Роль среднего и малого бизнеса в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Малое и среднее предпринимательство имеет свои особенности, от которых зависят характер и методы решения экономических, организационных, инфраструктурных и других вопросов поддержки развития предпринимательства со стороны государства.

Содержание работы

1. Место и роль и малого и среднего бизнеса в современной экономике.
2. Содержание, методы и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
3. Аспекты регионального развития малого и среднего предпринимательства в России.
4. Аспекты развития малого и среднего предпринимательства в мировой экономике.
5. Особенности становления малого и среднего предпринимательства в России.
6. Использованная литература.

Файлы: 1 файл

курсовая(проект).docx

— 57.23 Кб (Скачать файл)

 Объективности ради следует отметить, что формально государственная поддержка малого предпринимательства уже несколько лет признается в правительственных документах одним из главных направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широких слоев собственников и предпринимателей.

 Принятым в начале 1995 г. Постановлением  Правительства "О частных инвестициях  в Российской Федерации" предусматривается  конкурсное финансирование определенных  проектов, в которых общество  особенно заинтересовано. В этом  случае частный сектор будет  вкладывать 80% суммы, необходимой  для реализации, а оставшиеся 20% добавляет  государство. Представляется, что  это позволит в какой-то мере  стимулировать приток средств в те отрасли, которые считаются приоритетными.

 Президентским Указом "О развитии  финансового лизинга" малым  и средним фирмам предоставляется  возможность шире использовать  новую технику. Если раньше  за это приходилось платить  реальными деньгами, и это было  дорого и не всегда эффективно, то по новым правилам станки  и машины могут предоставляться  физическим и юридическим лицам  в аренду. Это - несомненная и  прямая поддержка фирм.

 

Эти и некоторые другие начинания  свидетельствуют о том, что правительство  постепенно поворачивается к реальным проблемам, волнующим начинающих предпринимателей. Однако это лишь начало. Для того, чтобы Малый и средний бизнес процветал, чтобы предприниматели не боялись идти на риск, решались на хозяйственные новации, снижали издержки производства, поднимали конкурентоспособность своей продукции, предстоит сделать еще очень много. Но без энергичной целенаправленной государственной политики поддержки малого предпринимательства нельзя рассчитывать на эффективное его развитие, а значит, на постепенное снижение потребительских цен и более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.

 Говоря о поддержке малого  и среднего предпринимательства,  следует четко определить смысл  понятия "поддержка" и в  своих действиях исходить из  его реального содержания. Иначе  всякие рассуждения на эту  тему могут принять достаточно  условный характер, а главное,  они могут отдалиться от практических  нужд политики централизованного  государственного регулирования  и стимулирования этой сферы  предпринимательства.

 Представляется, что под государственной  поддержкой следует понимать, с  одной стороны, сознательное создание  государственными структурами экономических  и правовых условий, стимулов  для развития и конкурентной  стойкости малого предпринимательства,  а с другой стороны - вложение  в него материальных и финансовых  ресурсов. При этом под поддержкой  нельзя понимать все ресурсы,  так или иначе вкладываемые  в развитие предприятий малого  и среднего предпринимательства  или привлекаемые для текущей  хозяйственной деятельности. В качестве  поддержки могут выступать только  ресурсы, привлекаемые в сферу  мелкого и среднего предпринимательства  на началах либо безвозмездных,  либо льготных по сравнению  с обычным рыночным приобретением  или авансированием в денежной  или товарной форме (банковский  или коммерческий кредит). Следует  отметить, что на начальном этапе  в формировании малого предпринимательства  во многом преобладал упрощенный  подход, обусловленный стремлением  форсировать процесс. Имевшая  место на этом этапе реформ  государственная поддержка малого  и среднего бизнеса напоминала  скорее компанию по созданию  сети малых предприятий любой  ценой. В некоторых отраслях - сфере обслуживания, торговле, общественном  питании - эта поддержка вылилась  в ускоренное насаждение новых  форм хозяйствования. В результате  одна монополия начинала сменяться  другой. Пользуясь ослабленностью государственных структур, малые предприятия получают возможность, поднимая цены на свою продукцию, работы и услуги, безнаказанно снижать их качество, создавая практически новую монополию - частную. Все это породило не структурную перестройку экономики, не использование дополнительных резервов, формирование инвестиционного поля и встраивание малого и среднего бизнеса в существующие государственные структуры, а привело к существенному разрушению государственного сектора, усилению теневой экономики и мафиозных образований.

 Существует большой соблазн  скопировать формы регулирования  малого и среднего бизнеса,  применяемые в развитых зарубежных  странах. Однако переносимый механически  на российскую почву зарубежный  опыт нередко не только не  способствует оживлению этого  сектора экономики, но приводит  к деформации его подлинной  природы и дискредитирует прогрессивные  формы предпринимательства. Между  тем, государственное регулирование  и поддержка российского предпринимательства  на этапе становления рынка  и одновременного преодоления  кризиса и инфляции характеризуется  применением нетрадиционных решений,  не имеющих аналогов в мировой  практике. Специфика сложившихся  в России условий состоит в  том, что структура производства  остается крайне утяжеленной,  ее преобразование требует огромных  затрат. Высока степень монополизации  производства, выражающаяся в росте  цен, недобросовестности в выполнении  договорных отношений, отсутствии  побудительных мотивов для совершенствования производства, повышения качества продукции и снижения издержек производства. Здесь низка конкурентность производства, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками. В экономике продолжается спад производства. Далеко не закончено формирование правовой базы для новых экономических отношений. Для нормального формирования рынка не хватает системы контроля за ходом реформирования экономики. Механизмы преодоления негативных моментов и острых углов рынка пока не созданы. В этих условиях Малый и средний бизнес без соответствующей государственной поддержки не в состоянии превратиться в мощный стимул производства, занять то место в российской экономике, которое он занимает в экономике развитых стран.

 Представляется, что в условиях  переходного периода государственная  поддержка малого предпринимательства  должна носить стимулирующий,  селективный характер. Государство  должно стимулировать, прежде всего, жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых совпадает с целями и направлениями развития общества, государственной социально-экономической политики. Малые предприятия в своей деятельности должны опираться, прежде всего, на собственные силы, свои материальные и финансовые ресурсы. Что касается государственной поддержки, то она должна проявляться в разумных дотациях, льготных режимах налогообложения, кредитования, страхования, инвестирования и т.д. В этом случае государственная поддержка не будет носить характера поощрения иждивенчества, и рассматриваться малыми предприятиями как нечто постоянное или как основной источник увеличения конкурентоспособности и роста рентабельности. Опыт создания тепличных условий для малого и среднего бизнеса в высокоразвитых странах Запада показал непредсказуемость возможных результатов, нередко создающих анти-эффект ожидания. Да и поддержка в течение длительного времени как крупных, так и небольших неэффективных государственных предприятий в нашей стране дала прямо противоположный результат. Размеры предприятий в данном случае существа не меняют.

 В этих условиях главным  принципом государственной поддержки  должно стать постепенное сокращение  административно-директивного регулирования  малого и среднего бизнеса  и создание преимущественно экономических  и правовых условий нормального  ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна  выражаться в формировании экономических  и правовых условий, стимулов  для саморазвития и конкурентоспособности  малого предпринимательства с  учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей  и традиций, а также зарубежного  опыта. Важнейшие задачи государственной  поддержки малого предпринимательства  заключаются в том, чтобы обеспечить  малым предприятиям равные права,  минимизировать разрыв в условиях  хозяйственных возможностей между  малыми и более крупными предприятиями,  обеспечить оптимальное соотношение  малого, среднего и крупного предпринимательства  в структуре базовых процессов формирования рыночной системы хозяйствования России. Это, прежде всего, создание условий равноправия в конкурентном рыночном соревновании, равных возможностей ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости, предоставления прав и четко обозначенной ответственности, возможностей и риска. При этом имеется в виду, что успешное развитие малого и среднего бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных социальных, экономических, юридических, политических и других условий. Здесь все важно, начиная от политической стабильности до доверия представительным и исполнительным органам власти, от защиты собственности и деятельности предпринимателей от преступных элементов до обеспечения гражданских прав в широком смысле этого слова. Отсутствие таких условий делает поддержку малого предпринимательства неэффективной.

 Государственная поддержка  малого предпринимательства является  средством достижения социально-экономических  целей текущего и перспективных  этапов развития России на  основе рыночных механизмов организации  системы ее хозяйствования. Поэтому  общие и этапные социально-экономические  цели развития страны являются  одновременно целями государственной  поддержки малого предпринимательства.  Подлинная цель экономических  реформ -достижение экономического роста, создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни населения, реальное участие России в мировом экономическом сообществе. Заметим, что сегодняшняя ситуация в стране не является оптимистичной предпосылкой для реализации этой высокой цели.

 В то же время поддержка  малого предпринимательства имеет  самостоятельные цели, вытекающие  из особенностей ее объектов. Основными из них являются: повсеместное утверждение практики добросовестной конкуренции; формирование широкого социального слоя собственников и предпринимателей; создание максимальной самореализации граждан в предпринимательской деятельности; формирование развитой инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях, обеспечивающей его эффективный рост; стимулирование перспективных направлений развития малого предпринимательства и приоритетных видов деятельности субъектов малого предпринимательства; содействие накоплению инвестиционных ресурсов и использование их в приоритетных направлениях; обеспечение участия малых предприятий в реализации важнейших народнохозяйственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд; модернизация производственных фондов малых предприятий, внедрение прогрессивных технологий и новой техники; обеспечение устойчивого функционирования малого предпринимательства в условиях конкуренции путем уменьшения влияния высоких коммерческих и финансовых рисков, связанных о малым предпринимательством. Необходимо подчеркнуть, что все эти цели нельзя рассматривать и реализовывать отдельно во времени, поскольку они взаимосвязаны, а потому должны осуществляться вместе и одновременно. Реализация этих целей в сочетании с мероприятиями регионального и отраслевого уровня должна повысить значение малого и среднего бизнеса в народном хозяйстве.

 Основными направлениями государственной  поддержки малого предпринимательства,  независимо от отраслевой принадлежности сферы деятельности, являются: создание льготных условий доступа малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям; помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности; формирование и реализация федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства.

 Становление малого и среднего  бизнеса - достаточно длительный  процесс, рассчитанный на ряд  лет. На начальных этапах этого процесса наиболее актуальной является реализация мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров, совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечению экономической и правовой информацией, консультированию, развитию системы финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей, а также сети производственно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования производства и передачи субъекта малого предпринимательства в аренду с последующим выкупом освобождающихся производственных площадей и оборудования.

 Особую актуальность в связи  со структурной перестройкой  экономики приобретает проблема  ускорения инвестиционных процессов  на малых предприятиях. Следует  подчеркнуть, что без инвестиций  немыслима никакая предпринимательская  деятельность. При этом под инвестициями  понимаются все виды имущественных  и интеллектуальных ценностей,  вкладываемые в объекты предпринимательской  и иной деятельности, в результате  которой образуется прибыль (доход)  или достигается социальный эффект. В качестве инвестиций могут  выступать денежные средства, целевые  банковские выплаты, паи, акции  и другие ценные бумаги, лицензии, кредиты, имущество, интеллектуальные  ценности. Все это служит источником  развития предпринимательской деятельности. Без осуществления инвестиций  в той или иной форме средства  предприятия расходуются нерационально,  проедаются и производство эффективно  развиваться не может. На практике  наблюдается немало случаев, когда  при вложении средств критерием служит сиюминутный интерес предпринимателя, а не долгосрочные интересы и перспективы производства и рынка.

 

Между тем в инвестиционной сфере  малые предприятия наталкиваются  на проблему их технического переоснащения. В связи с тем, что многие малые  предприятия представляют собой  полукустарные, примитивно оборудованные  производства, решать сложные технологические  и экономические проблемы они  не в состоянии. Более того, продолжение  их функционирования в ряде случаев  сопряжено с нерациональной затратой трудовых, материальных и финансовых ресурсов. В связи с этим важно  в короткие сроки обеспечить небольшие  предприятия современным оборудованием. Малым предприятиям нужны не просто отдельные единицы технологического оборудования, а комплекты машин, инструментов, приборов и др.

Информация о работе Роль среднего и малого бизнеса в современной экономике