Роль среднего и малого бизнеса в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Малое и среднее предпринимательство имеет свои особенности, от которых зависят характер и методы решения экономических, организационных, инфраструктурных и других вопросов поддержки развития предпринимательства со стороны государства.

Содержание работы

1. Место и роль и малого и среднего бизнеса в современной экономике.
2. Содержание, методы и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
3. Аспекты регионального развития малого и среднего предпринимательства в России.
4. Аспекты развития малого и среднего предпринимательства в мировой экономике.
5. Особенности становления малого и среднего предпринимательства в России.
6. Использованная литература.

Файлы: 1 файл

курсовая(проект).docx

— 57.23 Кб (Скачать файл)

 В этих условиях государство  призвано всячески поддерживать и развивать малое и среднее предпринимательство, частную инициативу. Причем политика должна быть направлена не на административно-директивное регулирование предпринимательства, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки. Речь идет не о безвозвратных финансовых инъекциях, а о системе финансово-кредитных рычагов (налог, кредит и т.д.), которые в рыночных отношениях ставят малые предприятия не только в равные по сравнению с крупными условия, но и в преимущественные.

 

 Следует отметить, что благодаря  настойчивым требованиям отечественных  профессиональных экономистов, выступлениям  предпринимателей и их союзов  в России медленно, порой непоследовательно,  стали на практике реализовываться  некоторые из мер по поддержке  развития этого сектора экономики.  Исходя из того, что одним из  направлений финансовой поддержки,  способствующей развитию малого и среднего бизнеса, является налоговая политика, в частности, льготное налогообложение, Указом Президента от 22 декабря 1993 г. "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношении бюджетов различных уровней" предусмотрены налоговые льготы малым предприятиям, особенно занятым в производстве.

 

 

 

 

 

 По налогу на прибыль.

 В первые два года работы  не уплачивают налог на прибыль  вновь созданные малые предприятия,  осуществляющие производство и  переработку сельхозпродукции, производство  продовольственных товаров, товаров  народного потребления, медицинской  техники, лекарственных средств,  а также строительных объектов  жилищного, производственного, социального  и природоохранного назначения. Указанные предприятия в 3-й  и 4-й годы работы уплачивают  налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% от основной ставки. Малые предприятия освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на прибыль.

 Определенные льготы получили банки и страховые компании, финансирующие Малый и средний бизнес. Так, банки, предоставляющие не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям, работающим в приоритетных направлениях, и страховые компании, у которых не менее 50% страховых взносов за отчетный период получено от страхования имущественных интересов малых предприятий, уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной в полтора раза.

По налогу на добавленную  стоимость.

 Суммы НДС, уплаченные малыми  предприятиями при приобретении  основных средств и нематериальных  активов, вычитаются в полном  объеме при вводе в эксплуатацию  основных средств и при принятии  на учет нематериальных активов.

Малые предприятия освобождаются  от уплаты авансовых взносов по налогу на добавленную стоимость.

По налогу на имущество.

 Не облагается имущество  вновь созданных малых предприятий  в течение одного года после  регистрации, за исключением предприятий,  созданных на базе ликвидированных  (реорганизованных) предприятий, их  структурных подразделений.

 Указанные льготы создают  определенные экономические преимущества  для функционирующих и особенно  для вновь создаваемых малых  предприятий. Тем не менее,  по-прежнему для всех предпринимателей, в том числе и занятых в  малом бизнесе, налоги остаются  главной проблемой. В проектах  федеральных законов по налогообложению, направленных в Государственную Думу, практически сохранены все льготы малому бизнесу. Вместе с тем предусматривается передача права отмены уплаты авансовых платежей налога на прибыль и на добавленную стоимость по малым предприятиям - органам исполнительной власти субъектов федерации, способным более гибко использовать указанную льготу.

 

 

Другим направлением государственной  поддержки является выделение ассигнований из федерального и региональных бюджетов для финансирования программ поддержки  малого предпринимательства. Так, в 1994 г. из федерального бюджета направлено на поддержку предпринимательства 5 млрд рублей, из них 2 млрд рублей перечислено Фонду поддержки предпринимательства и развития конкуренции при ГКАП России, который является генеральным заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Кроме того, с 1 января 1994 г. на развитие предпринимательства в соответствии с Госпрограммой приватизации государственной и муниципальной собственности в указанный фонд направляется 5% денежных средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

Эти отчисления составили в 1994 г. 29,6 млрд рублей. Наряду с этим местными органами государственной власти на цели поддержки малого и среднего бизнеса было выделено за 9 месяцев 1994 года 48,9 млрд рублей.

 Следует отметить, что государственная  поддержка развития предпринимательства  осуществляется также за счет  финансирования и других фондов  и федеральных целевых программ. Так, в целях поддержки инновационной  деятельности постановлением Правительства  РФ создан Фонд содействия  развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере. В  1994 г. на расходы фонда выделено  из федерального бюджета более  7 млрд рублей.

 Государство оказывает помощь  фермерским хозяйствам. За счет  ассигнований из федерального  бюджета предусмотрено возмещение  разницы в процентных ставках  по льготным кредитам, выданным  крестьянским хозяйствам в 1992 и 1993 гг., а также участие в  становлении системы крестьянских  банков и страховых компаний. В 1994 г. на эти цели было  направлено из федерального бюджета  порядка 112 млрд рублей.

 В целях поддержки и развития  малого и среднего предпринимательства,  дальнейшего развития частного  бизнеса, развития предпринимательской  деятельности в сфере производства  Президентом РФ подписан Указ  от 17 сентября 1994 г. № 1929 "О развитии  финансового лизинга в инвестиционной  сфере". Лизинг определяется как  вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование  временно свободных или привлеченных  финансовых средств в имущество,  передаваемое по договору физическим  и юридическим лицам на По налогу на прибыль определенный срок. В настоящее время Минэкономики, Минфин, Госкомпром, Минстрой завершают подготовку Положения о финансовом лизинге. Разрабатывается также Закон "О лизинге".

 Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1322 "О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнения заказов для государственных нужд" государственным заказчикам положено при проведении конкурсных отборов по размещению заказов на закупку и поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд создавать условия, обеспечивающие участие малых предприятий в конкурсном отборе. Министерству внешних экономических связей поручено рассматривать возможность привлечения малых негосударственных предприятий к участию в конкурсных торгах на поставку товаров, выполнение работ для федеральных государственных нужд.

 Малым негосударственным предприятиям, участвующим в выполнении государственных  оборонных заказов, предоставляется  право закупок продукции общепромышленного  применения в счет устанавливаемых Министерством экономики РФ специальных квот обязательной продажи этой продукции.

 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов", малым предприятиям предоставлено право в первый год их функционирования наряду с использованием механизма ускоренной амортизации списывать как амортизационные отчисления 50% первоначальной стоимости машин и оборудования со сроком службы свыше 3-х лет.

 Важным документом, направленным  на стимулирование предпринимательства,  является Постановление Правительства  РФ от 29 декабря 1994 г. "О сети  региональных агентств поддержки  малого и среднего бизнеса". Правительство России выделило 1,5 рублей на создание сети региональных  агентств. Примерно столько же  средств вложат регионы. Логическим завершением обучения в создаваемых центрах будет разработка предпринимателями бизнес-планов по выбранному направлению деятельности. Разработанные бизнес-планы будут оцениваться с точки зрения перспектив их дальнейшего кредитования крупными коммерческими банками, которые привлечены к учредительству центров.

 Готовность поддержать Малый и средний бизнес в России выразили правительства многих государств, в том числе Великобритании, Германии, США, Японии, Канады, Испании и др. Имеются конкретные соглашения по созданию бизнес-центров при поддержке этих государств в Нижегородской, Воронежской, Московской, Свердловской областях, на Дальнем Востоке и в других регионах. Международная организация труда согласилась финансировать некоторые программы по подготовке предпринимателей и тех, кто будет их обучать. В мае 1995 г. принят федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства". Надо отметить, что ряд положений проекта Закона весьма благоприятны для предпринимателей. В Законе определены субъекты малого предпринимательства, пользующиеся государственной поддержкой, выделены государственные органы, осуществляющие поддержку, охарактеризованы ее основные формы и методы. Закон является правовой базой для подготовки системы нормативных актов для обеспечения поддержки в финансово- кредитной сфере, в области труда и заработной платы, в регулировании отношений объединений малых предприятий с органами власти и управления.

 

Специального рассмотрения заслуживает  Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации на 1994-1995 гг. Необходимость принятия на федеральном  уровне мер, направленных на активизацию  государственной поддержки малого предпринимательства, назрела давно. Поэтому одобрение Правительством 29 апреля 1994 г. Федеральной программы поддержки малого предпринимательства в Российской федерации на 1994-1995 гг. - факт отрадный. Многие содержащиеся в программе позиции могут существенно продвинуть развитие малого предпринимательства в стране. Вместе с тем, на наш взгляд, Федеральная программа не содержит четкой концепции развития малого предпринимательства. Больше того, не определены самое понятие малого предпринимательства, его статус. Основные позиции поддержки малого предпринимательства ресурсами и финансами не подкреплены, хотя сделать это следовало бы, в том числе с использованием различных форм самого малого предпринимательства. Федеральная программа не содержит специальных стимулов для переориентации предпринимателей с торгово-посреднической деятельности на производственную. Экономическая политика Правительства фактически поощряет лишь торговое посредничество и делает невыгодной деятельность в сфере производства. Высокие налоги на производство, по однозначным высказываниям всех предпринимателей, не стимулируют производственную деятельность. Эта политика дискредитировала саму идею предпринимательства, которое стало отождествляться в общественном сознании с безудержной спекуляцией и торговым рвачеством, ведущими к обнищанию основной части населения.

 Малое и среднее предпринимательство  в настоящее время является  одной из самых криминогенных  сфер. Поэтому документ, направленный  на его государственную поддержку,  должен содержать механизмы, ослабляющие  криминальный характер его развития. Причем должны быть разработаны  меры защиты субъектов малого  предпринимательства как от поползновений  и давления госструктур (взятки  при организации предприятия,  аренде помещения, продаже информации  и т.п.), давления коммерческих  структур, граничащих с нарушением  законов, или прямо их нарушающих (например, "условия" получения  кредита), так и от уголовного  рэкета. Важно было в Федеральной программе предусмотреть ослабление криминальных моментов в самих структурах малого предпринимательства (защита наемных работников в малых частных предприятиях; борьба с уклонением от уплаты налогов; связь государственных и негосударственных, малых и крупных предприятий, использование всякого рода прикрытий для получения льгот - создание фиктивных рабочих мест, прием на работу инвалидов и т.д.).

 

 

 

 

Реализация Федеральной программы, как отмечают ученые и предприниматели, идет в целом неудовлетворительно. Она не позволила освободить малые  предприятия от непомерно высоких  многочисленных налогов на федеральном  уровне. Предусмотренные небольшие  бюджетные ассигнования для развития предпринимательства выделяются не полностью и с большой задержкой. Федеральная программа, в конечном счете пока еще не улучшила экономическую ситуацию в развитии малого и среднего бизнеса. Это значит, что целостная система государственной поддержки малого и среднего бизнеса как одного из ключевых направлений реформ в России еще не сформирована. На наш взгляд, необходимо, чтобы развитие малого предпринимательства, частной инициативы в нашей стране стало общегосударственной доктриной, оснащенной четким механизмом реализации - со своим исполнительным органом и законодательной базой. Однако на федеральном уровне ни в одной из ветвей власти никто этим конкретно не занимается. Да и ни к чему чиновнику свободный предприниматель: с ним труднее ладить, им сложнее управлять. Импульс успешному продвижению к рынку должны дать сами предприниматели.

 В заключение рассмотрим  вопрос о том, как сами предприниматели  относятся к проблеме государственной  поддержки предпринимательства.  Представление об этом дают  результаты социологического исследования, проведенного учеными Рабочего  центра экономических реформ  при Правительстве РФ и Института  экономических проблем переходного  периода. В качестве респондентов  привлекалось 1700 руководителей малых  предприятий различных статусов  и всех форм собственности.  Выяснилось, что большинство руководителей  малого и среднего бизнеса  просто не знают о том, оказывают  ли помощь предпринимательству  власти их города и области  (42,7% опрошенных). Пятая часть руководителей  указала на то, что местные  власти стараются оказывать помощь  всем, кто к ним обращается. Высказывалось  мнение (18,7% опрошенных), что власти помогают только своим фирмам. Местные власти не оказывают помощи никому , - утверждают 15,5% опрошенных руководителей. Следует отметить, что большинство опрошенных предпринимателей считают, что для успешной работы необходимы хорошие личные взаимоотношения с местными властями, с конкретными чиновниками, возглавляющими то или иное подразделение. Представляют несомненный интерес мнения руководителей об основных мерах государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Из предложенных им направлений расходования государственных средств на помощь предпринимательству наибольший процент (81,5%) набрало предоставление налоговых льгот. На втором месте было обеспечение надежных законодательных гарантий (69,2% опрошенных). На третьем месте - получение льготных кредитов под конкретные проекты (56,2%). Такое направление государственной политики, например, как необходимость государственной защиты от рэкета и мафии, набрало гораздо меньше сторонников среди руководителей малого предпринимательства в целом по России (16,8%). Причем такое распределение приоритетов носит довольно устойчивый характер, повторяясь из исследования в исследование.

Информация о работе Роль среднего и малого бизнеса в современной экономике