Принципы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 18:30, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является выявление особенностей основных принципов организации.
В соответствии с целью, основными задачами при написании контрольной работы являются:
- рассмотреть общие принципы организации;
- выявить особенности реализации принципов управления в ООО «ПК «БСЗ»;
- предложить направления совершенствования принципов управления на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятие принципов управления 5
1.2 Общие принципы организации 8
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ В
ООО «ПК БСЗ» 12
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 12
2.2 Реализация принципов управления на предприятии 16
2.3 Совершенствование принципов управления предприятием 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

принципы организации.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство Образования Российской Федерации 

 

ИЭУП  

 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Теория организации»

 

на тему:

 

" Принципы организации "

 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

                                                                                  Выполнил: Хасбиуллин А.Э.

                                                                                  Номер зач. книжки:13-12-04Д 

              Группа Д1231-у

                                                                                  Руководитель: Лаптев А. В.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

                                                      Казань 2014

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЩИЕ  ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ 5

1.1 Понятие принципов управления 5

1.2 Общие принципы организации 8

2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ В

  ООО «ПК БСЗ» 12

2.1 Организационно-экономическая характеристика  предприятия 12

2.2 Реализация принципов управления  на предприятии 16

2.3 Совершенствование принципов  управления предприятием 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Слово «принцип» происходит от латинского principium - начало, основа. В принципах обобщаются все известные современной науке законы и закономерности, а также эмпирический опыт.

В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач.

Принципы менеджмента реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обеспечить такие условия труда, чтобы в максимальной степени использовать эти человеческие качества.

Актуальность темы для написания контрольной работы обусловлена тем, что принципы менеджмента определяют основные требования к системе, организации и структуре процесса управления. Другими словами, управление организацией должно осуществляется с использованием основных положений и правил, которыми должны руководствуются менеджеры на всех уровнях. Это «линия» поведения менеджера.

Первые упоминание о принципах управления датируются 1912 годом, и автором их считают американца Г. Эмерсона. Но все же основоположником является А. Файоль.

Все принципы менеджмента, возможно отнести к двум группам - общие и частные. К общим относят принципы системности, применимости, интеграции, ориентации на ценности, многофункциональности. Принцип применимости – это руководство к действию для работающих на предприятии сотрудников. Принципы системности охватывают всю систему с учетом взаимосвязей и открытости собственной структуры. Принцип многофункциональности – это объединение различных аспектов деятельности: материальных (ресурсы, услуги), смысловых (достижение конечной цели), функциональных (организация труда). Принцип ориентации на ценности включает в себя такие ценности, как гостеприимство, честные и выгодные услуги и т.п.

Целью контрольной работы является выявление особенностей основных принципов организации.

В соответствии с целью, основными задачами при написании контрольной работы являются:

- рассмотреть общие принципы организации;

- выявить особенности реализации  принципов управления в ООО  «ПК «БСЗ»;

- предложить направления совершенствования принципов управления на предприятии.

Объектом исследования при написании контрольной работы является ООО «ПК «БСЗ». Предмет исследования – принципы организации.

 

 

 

1 ОБЩИЕ  ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1 Понятие принципов управления

 

Под основными закономерностями управления - будем понимать объективные, необходимые, устойчивые и существенные отношения или взаимосвязи, определяющие развитие и функционирование систем управления.

Менеджмент и его теория: комплексный и междисциплинарный характер. В качестве основных закономерностей менеджмента как теории управления исследуются следующие категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними: социально-экономические; социально-психологические и организационно-технические.

При этом к объективам менеджмента относятся: инновации, производство, рынок, финансы, информация, снабжение и сбыт, кадры; а субъектами являются менеджеры.

В связи с этим менеджмент представляет собой методы и технику управления организацией (предприятием) для достижения поставленной цели при оптимальном использовании людских, материальных и финансовых ресурсов.

Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие (организационно-управленческие, организационно-экономические) отношения, реализующиеся как информационные связи при организации производства и управления им. Организационно-экономические (и их часть - управленческие) отношения отражают единство объективного и субъективного. Соотношения управления изучаются в экономике (как производственные), и в социальной психологии (как проявление сознания человека). [5, с.88]

При рассмотрении предметной области управления в узком аспекте она представляется как организационно-технические категории управления; а рассмотрение управления как информационного процесса (при заданных целях и системе критериев эффективности) есть предмет исследования кибернетики.

Процесс управления включает сбор, переработку и передачу информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решения (продукт управленческого труда). Средства труда в управленческой деятельности - это методы и средства обработки и анализа информации и принятие на этой основе конкретных решений.

Содержание управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем из цикличного повторения функций управления или конкретных видов управленческих работ, выполняемых во всех видах производственной деятельности. Однако, кибернетика изучает общие закономерности процесса управления преимущественно с количественной стороны, безотносительно к качественной сущности и содержанию управления.

Управление производством (предприятием) базируется на общих основах экономического развития, которые определяют цели, принципы, методы управления и другие категории, составляющие предметную область исследования теории управления. [5, с.89]

При системном рассмотрении все категории управления связывают обычно с субъектом управления (человеком), находящимся в центре системы управления. Но человек - только часть, хотя и существенная, производительных сил, развивающихся по объективным законам, которые взаимосвязаны с законами развития природы и общества в целом. Лишь в неразрывном единстве со средой любая система проявляет свою целостность.

Существующие законы, закономерности и оправдавший себя опыт управления обобщен в основных принципах управления, т.к закономерности, повторяемые в значительном количестве положительных результатов решения задач управления, становятся принципами (рис. 1)

 

Закономерности управления


 

Принципы управления

Существующий способ производства

Формы собственности, социально-политическая структура, культура, национальное, духовное развитие


 

Опыт (образцы) управления


 

Рисунок 1 - Факторы, определяющие принципы управления.

 

Принципы управления условно классифицируются:

- общие для всех видов управления;

- относящиеся ко всем компонентам системы управления;

- специфические для управления конкретным производством;

- относящиеся к отдельным частям системы управления.

Менеджмент ставит своей целью сформулировать и применить на практике всеобщие принципы управления, пригодные для любой человеческой деятельности.

Общие принципы управления следуют из объективных законов развития общества и природы. [5, с.90]

Кибернетические принципы совпадают, как правило, по формулировке с соответствующими законами управления, взаимосвязаны и отражают целостность системы принципов в единстве их проявления в любой управляемой системе.

Следует отметить, что в результате применения общих принципов, увеличивается число требований (частных принципов), которые необходимо выполнять по мере приближения к непосредственному объекту управления, что бы реализовать общие принципы (например: к частным принципам менеджмента можно отнести: научность в сочетании с элементами искусства; функциональную специализацию в сочетании с универсализацией; оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления; обеспечения единства прав и ответственности; или при их декомпозиции выделить принципы: целенаправленности; последовательности управленческих действий; состязательности; максимального вовлечения исполнителем в принятие решений. [11, с.102]

Нельзя при этом считать какие-то принципы главными, основными, другие второстепенными.

Любой из принципов управления осуществляется в конкретной управленческой деятельности (функциях управления), завершаясь принятием управленческих решений и выработкой управляющих воздействий - т.е. основных форм отношений.

 

Таблица 1 – Характеристика принципов управления

Группа принципов

Перечень признаков

1. Как надо руководить (работать)

Экономичность, Действенность, инновация, единоначалие, коллегиальность, мотивация, лидерство, научность, ответственность, правильный подбор и расстановка кадров, обеспечение обраной связи, ориентация на потребителя, предпринимательство, оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления, коллективность принятия решения, сочетание прав, обязанностей и ответственности

2 Как не надо руководить (работать)

бюрократизм, волокита, несамостоятельность суждений, неумение работать с людьми, безынициативность, отрыв слова от дела.


 

 

 

 

1.3 Общие принципы организации

 

Можно выделить следующие основные принципы менеджмента (табл. 5).

Главным в менеджменте считается принцип научности в сочетании с элементами искусства. Менеджмент использует сведения многих наук, что вызвано сложностью и разнообразием решения проблем современной хозяйственной практики. Вместе с тем ситуации во внешнем окружении и внутренней среде организации меняются и могут меняться так стремительно, что на поиск научно обоснованного решения проблемы нет времени. Тогда успех зависит от искусства, мастерства руководителя. Мастерство определяется умом, знаниями, опытом и талантом.

Принцип целенаправленности означает, что менеджмент как процесс должен быть ориентирован на решение конкретных проблем организации.

Суть принципов функциональной специализации и универсальности заключается в том, что к любому объекту менеджмента требуется индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям функционирования объекта управления. В то же время действия менеджмента направлены на руководство людьми. Поэтому в менеджменте должно быть универсальное, нечто общее для руководства людьми.

 

 

Таблица 5 – Общие принципы менеджмента

Название принципа

Общая характеристика

принцип научности

важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них

принцип системности и комплексности

важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию, например, как в Японии: «подсистема пожизненного найма», «подсистема подготовки на рабочем месте», «подсистема ротации кадров», «подсистема репутаций», «подсистема оплаты труда», которые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост производительности труда, жизненного уровня и мотивированности персонала, экономический рост всей страны

принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений

за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации

принцип демократического централизм

означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к автократии в управлении, либо к охлократии (власти толпы

принцип баланса власти

основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя

принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов

экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов

принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации

через общую заинтересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами

Информация о работе Принципы организации