Организация внутрифирменного обучения и его эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Промышленность, знания и технологии развиваются настолько быстро, что в течение каждых пяти лет количество информации удваивается. Сейчас невозможно в процессе трудовой жизни (30 - 40 лет) пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или высшем учебном заведении. Еще в 50-х годах специалисты Японского центра по повышению производительности труда отмечали в документе «10 лет за производительность», что промышленность и управление - это, прежде всего людские ресурсы и главная проблема заключается в том, как обеспечить отрасли промышленности и управленческие структуры квалифицированными кадрами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Организация внутрифирменного обучения. Теоретические основы……….5
1.1. Модели внутрифирменного обучения………………………………………8
1.2. Теория и практика осознанной необходимости внутрифирменного обучения………………………………………………………………………….14
2. Внутрифирменное обучение. Анализ сущности и практическое применение……………………………………………………………………….21
2.1. Анализ сущности и содержания внутрифирменного обучения………….21
2.2. Цели и направления внутрифирменного обучения……………………….32
3. Критерии оценки эффективности внутрифирменного обучения………….36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемой литературы……………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

 

обучение мотивация

 

3. Критерии оценки эффективности внутрифирменного обучения

 

Рассматриваются особенности внутрифирменного обучения персонала, описываются результаты диссертационного исследования и существующих теоретических подходов к оценке эффективности внутрифирменного обучения. Определенный исследованием комплекс психологической оценки эффективности внутрифирменного обучения в рамках модели профессионального развития отражает психологические критерии эффективности обучения и варианты системной оценки эффективности внутрифирменного участниками процесса внутрифирменного обучения.

Ключевые слова: внутрифирменное  обучение; обучение персонала; оценка внутрифирменного обучения персонала; психологические критерии эффективности  внутрифирменного обучения; модель адаптивного  поведения; модель профессионального  развития личности; оценка на основе индивидуальной относительной нормы и социальной относительной нормы; оценка обучения руководителем; оценка обучения сотрудником.

Автоматизация и компьютеризация  рабочих мест, быстрое старение профессиональных знаний полученных в учебных заведениях, сокращающиеся сроки перехода на новые технологии работы (с 3 – 7 лет  в 70 – 80-е годы прошлого века до 0,8 – 2 лет в настоящее время) требуют  многократного обучения и переобучения человека на протяжении всей трудовой жизни. Значительное увеличение потребностей в дополнительном профессиональном обучении требуют дополнительных затрат на обновление знаний сотрудников.

Сложившиеся рыночные отношения  выдвигают новые требования к  обучению персонала – оно должно быстро откликаться на меняющиеся потребности  в квалифицированных кадрах, стать  мобильным и учитывать запросы  экономики и общества в целом  с максимальным сближением рабочих  и учебных мест путем создания специальной системы подготовки персонала.

Под внутрифирменным обучением  мы будем понимать процесс совершенствования  знаний, умений и навыков, способностей сотрудников под руководством опытных  преподавателей, осуществляемый в реальном пространстве трудовой деятельности субъекта на предприятии. Сущностными признаками внутрифирменного обучения являются: объективная обусловленность обучения потребностями производственного процесса; единство мотивационных, интеллектуальных, физических и практических компонентов деятельности; обусловленность обучения конкретной ситуацией, сложившейся в организации; использование сочетания наиболее оптимальных и рациональных приемов, методов и средств обучения; направленность субъекта обучения на совершенствование способов и приемов решения специальных задач использования в дальнейшей деятельности.

В настоящее время уже  можно говорить о развитии новой  отрасли — педагогики подготовки персонала, которая складывается на стыке психологии, педагогики, менеджмента, социологии и экономики. Главная ее задача - изучение опыта подготовки, переподготовки, повышения квалификации на предприятиях, теоретические и практические исследования по определению эффективных форм и методов обучения и развития обучающихся, вооружение преподавателей обучения психолого-педагогическими знаниями, поиск наиболее эффективных форм и технологий в работе внутрифирменных центров обучения.

Основной целью нашего исследования было определение критериев  эффективности внутрифирменного обучения. Критерий – это признак, на основании  которого производится оценка, или  классификация чего – либо, мерило оценки. Под психологическим критерием  будет понимать психологический  принцип или условие, на основании  которого производится оценка.

В виду того, что основную ответственность за все управленческие процессы в компании несет руководитель, следовательно, только директор и его ключевые сотрудники определяют внутреннюю образовательную политику предприятия. Поэтому, мы посчитали необходимым изучить позицию руководителей предприятий как заказчиков образовательной услуги в отношении организации внутрифирменного обучения персонала. Ста семнадцати руководителям: директорам, их заместителям и ключевым сотрудникам 13 предприятий было предложено осветить личное понимание изучаемого вопроса в форме анкеты. Анкета содержала открытые вопросы по перечисленным ниже направлениям: в чем выражается успешность в работе центра обучения персонала; какие желательны изменения в процессе подготовки кадров; каких знаний и навыков не хватает подчиненным; какие формы обучения наиболее прогрессивны и удобны; с какой периодичностью необходимо проходить повышение квалификации; чему необходимо обучать кадровый резерв?

Результаты анкетирования  со свободными текстами подверглись  контент-анализу. Основные выводы, можно сформулировать так:

Руководители относятся  к обучению на предприятии как  части единой организационной культуры и установленных бизнес процессов  предприятия;

Руководители уверены, что  увеличение финансовой прибыли напрямую зависит от производительности труда, которое можно увеличить путем  повышения квалификации персонала;

Каждый сотрудник должен проходить обучение не менее раза в год;

Наилучшей формой обучения опрашиваемые считают дистанционное  обучение с применением видеофильмов, интерактивных заданий в электронном  виде.

Для нахождения наиболее весомых  критериев эффективности, а так  же выяснения их психологической  сущности был проведен факторный  анализ.

Результаты исследования показали, что руководители компаний оценивают эффективность обучения по пяти значимым для них факторам - критериям, которые можно разделить  на два класса, соответствующим двум моделям профессионального труда: формальные (модель адаптивного поведения) и содержательные, собственно психологические (модель профессионального развития), предложенными Л.М. Митиной (2001).

Модель адаптивного поведения  содержит единственный оценочный критерий  - соответствие формальным требованиям и нормам по организации процесса и оформлению проводимого обучения. Критерий оценивает исполнительность и лояльность к системе, при этом не учитывает качественные и содержательные факторы, отражающие результативность обучения.

Модель профессионального  развития содержит четыре критерия составляющих единый комплекс психологической оценки эффективности внутрифирменного обучения в рамках модели профессионального  развития:

«Оценка процесса» - оценка эффективности обучения строится на основе оценочных действий по сравнению сегодняшних достижений с прежними. Осуществляется оценка процесса развития личностных качеств и динамика изменений, происходящих непосредственно с индивидуумом. Оценку осуществляет как сотрудник, так и руководитель, являющийся инициатором обучения.

«Оценка цели» – оценка строится на основе сравнения достижения внутренне ожидаемых целей обучения в плане приобретения новых, качественных знаний, их практической применимости в повседневной работе и фактически приобретенных знаний. Оценка может  проводиться на основе ожиданий прошедшего обучение сотрудника или ожиданий его  руководителя.

«Оценка удовлетворенности» - оценка обучения осуществляется с точки зрения интереса и удовлетворенности участием в обучающем процессе или организацией процесса обучения.

«Оценка результата» - эффективность обучения включает оценочные действия сравнения экономических, статусных и др. показателей, обусловленных проводимым обучением. Осуществляется оценка достигнутого результата по социально значимым параметрам: производительность труда, статус, повышение зарплаты.

Данные четыре критерия отражают варианты единого комплекса психологической  оценки эффективности внутрифирменного обучения в рамках модели профессионального  развития. Разместив вышеназванные  критерии по осям системы координат, получим графическое изображение  системы психологической оценки эффективности внутрифирменного обучения (рис.1).

 

Рисунок 1. Система психологической  оценки эффективности внутрифирменного обучения

 

Психологическими критериями эффективности внутрифирменного обучения выступают:

1. удовлетворенность процессом  обучения;

2. индивидуальная значимость  результатов обучения;

3. достижение ожидаемой  (планируемой) цели обучения;

4. социальная значимость  результатов обучения.

Разночтение результатов  эффективности внутрифирменного обучения возникает из-за смены критериев  во время проведения процедуры оценки. Руководители часто проводят оценку обучения для подчиненного персонала  по критерию «социальная значимость результатов обучения», а для  себя производят оценку по критерию «индивидуальная значимость результатов обучения».

Процесс оценки эффективности  обучения усложняется еще и тем, что по каждому из критериев респонденты  проводят оценочные действия в зависимости  от внутренних, применяемых сотрудником  измерительных значений - «градуированным  делениям». В качестве «градуировки»  применяются:

- удовлетворенность участником программой обучения;

- удовлетворенность процессом обучения руководителем обучающегося сотрудника;

- индивидуальная относительная норма респондента;

- достижение ожиданий участника обучения;

- достижение ожиданий руководителя обучающегося сотрудника;

- социальная относительная норма, транслируемая компанией или обществом.

Поэтому содержательный класс  психологической оценки эффективности  внутрифирменного обучения имеет много  вариантов итоговой оценки. При этом варианты совпадения позиций в оценке эффективности результатов обучения будут в случае применения и руководителем, и сотрудником, прошедшим обучение, не только одинаковых психологических  критериев при оценке эффективности  обучения, но и единых измерительных  значений. Возможные совпадения и  разногласия в оценке эффективности  одного и того же внутрифирменного обучающего мероприятия обусловлены  применением для оценки респондентами  разных психологических критериев  эффективности.

Определенные в исследовании критерии имеют важное теоретическое  и практическое значение для понимания  принципов на которых базируется оценка заказчиками и участниками обучающих мероприятий, программ обучения и всей работы центров внутрифирменного обучения.

 

Заключение:

 

В данной работе мы рассмотрели  важность и эффективность внутрифирменного обучения. Из вышесказанного можно  сделать вывод, что в результате системной работы в области обучения и развития персонала организация  получает следующие «выгоды»:

более успешно решает проблемы, связанные с новыми направлениями  деятельности, и поддерживает необходимый  уровень конкурентоспособности;

повышает приверженность персонала, снижает текучесть кадров;

повышает способность  персонала адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и требованиям рынка;

позволяет поддерживать и  распространять среди сотрудников  основные ценности и приоритеты корпоративной  культуры, пропагандировать новые подходы  и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию.

Для сотрудника польза состоит  в следующем:

- более высокая удовлетворенность своей работой;

- рост самоуважения;

- рост квалификации, компетенции;

- расширение карьерных перспектив как внутри, так и вне организации.

Качество человеческих ресурсов непосредственно влияет на конкурентные возможности организации и является одной из важнейших сфер создания конкурентных преимуществ. Эффективно действующая организация стремится  максимально использовать потенциал  своих сотрудников, создавая все  условия для их наиболее полной отдачи в процессе труда и интенсивного развития их потенциала. Руководство  организации призвано обеспечивать не только эффективное взаимодействие организации с внешней средой, но и взаимовыгодное взаимодействие сотрудника с организацией.

Список используемой литературы:

 

1. Арии де Гиус, Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде. Пер. с англ. - Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.

2. Армстронг М., Практика управления человеческими ресурсами. – 8-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004.

3. Базаров Т.Ю., Управление персоналом развивающейся организации. – М.: ИПК ГС, 1996.

4. Друкер П.Ф., Задачи менеджмента в 21 веке: Учебное пособие / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.

5. Джордж Л. Майкл, Бережливое производство + шесть сигм: Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

6. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Стратегическое управление персоналом. – М.: ИНФРА – М., 2000.

 


Информация о работе Организация внутрифирменного обучения и его эффективность