Методы управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение методов управления организацией в современных условиях. Задачи курсовой работы:
•рассмотреть теоретические аспекты методов управления организацией;
•определить специфику организационно-распорядительных, экономических, социально-психологических методов управления;
•провести анализ методов управления в организации ООО «Экстра Тур Байкал»;
•разработать направления совершенствования системы методов управления в организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические аспекты методов управления организацией………………… 5
1.1Сущность методов управления организацией……………………………. 5
1.2Организационно-распорядительные методы управления……………….. 9
1.3Экономические и социально-психологические методы………………... 15
Глава 2 Анализ методов управления ООО «Экстра Тур Байкал»………………… 26
2.1 Характеристика ООО «Экстра Тур Байкал»……………………………….. 26
2.2 Основные показатели деятельности организации…………………………. 29
2.3 Анализ организационной структуры управления………………………… 32
2.4 Специфика методов управления ООО «Экстра Тур Байкал»…………….. 36
Глава 3 Направления совершенствования системы методов управления в ООО «Экстра Тур Байкал»…………………………………………………………….. 39
Заключение……………………………………………………………………………… 45
Список нормативно-правовых актов и литературы………………………………….. 47

Файлы: 1 файл

курсовая методы управления организацией.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1 Теоретические  аспекты методов управления организацией………………… 5

    1. Сущность методов управления организацией……………………………. 5
    2. Организационно-распорядительные методы управления……………….. 9
    3. Экономические и социально-психологические методы………………... 15

Глава 2 Анализ методов управления ООО «Экстра Тур Байкал»………………… 26

2.1 Характеристика ООО  «Экстра Тур Байкал»……………………………….. 26

2.2 Основные показатели  деятельности организации…………………………. 29

2.3 Анализ организационной структуры управления………………………… 32

2.4 Специфика методов  управления ООО «Экстра Тур  Байкал»…………….. 36

Глава 3 Направления совершенствования  системы методов управления в  ООО «Экстра Тур Байкал»…………………………………………………………….. 39

Заключение……………………………………………………………………………… 45

Список нормативно-правовых актов и литературы………………………………….. 47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Процесс поиска путей  развития организации связан с необходимостью применения научного подхода к организации их работы, при отсутствии которого обостряется проблема несоответствия системы управления современным рыночным требованиям.

Поэтому в условиях перехода к новым хозяйственным отношениям актуален вопрос о совершенствовании  принципов и методов управления организацией, решение которого обеспечит преодоление сложившихся негативных тенденций в их работе и повысит эффективность управления ими.

Формирование новой  системы взглядов на менеджмент, основанной на совокупности накопленных знаний об управлении и учитывающей новые требования времени и динамизм внешних условий в конце XX — начале XXI  
веков, выполнено в работах таких зарубежных исследователей, как М. Альберт, И. Ансофф, П. Друкер, М.Х. Мескон, Г. Минцберг, Г. Саймон, Р. Уотермен, Ф. Хедоури, А. Чандлер и др.

Специфика теоретических  и практических разработок в области  
эффективного управления организациями в России до 90-х годов была  
связана с особенностями функционирования хозяйственной системы, ориентированной на жесткую иерархию и рациональный тип принятия решений. Процесс рыночных преобразований в России потребовал формирования нового экономического мышления руководителей, разработки новых методических подходов к организации эффективного управления, использования на практике результатов отечественных и зарубежных исследований в этой области, адаптированных к экономическим условиям России.

Принципы менеджмента  определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Это искусство основывается на солидной теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизацией, — на принципах, законах управления.

Целью данной работы является рассмотрение методов управления организацией в современных условиях.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть теоретические аспекты методов управления организацией;
  • определить специфику организационно-распорядительных, экономических, социально-психологических методов управления;
  • провести анализ методов управления в организации ООО «Экстра Тур Байкал»;
  • разработать направления совершенствования системы методов управления в организации.

Объектом исследования выступит ООО «Экстра Тур Байкал», которое оказывает услуги, связанные с организацией туризма и отдыха.

Предметом курсовой работы являются существующие методы управления исследуемой организации, а также разработка направлений их совершенствования.

 

Глава 1 Теоретические аспекты методов управления организацией

1.1 Сущность методов  управления организацией

Метод управления представляет собой совокупность приемов и  способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей1.

Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает «способ достижения какой-либо цели». Рассматриваемые методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности.

Разнообразие методов  управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности при помощи классификации по определенным критериям. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность (определить объект управления), содержание (определить приемы и способы воздействия) и организационную форму (специфика способов воздействия в конкретной сложившейся ситуации).

На коллектив можно  воздействовать двумя основными  способами: принуждением и побуждением (мотивацией). В первом варианте коллектив заставляют выполнять то, что от него требуется, во втором — он практически сам выполняет требуемое, поскольку в этом заинтересован. В связи с этим можно выделить следующие методы управления (см. рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 — Методы управления

Организационными методами реализуется одна из важнейших функций управления — организационная функция, посредством которой создаются необходимые условия деятельности организации. С помощью этих методов она проектируется, учреждается; ее работа нормируется, регламентируется и обеспечивается необходимыми инструкциями, фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях. Эти методы создают рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации. К категории организационных методов относятся, например, методы формирования управленческих структур, создания трудовых коллективов, подготовки и проведения различных общественных мероприятий и т.п.

Административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, на установленные в организации дисциплину и ответственность и оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т. д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.

Условием применения этих методов является преобладание однозначных способов решения стоящих перед организацией задач, сведение инициативы до минимума и возложение всей ответственности за результаты на руководителя.

В рамках организации  возможны три формы проявления административных методов:

  • обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.);
  • согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов);
  • рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, 
    общение и т. п.).

Административные методы от других отличают четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.

Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на ее безграничный рост, поощряют исполнительность, а не инициативу.

В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения:

  • вынужденным, которое является внешне навязанным, сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим сверху;
  • пассивным, для которого характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;
  • осознанным (внутренне обоснованным).

К организационно-административным методам управления относятся:

  • метод руководства на основе инструкций и контроля (management by control and direction). При данном методе руководители не делегируют своих полномочий подчиненным. Активность подчиненных подавлена и не развивается. Этот метод может дать хороший результат в том случае, если цели четко определены, имеются ресурсы, отработана технология и требуется только четкая и качественная работа;
  • метод руководства на основе делегирования (management by delegation). Смысл и задача этого метода — перевести руководство и ответственность на более низкий уровень при условии создания эффективной системы контроля.

Экономические методы представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности, то есть поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

В качестве основных методов  управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя.

Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается  различного рода денежными выплатами. Поскольку размер выплат зависит от достигнутого результата, работник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении.

В отличие от организационно-административных экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей и резервов: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы.

Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование, система материального поощрения.

Социально-психологические  методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Социально-психологические методы руководства реализуются посредством усиления мотивации, согласования целей личности с целями фирмы, формирования общих ценностей2.

Социально-психологические  методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, они нацелены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя (последний из «диктатора» превращается в «отца семейства»), а с другой — на раскрытие личных способностей каждого работника, что в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей повседневной деятельности, а следовательно, к повышению ее эффективности.

К стимулирующим методам  управления относятся3:

  • метод руководства посредством мотивации (management by motivation), основанный на удовлетворении требований, интересов, настроений, личных целей сотрудников, а также на возможности интеграции потребностей человека с целями организации, которая становится для него «родным домом»;
  • метод руководства, нацеленного на результаты (managing for results), разработанный Питером Друкером. В основе этого метода — определение результатов при децентрализованной системе руководства, то есть каждому подразделению предписывается достижение конкретных результатов.

Таким образом, многообразные  методы управления оказываются важным инструментом достижения целей развития любого сервисного предприятия или организации, который требует умелого использования в практике обслуживания потребителей.

1.2 Организационно-распорядительные методы управления

Первая концепция организационных  методов была разработана в 20-х годах XX в. видным деятелем научной организации труда П.М. Керженцевым. Для нее характерны следующие особенности: учет опыта использования оргметодов в военной, государственной, партийной сферах и в зарубежной практике; эти методы применяют в своей деятельности руководители разных уровней и сфер трудовой занятости; они представляют такую совокупность мер, способов и приемов, с помощью которых создается, направляется и разрушается организация (в последнем случае — с помощью методов дезорганизации).

В состав организационных  методов управления П.М. Керженцев включал4:

  • организационный план (организационное планирование);
  • инструктирование;
  • формы инструктирования: директива (лозунг); постановление (декрет), инструкцию, приказ;
  • распределение сил;
  • организацию заново и реорганизацию;
  • ориентацию;
  • переговоры;
  • методы дезорганизации;
  • организационные приемы.

Информация о работе Методы управления организацией