Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:36, шпаргалка

Описание работы

Современная организация динамична, она живет только тогда, когда развивается.
Современная организация полифункциональна. Прибыль, капитализация и прочие финансовые параметры перестают быть тем, ради чего она функционирует. Организация активно меняет окружающий мир, создавая новые ценности, и не только материальные.
Современная организация фрагментарна в том смысле, что разные части организационной системы могут по-своему реагировать на внешние и внутренние воздействия и в связи с этим строиться на разных основаниях и нормах.

Содержание работы

Понятие и сущность организации
Предмет ТО
Тейлор: научная организация труда и рационализация управления
Вебер: бюрократический тип организационной структуры организации
Файоль: анализ построения и причины функционирования организации
Богданов: всеобщая организационная наука «тектология»
Лайкер: «система 4»
Ансофф: теория организационного потенциала
Друкер: роль профессионального менеджера
Минцберг: формирование эффективной структуры
Фундаментальные изменения в организации 20в
Реинжиниринг организации
Концепция внутренних рынков
Самоорганизация
Теория альянсов
Факторы, влияющие на эффективную деятельность группы
Концепция экологически осознанного управления
Закон синергии
Закон самосохранения
Закон развития
Закон информированности-упорядоченности
Закон единства анализа и синтеза
Закон гармонии
Потенциал организации
Жизненный цикл организации
Структура управления организацией
Критерии размещения производственных и сервисных объектов организации
Централизация и децентрализации
Типология организационных структур
Линейно-функциональная структура управления
Дивизиональная организационная структура
Проектное управление
Матричное управление
Бригадная форма организации труда и управления
Основные этапы процесса принятия решений
Способы принятия решений
Значимость решения и давление времени
Влияние внешней среды на организацию
Организационные процедуры, обеспечивающие обоснованное принятие решений
Индивидуальное и групповое принятие решений
Координация в организации
Виды и характер координации
Организационные коммуникации: определение и основные функции
Элементы коммуникации
Типология коммуникаций
Профессиональное управление
Деловая репутация организации
Проблемы доверия организации: хар-ка, источники
Организационная культура: опред, функции, элементы
Интеллектуальный капитал организации
Классификация знаний организации
Функция управления знаниями
Осн. Этапы приобретения и использования знаниями
Орг. Мероприятия по УЗ
Организационно-правовые формы предприятий
Малый бизнес и корпоративные орг.

Файлы: 1 файл

экзамен по то.docx

— 156.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

6.Богданов: всеобщая  организационная наука «тектология»

В  своей основной работе "Всеобщая организационная наука. Тектология", первый том которой вышел в 1912 г., А.А.Богдановпредвосхитил многие идеи кибернетики, теории систем, синергетики и других наук. Мысли и выводы Богданова настолько глубоки и многообразны, что в данном небольшом очерке мы коснемся лишь некоторых его взглядов, спроецировав их на ряд современных проблем и тенденций.

"Всеобщую организационную  науку, - отмечает А.Богданов, - мы будем называть "тектологией". В переводе с греческого это означает "учение о строительстве". "Строительство" является синонимом для современного понятия "организация"2.

Тектология Богданова - это общая теория организации и дезорганизации, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем. Несомненно, что Богданову удалось заложить основы новой синтетической науки, хотя и не получавшей признания длительное время.

Основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней - от микромира до биологических и социальных.

Самые разнородные явления  объединяются общими структурными связями  на основании единства и объективности  законов организации объектов. Это  позволяет Богданову сформулировать задачу и способы ее решения. "Задача тектологии - систематизировать организационный опыт; ясно, что это наука эмпирическая и по своим выводам должна идти путем индукции"3. Относительно социальных процессов Богданов считает, что "всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей. Это значит, что всякую человеческую деятельность<...> можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения"4.

В результате непрерывного взаимодействия формируется три вида комплекса (системы), которые Богданов различает  по степени их организованности - организованные, неорганизованные, нейтральные.

А. Богданов внес заметный  вклад в становление и развитие науки управления. Он выступает представителем организационно-технологического подхода к управлению. "Всякая задача, - отмечал он, - может и должна рассматриваться как организационная"5.

Богдановым выдвинута  идея создания науки об общих законах  организации - тектологии. В предисловии к первой части своего основного труда он писал: "Пережитые годы - годы великой дезорганизации, как и великих организационных попыток - породили во всем мире острую потребность в научной постановке вопросов организации.

 

7.Лайкер: «система 4»

Р. ЛАЙКЕРТ. СИСТЕМА 4

1903-1981 РАЗРАБОТАЛ СОБСТВЕННУЮ ТЕОРИЮ

4 системы: 1)эксплотаторская – авторитарная (страх, угроза – стимул для работы)

2)благосклонно-авторитарная 

3)консультативно-демократическая (доверие к подчиненным

4) основанная на участии (партицепаторная): 1)соблюдать принципы поддерживающих отношений 2)придерживаться коллективных методов принятия решений 3)ставить высокие производительные цели

 

8.Ансофф: теория  организационного потенциала

В начале 1970-х гг. американский ученый И. Ансофф выдвинул ряд новых идей, касающихся подходов к пониманию и развитию организационных структур управления.

Он выделил два подхода  к формированию организационных  структур.

Первый из них – структурный подход. Основной упор в нем был сделан на внутреннее строение фирм, разделение функций и рационализацию управления. Второй –динамический подход. Основное внимание в нем сосредоточивается на анализе связей фирмы со средой, в которой она действует, и с источниками ресурсов.

При динамическом подходе  анализ управленческих проблем осуществляется в два этапа. На первом фирма рассматривается  в условиях стабильных внешних связей.

Организационные проблемы носят  оперативный характер. На втором этапе  изучается влияние на организацию  изменений внешней среды. Организационные  проблемы, возникающие в связи  с этим, считаются стратегическими.

Ансофф считал, что основная задача высшего руководства современной фирмы – решение стратегических проблем в условиях изменяющейся внешней среды. Основной стратегией фирм в условиях постоянных внешних связей было снижение издержек производства и ценовая конкуренция. Результатом явилась ди-визиональная структура. Ансофф рассматривал этот вид организационной структуры как «функциональную структуру, повторенную несколько раз». Образование многонациональных компаний привело к необходимости приблизить службы маркетинга к национальным рынкам, на которых действует фирма.

Произошло ее разделение и  образование филиалов в разных странах. Ансофф называл такую структуру многонациональной структурой, матрицей типа «отделение – страна».

Ансофф считал, что идея матрицы является одной из основных в современной науке о формировании организационных структур.

Поведение современных фирм можно структури-зовать по трем направлениям, т. е. выделить три основные стратегии: достижение экономичности использования ресурсов, обеспечение конкурентоспособности и активная политика в области нововведений.

В зависимости от того, какая  стратегия преобладает, выбирается тот или иной вид структуры. Использование  нескольких стратегий требует образования  матриц различных типов либо разумного  сочетания разных видов структур в пределах одной компании.

Одна из последних форм многонациональной структуры –  матрица типа «продукт – рынок», в которой делается попытка сочетать рыночную политику с разработкой  стратегии фирмы.

Рассмотрев эволюцию организационных  структур, Ансофф выделил основные тенденции в их развитии. Основной тенденцией можно считать осознание управляющими того факта, что любая организация является сложной совокупностью большого количества взаимосвязанных элементов. Большой набор элементов представляет собой организационный потенциал.

Основу организационного потенциала составляет культура организации – совокупность управленческого персонала, системы ценностей, систем и процедур. Эта часть организационного потенциала подвержена наиболее сильному воздействию со стороны выбранной стратегии фирмы.

 

 

 

 

9.Друкер: роль  профессионального менеджера

П ДРУКЕР: РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖЕРА

МЕНЕДЖМЕНТ- разработка создания максимально эффективное использование социально-экономических систем

Менеджер- это руководитель или управляющий, отвечающий за управление, определенное направление деятельности предприятия(менеджер по персоналу, инвистиционный менеджер, риск-менеджер, бренд-менеджер) управляющий проектом или целой компанией(топ-менеджер)

Разработка питера – управление по целям

Формирует тезисы: 1) Менеджер не может  эффективно управлять организацией, ориентируясь только на экономическую  цель

2) Работа по усовершенствованию  системы целей и системой целей  необходимо любым деловым организациям, поскольку их выживание и успешное  развитие зависят от удовлетворения  многообразных потребностей социальных  групп.

Исходя из этого формируется  Примерный план целей организации, связанных с: 1)определением типа рынков, на котором она должна работать 2)удовлетворением  типа продукта, выпукаемого на данный рынок, 3)управление определением уровня планируемой прибыли 4)установлением типа и источника необходимых ресурсов 5)отношением к нововведениям и допустимому риску, 6)удовлетворением потребности персонала 7)обеспечением общественного призвания, ее деятельности в более широком кругу или социуме 8) развитием менеджмента, как главного фактора, организационного развития

 

10.Минцберг: формирование  эффективной структуры  есть на листочке

Г. МИНТЦБЕРГ: ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ  СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Родился в 1939 году в Торонто

5 основных структур организаций:  простая, машинная бюрократия,профессиональная бюрократия, дивизионная форма, адхократия – стиль управления, характеризовался свободой

Структура организации – простая  совокупность способов посред-м которых процесс труда раздавался на отд. Раб. Задачи, а потом достигается координация действий по решению общих задач(чтобы была эффективней) = > 5 базовых конф-й:

1)операц. Ядро – работники, т.е для каждого сотрудника свое место в структуре

2)стратегия вершина

3)среднее звено

4)техническая структура

5)вспомогательный персонал

Для согласия используются координационные  механизмы: взаимное согласование, прямой контроль, стандортизация(рабочих процессов, выпуска, навыков)

Этапы сов-е орг. Структуры: -Диагностика (исследование структуры управления, выявление узких мест и проблем, анализ структуры и расписания)

-Разработка новой организационной  структуры (составление плана,  изменений метод ср-я и аналогий)

-Проведение организационных изменений  (устранение непонимания со стороны  персонала, обучение и повышение  квалификации)

Таким образом приходим к выводу, что спроек это организационная структура, невозм без определения целей компании и рассмотрения прод

Основные концепции: реинженеринг, концепция внутренних рынков организации, концепция экологически осознонного предприятия, теория альянсов

 

11.Фундаментальные  изменения в организации 20в

3 фазы фундаментальных изменений  в организациях: 
Отделение управленческих функций (капитала-функции) от капитала-собственности и превращение управления в профессию.

Появление (с 1920х г.г.) командно-административных организаций с вертикалью соподчинённости  и высоким уровнем централизации.

Переход к организациям с преобладанием  горизонтальных структур и связей, базирующихся на широком использовании  информационных систем, специальных  знаний и системных методов принятия решений.

 

12. Реинжиниринг организации – теории и методика коренной комплексной перестройки организации на современной информационной и технической основе в том числе человеческих мотивов и стимулов.

Реинжиниринг - Фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность.

Реинжиниринг необходим  в случаях потребности очень существенных улучшений, например, таких как:

  • Условия, когда фирма находится в состоянии упадка, кризиса
  • Когда текущее состояние фирмы может считаться удовлетворительным, но прогнозы ее деятельности являются неблагоприятными
  • Реализацией возможностей реинжиниринга занимаются благополучные организации. Их задача состоит в ускорениинаращивания отрыва от ближайших конкурентов и создания уникальных конкурентных преимуществ.

 

Виды реинжиниринга: 1-кризисный,2- реинжиниринг развития(совершенствования)

Этапы реинжиниринга

    • Форма желаемого образа фирмы
    • Создание модели реального или существующего бизнеса фирмы
    • Разработка модели нового бизнеса
    • Внедрение новой модели

Свойства реинжиниринга

  • Отказ от старой модели, начало с нуля
  • Пренебрежение новым системам
  • Приведение к значительным изменениям показателей деятельности.

 

13. Концепция  внутренних рынков -  предполагает перенесение закономерностей рыночных отношений на внутреннюю деятельность корпораций ( автономия, демократия, децентрализация)

Концепция внутренних рынков корпораций (или организационных рынков) характеризуется перенесением закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю деятельность корпораций. Эти революционные преобразования должны охватывать все подразделения, которые становятся автономными звеньями, покупают и продают товары и услуги, участвуя во внутрифирменном и межфирменном обороте, объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой. За счет развития прямых связей организационные рынки существенно сокращают многие виды расходов. Подразделения, помимо широкой экономической самостоятельности, обладают правом вносить изменения в производство товаров, предоставление услуг, во всю систему взаимоотношений 
 
с потребителем. На этой основе формируются сетевые организации (виртуальные корпорации) с распределенными автономными звеньями. Это новый объект управления, требующий иного управления.  
 
К данной теории примыкает концепция «демократической корпорации», предполагающая широкую децентрализацию управления с развитием демократических форм и методов функционирования подразделений и руководителей.

14. Самоорганизация -  самонаправленное объединение элементов организации для целенаправленных действий. Это процесс согласования взаимоотношений за счет изменения интересов, целей, ценностей.

  • Использовать самоорганизацию -  значит экономить на управлении.
  • Руководитель должен делать только то, что не может делать коллектив.
  • Больше правил  - меньше заданий.
  • Функция руководителя – это управлять, обслуживать подчиненных ( давать  им ясные цели, средства, условия и поощения).

15. Теория альянсов – предполагает усиление интеграции процессов в управлении, ориентированных на более эффективное использование всех видов ресурсов ( в научно-технических, информационных, инвестиционных) , что приводит к появлению разнообразных форм горизонтальных объединенных организаций.  

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"