Организационная культура современного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 05:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы состоит в выявлении особенностей организационной культуры учреждения.
Для реализации цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
понятия и функции организации организационной культуры;
структуру организационной культуры и её элементы;
типы организационной культуры;
основные характеристики организационной культуры и ее место
в структуре имиджа организации;

Файлы: 1 файл

Курсовая Корнейчук.docx

— 100.78 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Каждая нация обладает своей особенной культурой. Точно  также можно относиться к отдельным  организациям. Организационная культура является особым видом общей культуры. Областью приложения организационной  культуры является полный цикл жизнедеятельности организации. Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика – определения своих целей и ценностей, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддерживания высокой репутации в конкурентной среде. Нет организаций, которые полностью бы копировали друг друга. Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными или иными партнёрами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим меняются отношения между руководителями организаций, между руководителями и подчинёнными, между всеми работниками внутри организации. Меняется и отношение к персоналу предприятия.

Организационная культура — это система общих ценностей, правил и норм поведения, принимаемых членами организации.

Организационная культура является основой жизненного потенциала организации. Особенности отношений между  людьми, устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации, образцы положительного и отрицательного поведения и многое другое, что  относится к ценностям и нормам, имеют большое значение для эффективного управления. Если можно говорить, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура любой организации, будь то коммерческое предприятие или муниципальная служба.

Носителями организационной  культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной  культурой она как бы отделяется от людей и становится фактором организации, ее частью, оказывающей активное воздействие  на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с  теми нормами и ценностями,  которые  составляют ее основу.

Эта тема является актуальной, так как многие учреждения ещё  не уделяют должное внимание персоналу. Руководители организаций должны понять, что только с помощью трудового  коллектива в целом и каждого  работника в частности, можно  добиться реальных положительных результатов  на рынке товаров и услуг.

Цель исследования курсовой работы состоит в выявлении  особенностей организационной культуры учреждения.

Для реализации цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

  1. понятия и функции организации организационной культуры;
  2. структуру организационной культуры и её элементы;
  3. типы организационной культуры;
  4. основные характеристики организационной культуры и ее место

в структуре имиджа организации;

5. организационный климат как составляющую организационной культуры;

6.проанализировать организационную  культуру муниципального учреждения здравоохранения «Большереченская центральная районная больница.

  Объектом исследования является организационная культура учреждения.

Предмет исследования - организационная культура муниципального учреждения здравоохранения «Большереченская центральная районная больница.

Для написания  курсовой работы были проработаны литературные источники отечественных авторов: Мильнер Б.З., Ефремов Е.Г., Егоршин А.П., Жуплев А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты организационной культуры предприятия.

 

1.1. Понятия и функции организационной культуры

 

Организационная культура  - это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний – организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в следующих направлениях:

- личность в организации  (индивидуальное поведение);

- групповое поведение  в организации;

- поведение руководителя  в организации;

- адаптация организации  к внутренней и внешней среде;

- повышение организационной  эффективности в деятельности  организации. Для каждого направления  в организационном поведении существует своя организационная культура, и все они составляют единое целое. В целом организационная культура является важнейшим ресурсом,  способным создать гибкую и наиболее эффективную производственную систему. Организационная культура проявляется в отношениях между людьми в организации и является тем «цементом», который сплачивает людей в коллектив [5, стр.33].

Термин «культура» -  очень  широкое, сложное, многоплановое  и  неоднозначное понятие, имеющее  латинское происхождение. Это понятие  принято рассматривать в двух аспектах – узком и широком.

В узком смысле слова культура – это духовная жизнь людей, набор  этических норм, правил, обычаев  и традиций. Согласно Краткому словарю  по социологии, это «личностная система  осознаваемых как ценности самим  индивидом и ценимых в обществе качеств ума, характера, воображения, памяти, полученных в процессе воспитания и образования. В этом смысле говорят  о нравственной, эстетической, политической, бытовой, профессиональной, гуманитарной и научно-технической культуре. В  обыденном сознании культура ассоциируется  с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной  ответственностью, художественным вкусом, уровнем приобщенности к культурному  наследию, степенью развитости индивидуальных способностей» [7, стр.262].

Прежде всего, культура –  это инструмент, необходимый для  выживания человека, так как в  этом случае она представляет собой  механизм, позволяющий людям справляться  с обстоятельствами, в которых  они находятся. В этом смысле культура – это сообщаемое знание, которое  передается от поколения к поколению, чтобы помочь людям жить в определенном времени, месте и ситуации.

В широком смысле культура включает в себя результаты деятельности  людей в виде зданий, техники, законодательных норм, общечеловеческих ценностей и социальных институтов. Культура в обществе представлена материальными предметами, социальными установления (институтами, традициями), духовными ценностями [14, стр.68].

На наш взгляд, наиболее удачным, системным и точным определением понятия «культура» является определение, данное А. А. Радугиным и К. А. Радугиным: «Культура (в узком смысле) – это  система коллективно разделяемых  ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей» [10, стр.143].

Организационная культура является особым видом общей культуры. Областью приложения организационной культуры является полный цикл жизнедеятельности  организации (общества, предприятия, малой  группы). Это можно объяснить тем, что организация – неотъемлемый атрибут всех видов человеческой деятельности. Она не обособлена ни во времени, ни в пространстве, обеспечивает упорядоченность во всех сферах (политической, технологической и так далее).

Организационная культура — это некая целостная система, которая проявляется в ценностях, в этнических нормах, в официальной политике организации, в традициях организации, в практике контроля и в межличностных отношениях. Существует она для придания смысла, как результату, так и деятельности организации; именно организационная культура позволяет отличить данную организацию от других.

Можно выделить несколько  существенных свойств организационной культуры:

1. Эволюционность. Организационная культура подвергается скорее эволюционным изменениям, а не волевым решениям и скачкообразным преобразованием. Формирование организационной культуры – это скорее долговременный естественный процесс.

2. Устойчивость организационной  культуры. Каждая организация создает  свои формы сохранения и трансляции  своей культуры. Механизмы передачи  организационной культуры обеспечивают  устойчивость и фирмы в целом.

3. Социальность организационной  культуры. Культура выражает не  только отношение между сотрудниками  внутри фирмы, но и социальную (внешнюю) ориентацию фирмы.

4. Следует отличать понятие  организационной культуры от  понятия социально-психологический  климат в организации. Социально-психологический  климат это эмоциально-психологический  настрой, который складывается  в коллективе в процессе работы  и который проявляется во взаимоотношениях. Организационная культура системное образование и само может определять  социально-психологический климат или ценности коллектива.

5. Опосредованность производственной  эффективности организационной  культуры (и относительность). Нельзя  говорить о непосредственном  воздействии организационной культуры на эффективность деятельности организации [5, стр.34].

При оценке степени влияния  организационной культуры на деятельность организации можно учитывать три фактора:

- «Направленность» - указывает на то, как организационная культура влияет на достижение целей (помогает или тормозит);

- «Широта» - свидетельствует о степени распространения идей организационной культуры среди членов организации;

 «Сила» - определяет степень  принятия персоналом ценностей  организации.

Среди функций организационной  культуры выделяют общие и специфические. С одной стороны организационная культура выполняет функцию разрешения проблемных ситуаций, связанных с адаптацией организации к внешней среде. Данный процесс, усвоения определенных представлений, вызван стремлением индивида: избежать неуверенности, достичь определенности в повседневной жизни.

С другой стороны, организационная  культура выполняет функцию внутренней интеграции, объединения. Происходит это  за счёт следующих компонентов организационной  культуры:

- общности языка членов  организации, наличия минимального  взаимопонимания;

- представление о границах  организации (кто - свой, кто - чужой);

- показателей распределения  власти и статуса;

- критериев «близости» (дружбы, любви и т.д.);

- наличия идеологических  установок, которые позволяют  избежать возникновения тревоги  в ситуации неопределенности и при столкновении с различными изменениями [5, стр.33].

 На возможность изменения культуры в организации влияют следующие факторы: организационный кризис, смена руководства, стадии жизненного цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур.

Таким образом, организационная  культура предприятия представляет собой набор наиболее важных предположений, принимаемых сотрудниками и задающих работникам ориентиры их поведения  и действий. Именно с помощью системы  смыслов, ценностей, норм и ориентиров организационная культура позволяет  обеспечить упорядоченность и согласованность  функционирования организации, деятельности по реализации миссии и целей учреждения.

Организационная культура складывается при формировании учреждения. В момент создания и впервые годы жизни учреждения формируется та культура, которая изначально соответствовала представлениям его создателя. Далее культура развивается, наполняется более глубоким смыслом и принимается новыми сотрудниками. Решающий вклад в развитие организационной культуры вносит ее высшее руководство. Существует несколько уровней организационной культуры.

1.2. Структура организационной  культуры и её элементы

 

Организационную культуру, несмотря на некоторую неопределенность и аморфность, можно в некоторой  степени структурировать. Структуру организационной культуры составляют набор предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами. Так, Эдгар Шейн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням. Основным структурным признаком для изучения он предлагает наблюдаемость проявлений организационной культуры.


Видимы, но часто                                                                                        Изучение                       не интерпретируются                                                                                 организационной


                                                                                                                       культуры начинается

                                                                                                                       с поверхности

 


                                           


Требуют более                                                                                              … а затем

глубокого  познания                                                                                    затрагивает более

и знакомства                                                                                                 глубокие ценности

                                                                                                                                             

                                                                                                    

Информация о работе Организационная культура современного учреждения