс методически  описанных и практически внедренных действий и/или процедур, объединенных в определенной последовательности или сочетании, повторяемый в  других условиях и на других территориях и приносящий измеряемый результат в социальной сфере1

Далее мы будем опираться именно на это определение, как более подробное и потому лучше способствующее пониманию рассматриваемого нами предмета – гранта.

В своей  работе мы не претендуем на детальное методическое описание гранта как социальной технологии. Поэтому сконцентрируемся на рассмотрении отдельных, наиболее значимых, по нашему мнению, моментах гранта. Важно заметить, что попытка решения социальной проблемы максимально приближена к самой проблеме на муниципальном, а не на региональном или федеральном уровне, На данном уровне она наиболее эффективна и целесообразна.

При этом будем исходить из того, что

муниципальный грант –  это целевое субсидирование социально  значимых программ некоммерческих организаций, действующих на территории муниципального образования, по их заявкам, как правило, на конкурсной основе, – за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Почти десять лет российской истории грант  существовал либо как нечто иностранное, «чуждое» нам, но кормящее, либо полуподпольно, в качестве нормативных положений, встречавшихся в отдельных ведомственных актах2.

2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

 

Что касается правового аспекта  регулирования взаимоотношений  сторон по договору о гранте, следует  отметить, что договор этот представляет собой весьма специфическую форму  отношений, отличающуюся от стандартной  системы договоров.

В настоящее время использование гранта как экономико-правовой конструкции, имеющей в качестве отправной финансовой позиции бюджет, стало возможным, поскольку в Бюджетный кодекс РФ внесены соответствующие изменения и дополнения, закрепленные пунктом 1 статьи 78:

«1. Предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки допускается:

из федерального бюджета – в  случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами  и федеральными законами;

из бюджетов субъектов Российской Федерации – в случаях, предусмотренных  федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами  и законами субъектов Российской Федерации;

из местных бюджетов – в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления»3.

Таким образом, с точки зрения автора, субвенция (вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели) при реализации грантов нежелательна. Причина – неинтерактивность этой формы получения средств. Субвенция не предполагает какого-либо активного участия грантополучателя в добывании дополнительных к государственным ресурсов. Если исходить из первостепенной значимости преодоления социального иждивенчества, то субвенция становится идеологически вредной. В этой пассивной модели субвенциальной деятельности может существовать государственная либо муниципальная организация или учреждение, по определению являющаяся потребителем бюджетных средств, но не должна негосударственная структура.

Обратим внимание на то, какие задачи ставятся и могут решаться при использовании гранта как инструмента социальной политики.

Перечислим некоторые из них.

  • Прежде всего, следует сказать о гранте, как об экспериментальной площадке. Социальные проблемы в обществе возникали и всегда будут возникать, пока оно существует. В поиске решения существующих, но пока не признанных государством приоритетными, социальных проблем органы государственной власти вправе финансировать различные инициативные разработки, в том числе, негосударственных некоммерческих организаций, направленные на решение указанных проблем. Такое финансирование способствует наиболее экономичному поиску технологических решений проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности общества и по мере его развития, поскольку изначально не предполагает масштабных расходов на территории всего территориального образования. Пробные проекты точечного или крайне ограниченного масштаба позволяют выработать алгоритм решения проблемы в целом без значительных на то ресурсных затрат.
  • Однако и само проявление вновь возникающих социальных проблем, как правило, становится причиной создания негосударственных структур или объединения групп граждан, предпринимающих попытку их решения без создания юридического лица. Огромное множество инициатив, составляющих ныне основу социальной политики, некогда были всего лишь порывом души или инициативой организованных граждан – от нынешних детских садов и родовых отделений в больницах до профтехучилищ4. Только гражданская активность, привлекающая внимание власти, позволяет вскрыть латентные, на первый взгляд, незаметные для общества проблемы, поставить вопрос о необходимости их решения.
  • Наряду с названными причинами, существуют и основания более системного свойства. Так, признавая социальную значимость развития гражданской инициативы в целом, как способа формирования гражданами активной жизненной позиции, органы власти на конкурсной основе вправе реализовывать собственные программы поддержки социально значимых проектов и программ НКО. Пока что такое понимание со стороны власти встречается нечасто. Однако очевидно, что подобное восприятие НКО будет содействовать качественному изменению российской социальной политики. Эти изменения будут происходить по мере того, как усилия государства сконцентрируются на формирование непрерывного системного содействия по преодолению гражданами социального иждивенчества и выработке у них способности к самообеспечению – и, как следствие этого – к самореализации каждой личности.
  • И если уж говорить о социальной политике, нужно отметить и то, что грант позволяет также постепенно формировать развитые, профессионально работающие НКО, способные эффективно и в соответствии с требованиями налогового, бюджетного и договорного права выполнять социальные проекты и программы. Таким образом, грант вновь становится механизмом экспериментальной отработки более сложных социальных технологий, таких как, например, технология социального заказа5.

Следовательно, грантовые механизмы, проявляя эффективность деятельности НКО в социальной сфере, становятся первоначальным импульсом для формирования новой для России интерактивной социальной политики, ориентированной на принципы социального инвестирования и социального развития.

Заговорив о принципах, следует  иметь в виду, что их соблюдение определяет успех технологии гранта. Попробуем перечислить эти принципы.

 Принципы муниципального гранта. 

Основными принципами гранта, как социальной технологии, направленной на решение социальной проблемы, являются:

1. Программно-целевой подход.

Отсутствие в работе любой структуры  системы планирования деятельности приводит к непредсказуемым последствиям. Стремление многих НКО получить ресурсы (в том числе, государственные) под «текущую деятельность» объяснимо, хотя и неэффективно. Такая форма финансирования мгновенно бюрократизирует всю структуру, реально превращая ее из добровольного негосударственного объединения в чиновничью контору, куда люди приходят «на работу» и получают зарплату – вне зависимости от конечных результатов труда.

2. Инновационный характер.

В качестве допущения попробуем  представить себе общество в виде огромного завода. Тогда государственные структуры будут выполнять функции управления (исполнительная власть) и представителей трудового коллектива (власть законодательная). Ведомственные структуры (государственные и муниципальные учреждения) – это рабочие в цехах. А вот НКО – это те самые рационализаторы, без которых производство не может развиваться. И рационализаторы эти необходимы даже при наличии конструкторских бюро (различного профиля НИИ).

Именно тогда, когда какой-либо предлагаемый НКО проект или программа представляют собою инновацию для этой территории (пусть даже это будет всего лишь исследование местной ситуации с той или иной социальной проблемой), в ней может возникнуть потребность у властных органов. И только они вправе решать, стоит ли расходовать бюджетные ресурсы на выполнение проекта или программы.

Силами таких, численно не больших, но мобильных и вольных «распоряжаться собою» структур можно выполнить работу, для которой у весьма инерционно действующих властных органов и их подразделений не хватает, как правило, ни времени, ни сил.

3. Публичность.

Данный принцип также несомненен. Если вспомнить, что общественные организации  – суть, структуры публичные, то никакой другой ответ просто и  невозможен.

Однако публичность важна обоюдная, и со стороны властных структур также, поскольку средства бюджета – это средства всего общества, право распоряжения ими всего лишь делегировано этим структурам обществом. На наш взгляд, необходимо более детальное раскрытие принципа публичности в приложении именно к государственной политике в социальной сфере и в гранте, как инструменте общественного участия. Принцип содержит следующих три позиции:

Информация о работе Система грантов (социальный эффект)