Построение дерева целей на примере организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 22:45, доклад

Описание работы

Дерево целей - это структурированный иерархический перечень целей организации, в котором цели более низкого уровня подчинены и служат для достижения целей более высокого уровня.
Основной смысл существования любого человека зависит от достижения его целей, которые он себе ставит в жизни

Файлы: 1 файл

Построение дерева целей на примере организации.docx

— 242.85 Кб (Скачать файл)

Построение дерева целей на примере организации.

Дерево целей - это структурированный иерархический перечень целей организации, в котором цели более низкого уровня подчинены и служат для достижения целей более высокого уровня. 

Основной смысл существования любого человека зависит от достижения его целей, которые он себе ставит в жизни. Так же это можно отнести и к существованию организаций, будь то коммерческих, общественных, государственных, благотворительных. Любое предприятие, ИП, организация преследуют свои цели, которые выступают основными причинами их функционирования. Рассмотрим различные виды целей, и попытаемся построить дерево целей на примере какой-либо организации. 
 
• Главная миссия и цель. Любое предприятие имеет свою цель – главную задачу, которая оправдывает существование предприятия. Для благотворительной компании построение ее дерева целей связано с предоставлением помощи. Для любой коммерческой компании построение дерева целей связано с получением максимальной прибыли, для социальной компании – с достижением социально важной задачи, под которой может использоваться адаптация детей-инвалидов среди современного общества.  
Достижение главной миссии разбивается на несколько целей, преодоление которых дает возможность максимально приблизиться к осуществлению основной задачи. 

 
• Основные виды целей. Любое предприятие имеет несколько стремлений, которые оно планирует воплотить в ближайшее время. Все эти цели разделяются на: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Как правило, построение дерева целей с краткосрочными задачами подразумевает, что они должны быть реализованы в течение одного года, для среднесрочных отводится период сроком от года до пяти лет, и для долгосрочных задач этот срок составляет не меньше пяти лет. 
 
• Как построить дерево целей и как устанавливаются основные цели? Основные цели перед отдельным подразделением организации могут устанавливаться центром, либо же на местах, начальниками отделов. Все это зависит от той системы управления, которая принята на предприятии. 
 
При децентрализованном методе установки основных целей события на предприятии могут развиваться согласно нескольким вариантам: сверху вниз, либо это будет снизу вверх. В случае использования первого способа, центр устанавливает основные задачи, а руководители, которые работают на местах, для решения этих задач, разрабатывают собственные, более мелкие, которые ставят перед подчиненными. Благодаря этому, им удается построить дерево целей, которые должны быть выполнены персоналом. При использовании второго способа цели ставятся непосредственно в подразделениях, после чего руководство на основании этих целей определяет основные задачи предприятия, а также пути развития.  

 
• Построение дерева целей на примере организации. Основную модель целей любой организации более удобно представлять в виде графического отображения, которое выглядит как дерево. Это дает возможность упорядочить иерархию поставленных целей. Для данного графика существуют определенные принципы построения. 
 
В самой вершине дерева находится общая цель компании. Далее, чтобы построить дерево целей, основную цель разбивают на отдельные подзадачи, без которых главную миссию невозможно выполнить. При формировании задачи, необходимо описать желаемый результат, но не описывать способ достижения этих задач. На одном уровне должны быть цели, которые не зависят одна от другой. 
 
У каждого предприятия есть свой набор целей. При этом можно выделить определенные сферы деятельности, где компании будут иметь свой интерес: 
 
• Политика продаж компании; 
• Производство; 
• Политика к персоналу; 
• Доходы и финансы. 
 
Количество уровней, на которые разбивают основную задачу, зависит от масштабов компании, а также сложностей миссии, структуры организации, иерархии в управлении. 
 
Построение дерева целей выступает в качестве основы для построения отношений внутри любой организации, а также системы мотивации.

 




Построение «дерева целей» (древовидного графа) осуществляется для формализованного отображения процесса распределения целей по уровням управления. Посредством «дерева целей» описывается их состав, взаимосвязь, упорядоченная иерархия. С этой целью производится декомпозиция главной цели на подцели.

Построение «дерева целей» (древовидного графа) осуществляется для формализованного отображения процесса распределения целей по уровням управления. Посредством «дерева целей» описывается их состав, взаимосвязь, упорядоченная иерархия. С этой целью производится декомпозиция главной цели на подцели.

Правила построения «дерева целей»:

1) главная цель (вершина  «дерева целей») должна содержать  описание конечного результата;

2) подцели каждого последующего  уровня должны быть направлены  на достижение цели предыдущего  уровня;

3) подцели каждого уровня  должны быть независимы друг  от друга;

4) из каждой вершины  должно исходить не менее 2-х  целей (ветвей);

5) ветви, исходящие из  одной вершины, не должны образовывать  замкнутого контура;

6) ветви, исходящие из  одной вершины, должны быть взаимоисключающими.

Таким образом, «дерево целей» следует считать совокупностью целей и подцелей.

Построение дерева целей само по себе представляет лишь методику разработки стратегии достижения поставленной генеральной цели. Соответственно, результат и качество построенной иерархической совокупности целей зависит в основном от квалификации специалиста, составившего дерево целей. По аналогии с обычными инструментами, сам метод представляет собой инструмент, значительно облегчающий работу, но результат применения метода зависит от исполнителя. Если в Вашем распоряжении, находится, например, паяльник, то с его помощью возможно изготовить, например, радиоприемник, но само по себе наличие в ваших руках этого инструмента, не гарантирует достижения результата. 

Рассмотрим данный тезис на примере. Предположим, что мы поставили перед собой Генеральную цель "увеличить прибыль компании". Пока не будем обращать внимание на "размытость", неконкретность цели и неопределенность ее во времени, поскольку данный пример всего лишь иллюстрирует применение метода построения дерева целей. Исходя из простой логики, увеличить прибыль можно двумя методами - увеличением доходной части или сокращением расходной. И уже в данной, относительно простой ситуации, необходимо сделать выбор между двумя "стратегиями" увеличения доходности. Даже если мы на втором уровне составления дерева целей принимаем как цели второго уровня обе стратегии, то дальнейшая декомпозиция целей потребует достаточно высокой квалификации автора.  
На текущем этапе дерево целей выглядит следующим образом:  

  1. Увеличить прибыль компании

    1. Увеличить доходы

    1. Сократить издержки 

Как методы увеличения доходов, так и методы сокращения издержек должны быть не абстрактными, выписанными из очередного учебника, а иметь прямое отношение к конкретному бизнесу конкретной компании. В противном случае, от такого построения пользы будет не больше, чем от этого учебника. К сожалению, обычно пример построения дерева целей представляет собой просто перечень всех возможных вариантов стратегий абстрактной организации. Реальное дерево целей, наоборот, содержит в себе четкую декомпозицию выбранной автором стратегии.  
Итак, в нашем примере "бесполезное дерево целей" приобретет примерно следующий вид:  

  1. Увеличить прибыль компании

    1. Увеличить доходы

      1. Повысить цены на продукцию

      1. Увеличить объемы продаж каждому покупателю

      1. Расширить географию продаж 

      1. Расширить ассортимент

      1. Сосредоточиться на наиболее доходных позициях

      1. Увеличить долю рынка за счет вытеснения конкурентов 

    1. Сократить издержки 

      1. Сократить постоянные издержки

        1. Внедрить автоматизацию ключевых бизнес-процессов

        1. Провести изменение структуры управления предприятием

        1. Провести сокращение персонала

      1. Сократить переменные издержки

        1. Провести глубокую автоматизацию производственных процессов

        1. Уменьшить материалоемкость изделия

        1. Усовершенствовать технологию производства изделия

 


Информация о работе Построение дерева целей на примере организации