Организационное проектирование: этапы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – ознакомиться с понятием, этапами и методами организационного проектирования.
В задачи контрольной работы входит ознакомление с понятием организационного проектирования; этапами и методами организационного проектирования.
Практическое значение темы состоит в том, что освещаемые в работе теоретические положения проектирования организационных структур можно применить в повседневной работе менеджера.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...
3

1.
Понятие организационного проектирования………………………….
4
2.
Этапы организационного проектирования…………………………….
5
3.
Методы организационного проектирования………………………….
8
3.1
Метод аналогий…………………………………………………………..
8
3.2
Экспертный метод……………………………………………………….
9

3.3
Метод структуризации целей…………………………………………...
10
3.4
Метод организационного моделирования……………………………...
11



Заключение…………………………………………………………………...
12
Список используемой литературы………………………………………….
14

Файлы: 1 файл

Теория организации контр.docx

— 48.41 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Европейско-Азитский институт  управления и предпринимательства  

 

 

 

Контрольная работа по теории организации.

 

Тема: Организационное проектирование: этапы и методы.

 

 

 

Исполнитель: студент   

гр. М-С-11з   Якимова Е.М. Проверил:

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012 

                                         Содержание                                              

Введение……………………………………………………………………...

3

     

1.

Понятие организационного проектирования………………………….

4

2.

Этапы организационного проектирования…………………………….

5

3.

Методы  организационного проектирования………………………….

8

3.1

Метод аналогий…………………………………………………………..

8

3.2

Экспертный метод……………………………………………………….

9

       

3.3

Метод структуризации целей…………………………………………...

10

3.4

Метод организационного моделирования……………………………...

11

       
       
       

Заключение…………………………………………………………………...

12

Список используемой литературы………………………………………….

14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
Основная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов в быстро меняющихся условиях рыночной экономики необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. 
Без развития методов проектирования структур управления затрудняются совершенствование управления и повышение эффективности производства в силу ряда причин: в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления; в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма во многом был подменен внедрением и использованием автоматизированных систем управления (АСУ) — работой исключительно важной, но не единственной в развитии управления на всех уровнях. Создание автоматизированных систем управления нередко ведется в отрыве от улучшения структуры управления, недостаточно связано с организационными факторами; создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и, наконец, интуицию, но и на научные методы организационного проектирования; проектирование сложнейшего механизма — механизма управления — должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирования организационных систем. 
Цель данной  контрольной работы – ознакомиться с понятием, этапами и методами организационного проектирования. 
В задачи контрольной работы входит ознакомление с понятием организационного проектирования; этапами и методами организационного проектирования.

Практическое значение темы состоит в том, что освещаемые в работе теоретические положения проектирования организационных структур можно применить в повседневной работе менеджера. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие организационного проектирования

 
Проектирование связано с инженерной деятельностью, направленной на создание новых объектов, методов, теорий, которые совершенствуют среду, окружающую человека. Предметом проектирования могут быть модели машин и приборов, новые материалы, системы управления, организационные системы. 
Проектирование рассматривается как процесс составления описания, необходимого для создания еще не существующего объекта, алгоритма его функционирования или алгоритма процесса1. Однако следует иметь в виду, что проектирование не сводится только к созданию идеи построения объекта, оно предполагает также необходимость предвидеть последствия, к которым приведет появление объекта, и определить меры по реализации проекта. 
Организационное проектирование как процесс — это упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности. 
Предметом организационного проектирования в низовом звене народного хозяйства — на предприятии, в учреждении — является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности. 
Целью организационного проектирования в этих условиях становится разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем, а результатом — комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы.

Набор моделей и работ в организации еще не представляет из себя организации. Для того чтобы произошел переход от проектирования работ и деятельности людей в организации к проектированию или созданию организации, необходимо определенным образом соединить работы (виды деятельности) и работников между собой. Это соединение должно обеспечить взаимодействие между работами и между людьми выполняющими эти работы. Данное взаимодействие имеет как статическое проявление, находящее выражение в структуре организации, так и динамическое, выражающееся в процессах, происходящих в организации и делающих ее «живым организмом», способным реагировать на изменения внешней среды. К таким процессам в организации относятся коммуникации, принятие решений, управление конфликтами, власть и влияние, руководство и т. п.2

 

---------------------------------------------------------------------------------------

1-Интернет ресурс-wikipedia.ru

2-Фатхутдинов Р. А. Организация  производства. М.: ИНФРА-М, 2001.- С. 40

 

 

 

 

2 Этапы организационного проектирования

Выделяют следующие этапы организационного проектирования:

1) формирование идеи организационного  проектирования на основе маркетинговых  исследований;

2) системный анализ и  структуризация проблемы (объекта);

3) разработка производственной  структуры организации (числа и  взаимосвязей производственных  подразделений, форм соединений, планировки  подразделений и т. п.);

4) разработка организационной  структуры организации;

5) разработка положений (должностных  инструкций) о службах;

6) разработка норм и  нормативов;

7) подбор персонала и  комплектование штата организации;

8) расчет потребности  в различных видах ресурсов (по  их видам, объектам и т. д.);

9) технико-экономическое  обоснование организационного проекта;

10) согласование и утверждение  проекта, передача его для использования (реализации).

Проектирование организации связано с принятием ее руководством решений, относящихся ко многим областям жизнедеятельности организации. Процесс организационного проектирования содержит следующие элементы.

Разделение труда и специализация:

- горизонтальная;

- вертикальная.

Департаментизация и кооперация;

Связи в организации и координация:

служат либо интересам работника, либо интересам организации.

Масштаб управляемости и контроля;

Иерархия в организации и ее звенность (иерархия в общем виде означает расположение частей целого в порядке от высшего к низшему, а для организации - это просто структура власти или звенность).

Распределение прав и ответственности (применяются две системы):

- первая система строится  на основе принципа единства  подчинения, а ее схема чем-то  похожа на «елочку»;

- вторая система - система  двойного или множественного  подчинения («матрешка»).

Централизация и децентрализация: степень централизации или децентрализации в организации или ее подразделениях может измеряться с помощью следующих переменных:

- число решений, принимаемых  на каждом из уровней управления;

- важность решения для  организации в целом;

- степень контроля за исполнением принятого решения.

 

Дифференциация и интеграция. Для определения степени дифференциации в организации Лоуренс (Lawrence Н.) и Лорш (Lorsch J.) предложили использовать четыре параметра:

- определенность в целях  или задачах;

- структуру(формальная или гибкая);

- уровень взаимодействия (межличностные и межгрупповые  связи и кооперация);

- временные границы обратной  связи.

Выделяют три основные этапа процесса проектирования организации.

Первый этап - анализ действующей организационной структуры, который призван установить, в какой мере она соответствует требованиям, предъявляемым к организации, т. е. насколько она рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев. К оценочным критериям обычно относят принципы управления:

- соотношение между централизацией  и децентрализацией;

- объем и оценку аппарата  управления (количество сотрудников, наличие элементов дублирования, распределение полномочий и ответственности);

- анализ функций управления (способы и технология принятия  управленческих решений,принципы и методы мотивирования работников);

- оценку хозяйственной  деятельности (изменение технологии, углубление межфирменного сотрудничества, внедрение инноваций) и т. п.

В результате анализа выявляются недостатки, выясняются причины слишком медленного повышения эффективности управления.

Второй этап - проектирование организационных структур. В процессе проектирования организационных структур управления организацией, как правило, решаются следующие задачи:

- определение типа структуры  управления;

- уточнение состава и  количества подразделений по  уровням организации;

- определение численности  управленческого персонала;

- определение характера  соподчиненности между звеньями  организации;

- расчет затрат на содержание  аппарата управления.

В конечном счете устанавливаются управленческие полномочия для каждого структурного подразделения, потоки информации, документооборот, полномочия и ответственность.

Третий этап - оценка эффективности организационных структур исходя из уровня реализации заданий,надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых решений3.

 

 

--------------------------------------------------------

3-Общая теория организации: Учебник  для вузов / Р.А. Коренченко.- М.:ЮНИТИ-ДАНА.- 2003.- С. 195

 

 

 

 

По мнению Мильнера, содержание процесса формирования организационной структуры в значительной мере универсально.

Оно включает в себя формулировку целей и задач,определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих форм, методов, процессов,которые осуществляются в организационной системе управления4. Весь этот процесс можно организовать в три стадии.

Первая стадия - формирование общей структурной схемы аппарата управления - во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

---------------------------------------------

4- Мильнер Б.3. Теория организаций. М.: ИНФРА - М.,2005.- С. 272.

 

 

3 Методы организационного проектирования

 

При разработке принципов и методики проектирования структур управления важно отойти от представления организационной структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления. Организационная структура управления - понятие многостороннее. Оно прежде всего включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относится состав подразделений, которые находятся в определенных связях и отношениях между собой; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации в процессе разработки и принятия решений.

Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Наконец, организационная структура - это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.

В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулирование целей организации. Сначала цели, а затем - механизм их достижения. Главным условием разработки адекватных организационных проектов является анализ и по возможности соблюдение принципов рационализации структуры организации. По отдельным разделам или проблемам организационного проекта могут применяться разные методы разработки. Планировка подразделений может быть спроектирована с применением методов аналогии и основана на апробированных проектах. Нормы и нормативы расхода ресурсов, нормативные документы, регламентирующие функционирование элементов организации, могут быть разработаны с применением опытно-статистических методов, основанных на использовании опыта работников, либо с применением экспериментальных (опытно-промышленных) и расчетно-аналитических методов.[5.стр66]

Методологические подходы к проектированию организационных структур управления можно условно объединить в четыре группы: метод аналогий, экспертный метод, метод структуризации целей и метод организационного моделирования.

 

3.1 Метод аналогий

Метод аналогий предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях и предусматривает выработку типовых структур управления в различных видах организаций, определение различных рамок, условий и механизма применения.

Информация о работе Организационное проектирование: этапы и методы