Основные этапы организационного проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

С комплексом управленческих изменений соответственно связан комплекс групп альтернатив и целая система сетей отношений. Системообразующими факторами, выделяющими эти целостности, являются цели функционирования, поддержания и развития, а также задачи как их конкретное воплощение. Система организационного управления должна быть спроектирована как человеко-машинное воплощение определенных концептуальных схем и, следовательно, как определяемая ими целостность. Возникающие в результате такого проектного процесса организационно-экономические формы будут иметь мало общего как с предыдущими формами управления, так и с ныне создаваемыми, которые игнорируют функциональные, воспроизводственные и развивающиеся целостности в быстро усложняющемся мире.

Содержание работы

Введение
Глава I
1.1Сущность организационного проектирования
1.2 Значение и задачи организационного проектирования
1.3 Эволюция подходов к проектированию организации
Глава II
2.1 Первый этап: Подготовка
2.2 Второй этап: Сбор информации и определение проблем
2.3 Третий этап: Выработка общего и полного понимания решения проблем
Глава III
3.1 Этап четвёртый: Организационно-техническое проектирование
3.2 Этап пятый: Социальное проектирование
3.3 Этап шестой: Преобразования
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая_Основные этапы организационного проектирования2.docx

— 96.98 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

Глава I

1.1Сущность организационного проектирования

1.2 Значение и задачи организационного проектирования

1.3 Эволюция подходов к проектированию организации

Глава II

2.1 Первый этап: Подготовка

2.2 Второй этап: Сбор информации и определение проблем

2.3 Третий этап: Выработка общего и полного понимания решения проблем

Глава III

3.1 Этап четвёртый: Организационно-техническое проектирование

3.2 Этап пятый: Социальное проектирование

3.3 Этап шестой: Преобразования

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие  современных предприятий осуществляется в системе быстро меняющихся общественных потребностей и форм материального  производства. Расширение потребностей членов общества, социальных групп  и общества в целом, усложнение доступа  к сырью и его переработки, возникновение новых типов и  поколений технических средств  и систем, развивающихся техноприродных и социально-технических объектов, усиление процессов специализации  и интеграции лиц и организаций, переход к массовому использованию  научных результатов, необходимость  дать простор инициативе людей - все  это объективно требует прекращения  или изменения части сложившихся  форм управления в организации, развитие новых идей и предложений.

С комплексом управленческих изменений соответственно связан комплекс групп альтернатив  и целая система сетей отношений. Системообразующими факторами, выделяющими  эти целостности, являются цели функционирования, поддержания и развития, а также  задачи как их конкретное воплощение. Система организационного управления должна быть спроектирована как человеко-машинное воплощение определенных концептуальных схем и, следовательно, как определяемая ими целостность. Возникающие в  результате такого проектного процесса организационно-экономические формы  будут иметь мало общего как с  предыдущими формами управления, так и с ныне создаваемыми, которые  игнорируют функциональные, воспроизводственные  и развивающиеся целостности  в быстро усложняющемся мире.

Использование организационного проектирования на современном  этапе развития не просто является новой технической возможностью, а отражает глубинное содержание существующих проблем. Можно сказать, что создание и использование  подобных подходов диктуется общественной практикой и в этом смысле является неизбежным. Следует иметь в виду, что переход к концептуальным методам проектирования систем организационного управления займет длительный период и будет иметь сложный, противоречивый характер, но в результате этого процесса возникнет и укрепится специфическая культура исследований, разработки и продвижений инноваций.

 

Глава I

1.1Сущность организационного проектирования

 

Проектирование связано с инженерной деятельностью, направленной на создание новых объектов, методов, теорий, которые  совершенствуют среду, окружающую человека. Предметом проектирования могут  быть модели машин и приборов, шахты, корабли, новые материалы, системы  управления, организационные системы.

 

Проектирование рассматривается  как процесс составления описания, необходимого для создания еще не существующего объекта, алгоритма  его функционирования или алгоритма  процесса. Однако следует иметь в  виду, что проектирование не сводится только к созданию идеи построения объекта, оно предполагает также  необходимость предвидеть последствия, к которым приведет появление  объекта, и определить меры по реализации проекта.

 

Цель проектирования — положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде. Результатом  же проектирования является описание будущего объекта и тех изменений, которые возникнут в мире после  его появления.

 

Приведенные трактовки понятия  и целей процесса проектирования указывают на то, что этот процесс  охватывает деятельность не только конструкторов, архитекторов и других работников проектного профиля, но и тех специалистов, кто стремится внести изменения в работу производственных систем, в экономическую деятельность.

 

Важной особенностью современной  науки является стремление представить  проблему формирования и совершенствования  производственных систем как научную  задачу организационного проектирования.

 

Организационное проектирование как  процесс — это упорядочение организационно-структурных  характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.

 

Предметом организационного проектирования в низовом звене народного  хозяйства — на предприятии, в  учреждении — является система организации  производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах  деятельности.

 

Целью организационного проектирования в этих условиях становится разработка новых организационных систем или  предложений по изменению существующих систем, а результатом — комплект технической, организационной и  планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления  на практике организационной, производственной системы

1.2 Значение и задачи организационного проектирования

 

Без развития методов проектирования структур управления Затруднено дальнейшее совершенствование управления и  повышение эффективности производства, так как:

 

Во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опастность деформации самих задач управления;

 

Во-вторых, в сферу хозяйственности  управления техническими системами. Комплексный  подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был  подменён работой по внедрению и  исполбзованию автоматизированных ситсем управления.

 

В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;

 

В-четвёртых, проектирование сложнейшего  механизма - механизма управления - должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.

 

При разработке принципов и методики проектирование структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления. Оно прежде всего включает систему  целей и их распределение между  различными звеньями. Сюда относится  состав подразделений, которые находятся  в определённых связях и отношениях между собой; распределение ответственности. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Организационная структура-это поведенческая  система, это люди и их группы, постоянно  вступающие в различные взаимоотношения  для решения общих задач.

 

Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов - либо формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирование структур (системного подхода) с большой экспертно - аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала - цели, а затем - механизм их достижения.

 

Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем:

 

Не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется не полной;

 

Выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функции, прав и ответственности по вертикали управления - от генерального директора предприятия до мастера участка;

 

Исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления;

 

Обеспечить органическое сочетание  вертикали и горизонтали управления.

1.3 Эволюция подходов к проектированию организации

 

Трансформация методологии организационного проектирования, по сути, отражает эволюцию концепций управления, означающую отказ  от технократического рационализма в пользу современной инновационной  парадигмы менеджмента.

 

В трудах большинства современных  исследователей указывается на два  подхода к построению организации: механистический и органический. Однако, по нашему мнению, процесс формирования методологии организационного проектирования целесообразно структурировать более глубоко с выделением следующих этапов.

 

1. Механистический подход (технократический, инструментальный) — основан на  концепции научного управления (Ф.  Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет), характерной для индустриальной  эпохи начала ХХ века. Он характеризуется  жесткой детерминацией организационного  устройства, строго фиксированной  консервативной системой иерархии, сопротивлением изменениям, властно-авторитарным  типом руководства, однонаправленным (нисходящим) характером коммуникаций.

 

Механистический подход был призван  обеспечить создание модели такого предприятия, которое способно к четкой и бесперебойной  деятельности подобно хорошо отлаженному  механизму, предназначенному для производительных операций. Управляющая система ориентировалась  на установление и анализ технико-экономических  связей и зависимостей различных  факторов производства с целью повышения  эффективности работы за счет материально-вещественных компонентов.

 

Данный подход способствовал формированию сначала функциональных (первая функциональная оргструктура была создана в 1902 г. в  компании «Du Pont»), затем линейных структур управления, которые могут быть эффективны при использовании рутинной технологии в условиях несложного и нединамичного  внешнего окружения.

 

Положения механистического подхода  критически оцениваются современной  наукой и практикой в связи  с их несовместимостью с рыночными  требованиями организационного проектирования. Это обусловливает известные  ограничения в использовании  механистической модели организации с ее узким взглядом на управление и эффективность, оцениваемую только по технико-экономическим параметрам.

 

2. Рационалистический подход (бюрократический)  — основан на концепции рациональной  бюрократии (М. Вебер, А. Файоль, Л. Урвик) первой четверти ХХ  века. Он характеризуется формализацией  правил и процедур, централизацией  принятия решений, узкой специализацией  и регламентацией деятельности  каждого исполнителя, четко определенной  ответственностью и строго фиксированной  иерархией управления.

 

Бюрократические принципы организационного проектирования позволяют упорядочить  управленческий процесс, обеспечивают порядок, соблюдение необходимой дисциплины, поддержание требуемого уровня контроля и ответственности, что в целом  определяет позитивную составляющую данного  подхода. Однако следует различать  теоретическую концепцию рациональной бюрократии и негативные последствия  в системе управления, обусловленные  ошибками в процессе ее реализации (волокита, консерватизм, некомпетентность, нелепость правил, заформализованность  и др.).

 

Рационалистический подход способствовал  распространению в практике организационного проектирования линейно-функциональных, линейно-штабных, дивизиональных и  других видов структур иерархического типа. Они обеспечивают организационную  эффективность в условиях стабильного  организационного окружения, не обладающего  высоким динамизмом и усложненной  структурой, предсказуемости внешних  и внутренних изменений, приемлемости четких алгоритмов управления. Однако в условиях турбулентных изменений  рыночных ситуаций, нарастающей конкурентной борьбы, многообразия и сложности  факторов, характерных для современных  глобальных рынков, модель бюрократической организации оказывается неспособной адекватно реагировать на агрессивные вызовы внешней среды. Кроме того, в ней не учитываются роль и значение человеческого фактора в достижении эффективности организации, что в совокупности обусловливает ограничения в широком применении данного подхода.

 

3. Гуманистический подход (ориентированный  на человеческие отношения) —  основан на достижениях теории  человеческих отношений и поведенческих  наук (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Ч.  Барнард, Ф. Селзник, Д. МакГрегор,  К. Аджирис и др.), сформировавшихся  в 30-е гг. и развитых в гуманистической  концепции управления (С. Бир,  П. Вейлл, П.Э. Лэнд и др.) в  середине ХХ века.

 

Данный подход рассматривает конструируемый объект прежде всего как коллектив  людей, осуществляющих совместную деятельность на основе разделения труда. При этом важнейшим фактором производительности на предприятии выступает человек  как социальный деятель. Эти положения  получили значительное развитие в трудах российских ученых и практиков: А.А. Богданова, А.К. Гастева, О.А. Ерманского, Н.А. Витке и др.

 

Гуманистический подход к организационному проектированию базируется на моделировании  системы поддержания человеческих отношений внутри организации на основе таких элементов, как внимание к персоналу, мотивация, коммуникации, лояльность, участие в принятии решений. При этом особое внимание уделяется  стилю управления и его влиянию  на показатели производительности и  удовлетворенности работников своим  трудом.

Информация о работе Основные этапы организационного проектирования