Разнообразие организационных форм: синдикаты, тресты и концерны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы изучить разнообразие организационных форм на Российском рынке.
Задачи: 1)Рассмотреть разновидности организационных форм
2)Проанализировать состояние объединений в России на сегодняшний день.

Содержание работы

Введение 4
1.Организационные формы 7
1.1.Понятие организационной формы – концерн 9
1.2.Понятие организационной формы – синдикат 11
1.3.Понятие организационной формы – трест 12
2.Описание предприятия ОАО Концерн “Калина” 14
2.1.Общая характеристика фирмы и анализ действующей
стратегии 16
2.2. SWOT-анализ 18
2.3. Сравнительный анализ с деятельностью конкурентов 24
3.Рекомендации по совершенствованию структуры
концерна ОАО ”Калина” 30
Заключение 32
Список литературы 36
Приложения 39

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 (2).docx

— 105.77 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Пермская государственная  академия искусства и культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

Разнообразие  организационных форм синдикаты, тресты и концерны

                                             Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2012

 

ФГБОУ ВПО «Пермская государственная  академия искусств и культуры»

Факультет культурологии

Кафедра культурологии

 

 

 

Разнообразие  организационных форм синдикаты, тресты и концерны

Курсовая работа

 

 

 

                                                         Исполнитель:

                                                       Горбунова М.А

                                                         Студентка группы Т-12-1б

                                                         Научный руководитель:

                                                         Кандидат географических наук,

                                                         доцент  Ширинкин П.С.

 

 

 

Пермь 2012

 

Оглавление

Введение                                                                                          4

1.Организационные  формы                                                         7

1.1.Понятие организационной  формы – концерн                            9

1.2.Понятие организационной  формы – синдикат                          11

1.3.Понятие организационной формы – трест                                   12

2.Описание предприятия ОАО Концерн “Калина”                     14

2.1.Общая характеристика фирмы  и анализ действующей 

стратегии                                                                                                16

2.2. SWOT-анализ                                                                                 18

2.3. Сравнительный анализ с деятельностью  конкурентов             24

3.Рекомендации по совершенствованию структуры 

концерна ОАО  ”Калина”                                                              30

Заключение                                                                                          32

Список литературы                                                                           36

Приложения                                                                                         39

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Актуальность исследования. Российская экономика характеризуется активным формированием и развитием рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должно играть предпринимательство как особый вид экономической активности, целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли, основанная на инициативе, ответственности и инновационности. Типичным для современного состояния рыночной экономики является развитие разнообразных организационных форм, где ведущая роль принадлежит компаниям и их объединениям.        

Актуальность представленного  в курсовой работе исследования, прежде всего, заключается в том, что  в условиях динамично развивающегося рынка, обостряющейся конкурентной борьбы оказывается, что кооперация и сотрудничество дают предпринимательским  структурам более весомые стратегические преимущества, чем сама конкурентная борьба. В связи с этим многими  из них осознается необходимость  межфирменной интеграции, от формирования корпоративных структур до вхождения  в различные объединения и  альянсы, в частности, и в международные.

Социальная значимость проблемы. В условиях современной экономики перед любой организацией рано или поздно встает вопрос об объединении, консолидации усилий для достижения своей цели. Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается, по крайней мере, на протяжении последнего столетия. Возрастающая конкуренция подталкивает предприятия к поиску более эффективных способов сотрудничества. В связи с этим появляется множество интеграционных образований (объединений предприятий) различающихся способом взаимосвязи и управления. Не обошел стороной этот процесс и нашу страну: «В России на смену периоду дезинтеграции приходит период укрупнения. Наступило время образования крупных корпораций, объединяющих большое число предприятий и компаний» [4, с.87].

Степень разработанности  проблемы. В курсовой работе реализован комплексный теоретико-методологический подход к интеграционным процессам, протекающим между предпринимательскими структурами в условиях глобализации мировой экономики. Исследование выполнено на стыке теории и практики предпринимательства. При многочисленности и высоком уровне концептуальных подходов по каждому из названных направлений наблюдается дефицит исследований в области их пересечения. Данное обстоятельство отрицательно сказывается на качестве теоретических подходов к интеграции предпринимательских структур в условиях глобализации экономики. Основополагающие подходы к исследованию природы интеграционных процессов были заложены в трудах представителей различных школ и направлений экономической теории: А.А.Богданова, Дж.Гелбрейта, Н.Д.Кондратьева, К.Маркса, А.Маршалла, Э.Чемберлина, Й.Шумпетера и др. Общие теоретические проблемы формирования предпринимательства рассматривались как отечественными, так и зарубежными учеными: Г.М.Баталиным, А.В.Бусыгиным, В.Я.Горфинкелем, Е.Т.Гребневым, С.Кайзером, В.Д.Камаевым, Р.Кантильоном, Б.Карлоффом, А.Б.Крутиком, М.Г.Лапустой, А.Маршаллом.

Объект исследования являются интеграционные образования.

Предмет исследования – система организационных форм и отношений, складывающихся при интеграции субъектов предпринимательской деятельности.

Цель работы состоит в том, чтобы изучить разнообразие организационных форм на Российском рынке.

Задачи: 1)Рассмотреть разновидности организационных форм

               2)Проанализировать состояние объединений  в России на сегодняшний день.

 

Теоретической и  методологической основой исследования послужили фундаментальные положения экономической теории, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых. Исследование также основывается на трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента, теории организации, предпринимательства, международного бизнеса, мировой экономики.

Научная новизна  и основные научные результаты исследования. Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке основ теории интеграции компаний, методологических положений, раскрывающих сущность, содержание и организационные формы сотрудничества субъектов предпринимательской деятельности в глобальной конкурентной среде, и методических подходов, в рамках которых реализуются разработанные основы теории интеграционных процессов.

Практическая  значимость исследования состоит в возможности теоретического, методологического применения полученных результатов, выводов и обобщений работы при решении проблем организационного развития и повышении эффективности интеграционных образований.

Структура курсовой работы. Курсовая работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

 

 

 

 

1.Организационные формы

Эволюция форм монополий  отражает рост обобществления производства.

Существует много форм монополистических объединений, ряд  из них относится к простейшим формам монополистических объединений:

1)Пулы.

2) Ринги.

3) Конвенции.

Существует еще и формы  монополистического объединения. По сравнению  с простейшими они имеют более  устойчивую форму организации:

  1. Картель.
  2. Синдикат.
  3. Трест.
  4. Концерн.

Картель. Родина картелей – Германия. Картель – это объединение, в котором участники этого объединения не теряют ни производственной, ни коммерческой самостоятельности. Объединение происходит для (цель картеля):

- Установление на продукцию единой цены.

- Оговариваются единые условия найма рабочих.

- Устанавливаются квоты на производство продукции

- Договариваются о разделе рынков сбыта.

Синдикат. Участники синдиката утрачивают коммерческую самостоятельность. Производственная остается. Вся произведенная продукция участниками синдиката реализуется через посредство синдикатских контор. Часто синдикатские конторы закупают сырье для участников синдиката, если его можно купить по льготным ценам. Родина синдикатов Франция, и до 1917 года – Россия.

Трест – это акционерное общество. Участники теряют и коммерческую, и производственную самостоятельность. Оно образуется на основе слияния нескольких капиталов (различных собственников) с помощью выпуска ценных бумаг (акций и облигаций), причем эти ценные бумаги распространяются не только между учредителями, но и свободно могут продаваться на рынке фондовых бумаг или других учреждениях. Тем самым привлекается еще и капитал широких слоев населения.

Концерн - одна из форм договорного объединения предприятий с правом юридического лица.

Концерн осуществляет деятельность на основе централизации функций  научно-технического и производственного  развития, инвестиционной, финансовой, природоохранительной и внешнеэкономической  деятельности, а также возмездного  обслуживания предприятий, входящих в  него. Своим участникам концерн добровольно  передает, в рамках созданной в  нем системы, часть своих полномочий и функций. Концерну присущи принципы комбинирования производства, стремления к выпуску конкурентно способной  продукции, внедрения новых технологий и техники, концентрация научного потенциала, сил и средств. Члены концерна сохраняют хозяйственную самостоятельность, но при этом участники концерна  не могут входить в состав других концернов. Характерной особенностью концерна является выпуск и реализация конечной продукции или оказание услуг с охватом всех сторон деятельности, связанных с решением этой задачи –[19].

 

    1. Понятие организационной формы - концерн

Одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компаний является концерн. Концерн – «это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных  предприятий, связанных посредством  системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества».

Для концерна характерны следующие  особенности:

– достаточно жесткая форма  интеграции компаний (самая жесткая  за исключением треста);

– концерн обычно является объединением производственного характера;

– входящие в концерн  компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных  или иных хозяйственных обществ  или товариществ, а фактически подчинены  единому хозяйственному руководителю;

– в рамках концерна централизовано финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, кадровая политика;

– головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно  как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;

– деятельность концерна ориентирована  в основном на производство, поэтому  в качестве материнской (головной) выступает  чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных  пакетов акций дочерних предприятий;

– в рамках данной формы  полностью контролируется деятельность образующих ее компаний.

В зависимости от характера  интеграционных связей между компаниями различают вертикальный и горизонтальный концерн. Вертикальный концерн –  концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью  технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальный концерн – концерн, объединяющий компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.

Деятельность концерна может  распространяться на одну под отрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в Германии концерн Siemens – электротехническую промышленность). Концерны действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия, и сталелитейная промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.

С точки зрения системы  участия в капитале можно выделить два вида концернов: концерн подчинения и концерн координации. Концерн  подчинения – это концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний. Концерн координации – концерн, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством.

Информация о работе Разнообразие организационных форм: синдикаты, тресты и концерны