Подготовка и переподготовка кадров на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью курсовой работы является комплексное изучение профессиональной подготовки и переподготовки работников. Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть основы обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии;
2. Изучить литературу, нормативную базу по данной теме;
3. Исследовать систему подготовки и переподготовки рабочих кадров в Курском ОАО «Прибор»;
4. Выработать основные направления совершенствования подготовки, переподготовки кадров в Курском ОАО «Прибор»;
5. Подвести итоги, сделать выводы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.98 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема  «Подготовка и переподготовка кадров на предприятии» выбрана мной из-за того, что в современных условиях именно этот вопрос является актуальным для любого предприятия.

В настоящее  время появилась необходимость  в высококвалифицированных работниках. Это связано, прежде всего, с развитием  передовых технологий и появлением автоматизированных рабочих мест. Появляется техника, способная заменить ручной труд, и появляется потребность в  молодых специалистах, которые смогут достаточно легко и быстро освоить  новые технологии, что приводит к  сокращению штатных сотрудников. С  одной стороны, это очень удобно и современно, но с другой стороны, не каждый работник может очень быстро освоить новое.

 Для  того чтобы как-то решить эту  проблему, Трудовой кодекс РФ  предусмотрел право работников  на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. И порой, даже представить трудно  работодателю, что лучше и выгоднее - переподготовить работника или  заменить его другим? Потому что  всё это нужно сделать так,  чтобы деятельность организации  ни на минуту не прекратилась, а, ведь, на любое обучение необходимо  время.

Россия, как развивающее государство, занимает серединку в списке стран по квалификации работников в целом. Данная статистика имеет не только теоретическое, но и  практическое значение, поскольку эта  оценка отражается на низкой конкурентоспособности  российских товаров, вытеснении с рынка  рабочей силы отечественных работников зарубежными.

В настоящее время система подготовки кадров на производстве находится в критическом состоянии. Практически перестала действовать система повышения квалификации. Кадровые службы не превратились в службы управления персоналом. Отсутствие у предприятий опыта деятельности в условиях рыночной экономики требует существенной реорганизации сложившейся системы обучения кадров на производстве, приведения ее в соответствие с требованиями рынка, мировой практикой с целью непосредственного вовлечения работников в осуществление экономических реформ.

Система внутрипроизводственного обучения персонала должна обеспечивать расширенное воспроизводство трудового потенциала предприятий и организаций в соответствии с запросами научно-технического прогресса, являясь одновременно своеобразным корректором требований государственных стандартов образования на всех ступенях профессионального обучения. Эта система должна носить массовый характер, иметь строгую направленность на решение практических задач предприятий, располагать механизмом стимулирования работников к приобретению новых знаний и навыков.

Таким образом, целью курсовой работы является комплексное  изучение профессиональной подготовки и переподготовки работников.

Задачи  курсовой работы:

  1. Рассмотреть основы обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии;

2. Изучить литературу, нормативную базу по данной теме;

3. Исследовать систему подготовки и переподготовки рабочих кадров в Курском ОАО «Прибор»;

4. Выработать основные направления совершенствования подготовки, переподготовки кадров в Курском ОАО «Прибор»;

5. Подвести итоги, сделать выводы.

Объектом  исследования является система подготовки и переподготовки кадров.

Предмет исследования: пути совершенствования  подготовки и переподготовки кадров на предприятии.

Мною  были выбран  метод системного анализа.

Глава 1. Теоретические основы обучения и  повышения квалификации персонала  и система российского образования

 

 

1.1. Понятие  профессиональной подготовки и  переподготовки кадров

 

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров без отрыва от производства включают ряд видовых отношений. Это отношения по ученичеству, повышению  квалификации, руководству обучением.

Первые  правоотношения возникают на основе договора между гражданином - будущим  работником и работодателем. Содержанием  этой правовой связи является обязательство  работодателя организовывать индивидуальное, бригадное, курсовое обучение с целью  получения гражданином новой  специальности. Ему корреспондирует  обязанность работника овладеть специальностью и выполнять трудовые функции на этом предприятии. Данные правоотношения предшествуют трудовым.

Вторая  группа правоотношений возникает в  связи с повышением квалификации работников. Они существуют наряду и параллельно с трудовыми  и дополняют их.

Третьи  правоотношения связывают опытных  квалифицированных работников, которые  обязуются наряду с выполнением  своих трудовых обязанностей выполнять  обучающие функции с работодателем. Эти правоотношения выступают в  качестве дополнительных к трудовым и носят временный (срочный) характер на период обучения.

Статья 196 ТК в качестве видов профессионального  обучения кадрового состава организации  закрепляет подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.[1]

Подготовка  новых работников - это первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых в организации и ранее не имевших  профессии.

Переподготовка - это переобучение, организуемое с  целью освоения новых профессий  высвобождаемыми работниками, которые  не могут быть использованы по имеющимся  у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить  профессию с учетом потребности  производства.

Повышение квалификации - это обучение, предназначенное  последовательно совершенствовать профессиональные знания, умения и  навыки работников, повышать их мастерство по имеющимся профессиям.[6]

Обучение  вторым профессиям - это обучение работников, имеющих одну профессию, другой - с  начальным либо более высоким  уровнем квалификации. Оно осуществляется в целях расширения их профессионального  мастерства, подготовки к работе в  условиях применения коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям. [13]

Согласно  п.2 ст. 196 ТК РФ он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение  квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а  при необходимости - в образовательных  учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и  дополнительного образования на условиях и в порядке, которые  определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы  профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий  и специальностей определяются работодателем  с учетом мнения представительного  органа работников. В случаях, предусмотренных  федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые  условия для совмещения работы с  обучением, предоставлять гарантии, установленные ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии со ст. 197 ТК РФ работники имеют право  на профессиональную подготовку, переподготовку в повышение квалификации, включая  обучение новым профессиям в специальностям. Указанное право реализуется  путем заключения дополнительного  договора между работником и работодателем.[2]

В настоящее  время любой работник должен владеть  не только знаниями непосредственно  по своей специальности, но и разбираться  в других различных вопросах. Обладать, так сказать, универсальностью, чтобы  быть полезным и незаменимым на предприятии!

 

    1. Управление профессиональным обучением кадров

Профессиональное  обучение делится на производственное и теоретическое.

Рассмотрим  структуру производственного обучения. Все работы выполняемые рабочим  любой профессии и квалификации, можно разделить на несколько  групп. В каждой из них используются одинаковые или сходные трудовые операции или приемы. Комбинируя типичные операции или приемы, рабочий выполняет  работу по своей специальности.

Этим  определяется структура производственного  обучения. В начале осваиваются разрозненные типичные трудовые действия, приемы и  операции, затем их комбинации.

В связи  с этим производственное обучение делится  на три периода:[5]

  1. период упражнений, когда показываются, осваиваются и закрепляются типичные приемы и операции;
  2. Период выполнение учебно-производственных заданий, когда с помощью освоенных  типичных приемов и операций выполняются ряд постепенно усложняющихся заданий и их комбинаций;
  3. Период самостоятельной работы, когда обучаемый выполняет работы на рабочем месте, которое он займет после обучения, приучается к самостоятельной работе. Третий период заканчивается квалификационным испытанием.

При производственном обучении инструктор передает свой опыт, а обучаемый воспринимает этот опыт – учится работать. По ходу своего обучения инструктор предоставляет обучаемому все большую самостоятельность, переходя от объяснений к текущим  замечаниям, напоминаниям и советам.

Производственной  обучение сопровождается теоретическим  обучением, при котором изучаются  основы технических знаний, необходимые  для сознательного выполнения производственных работ и помогающие в дальнейшем рабочему в производственном росте. Они дают обучаемому знания технологии, понимания смысла и правил выполнения работы.

Для теоретических  знаний организуются группы рабочих, обучающихся  одной или родственным специальностям.

Теоретические занятия ведут квалифицированные  инженеры или техники по программе  и определенному расписанию, обеспечивающему  окончание теории к моменту начала третьего периода производственного  обучения. Обучаемый выполняет самостоятельную  работу, понимая ее теоретические  основы, приучается использовать полученную теорию на практике. [14]

Основным  документом, определяющим содержание, объем и целесообразную последовательность обучения, являются учебная программа. Ей предусматривается систематическое, последовательное освоение техники  и технологии, методов труда на основе достоверных теоретических данных, то есть увязка производственного и теоретического обучения.

Любой вид  обучения проводится при наличии  учебных программ. Право на утверждение  учебной программы принадлежит  только главному инженеру, или лицу, исполняющему его обязанности. [11]

Учебные программы могут, разрабатываются  как наиболее квалифицированными специалистами, преподавателями, так и сторонними лицами на договорных началах.

Заводские программы для рабочих, связанных  с обслуживанием и ремонтом оборудования должны согласовываться с технадзором. Для того, чтобы обучение было для  обучаемого посильным, программа в  целом и каждый ее раздел, построены  так, что все новое основывается на уже известном, и обучаемый  постепенно переходит от простого к  сложному.

Каждая  программа содержит:

  • объяснительную записку;
  • производственно-квалификационную характеристику по данной профессии и квалификации;
  • тематический план и программу теоретического обучения;
  • тематический план и программу производственного обучения;

перечень  рекомендуемой литературы и наглядных  пособий.

 

1.3 Права и обязанности сторон. Права работника

В современных  условиях конкурентоспособность на рынке товаров, работ и оказываемых  услуг зависит от многих факторов, в том числе от квалификации работников. Поэтому работодатель должен осуществлять процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации работников.

В ст.21 ТК закреплено право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  своей квалификации. Это право  является одним из основных прав работников. Право работника на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение новым профессиям реализуется путем заключения между ним и работодателем дополнительного договора. Отношения, возникающие в связи с его реализацией, всегда сопутствуют трудовым отношениям, поскольку каждый работник в век научно-технического прогресса должен систематически совершенствоваться, повышать качество продукции, а, следовательно, и свою квалификацию.

Работники реализуют предоставленное им право, обучаясь по очной, очно-заочной (вечерней) формам обучения в учебных подразделениях организаций (учебно-курсовых комбинатах, учебных пунктах, школах, на постоянно  действующих курсах), в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях  начального, среднего, высшего профессионального  образования, дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации).

Информация о работе Подготовка и переподготовка кадров на предприятии