Методы повышения коммуникационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы: проблема коммуникации в процессе управления очень актуальна в нашем современном мире, так как информация, как основная составляющая процесса коммуникации, сегодня превратилась в важнейший ресурс всех сфер жизни общества. От своевременности и качества информации зависит эффективность принятия управленческих решений, и, соответственно, эффективность деятельности всего предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и виды коммуникаций 6
1.1. Понятие и сущность коммуникаций 6
1.2. Классификация коммуникаций в процессе управления 8
Глава 2. Коммуникационный процесс, его сущность и этапы 11
2.1. Понятие, сущность и цель коммуникационного процесса 11
2.2. Этапы коммуникационного процесса 13
2.3. Модели коммуникаций 15
Глава 3. Методы повышения коммуникационного процесса 18
3.1. Понятие эффективных коммуникаций 18
3.2. Коммуникационные барьеры 20
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

kursovaya_Kommunikatsii.docx

— 87.36 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие, сущность и виды коммуникаций 6

           1.1. Понятие и сущность коммуникаций 6

        1.2. Классификация  коммуникаций в процессе управления 8

Глава 2. Коммуникационный процесс, его сущность и этапы 11

           2.1. Понятие, сущность и цель коммуникационного  процесса 11

2.2. Этапы коммуникационного  процесса 13

2.3. Модели коммуникаций 15

Глава 3. Методы повышения коммуникационного процесса 18

           3.1. Понятие эффективных коммуникаций 18

           3.2. Коммуникационные барьеры 20

Заключение 26

Список использованной литературы 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной курсовой работе подробно рассмотрена сущность, понятие коммуникаций и коммуникационного процесса, а так же виды и классификацию коммуникаций в  управленческом процессе.

Актуальность работы: проблема коммуникации в процессе управления очень актуальна в нашем современном мире, так как информация, как основная составляющая процесса коммуникации, сегодня превратилась в важнейший ресурс всех сфер жизни общества. От своевременности и качества информации зависит эффективность принятия управленческих решений, и, соответственно, эффективность деятельности всего предприятия. 

Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, а так же обмен мыслями, чувствами и информацией. Основой коммуникации является коммуникационный процесс (обмен информацией между двумя людьми или более).[9]

Без коммуникационного процесса невозможна совместная работа  коллектива, деятельность организации, так как любая  организация взаимодействуя  с внешней средой (потребителями, конкурентами, поставщиками, государством), способом взаимодействия с которой и является коммуникация.

Коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента, поэтому менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, и людей, работающих на данном предприятии, а также благополучие всей страны в целом.

Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и на больших предприятиях.

В самом широком смысле, цель коммуникаций на предприятии – осуществление изменений и влияние на деятельность таким образом, чтобы достичь процветания какого-либо предприятия или фирмы.

Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении.

Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках различных событий.

Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.

Эффективность коммуникаций зависит от психологического настроя коллектива.

Если руководитель проводит собрания в коллективе, где обсуждаются те или иные проблемы развития, применяет методы поощрения за инициативу, труд и т. п., создает условия для свободного выражения своего мнения, пусть даже не совпадающего с мнением руководства, то в этом случае персоналу легко работать на данном предприятии.[5]

Люди осознают в этом случае свою значимость и стараются использовать весь свой потенциал и интеллект для достижения процветания организации. 
На таком предприятии сотрудники уверены в своем будущем, в том, что их проблемы можно открыто обсудить на собрании, внести какие-то идеи, за которые они будут морально и материально вознаграждены. Таким предприятиям легче вынести экономические и политические кризисы в стране, так  как в сплоченном коллективе сотрудники будут помогать друг другу, переживать все трудности.

Цель работы: подробно рассмотреть сущность и понятие коммуникации, коммуникационного процесса, его функции и виды, а так же взаимосвязь коммуникаций и информации. Разобраться в методологических концепциях коммуникации в процессе управления.

Задачи для достижения цели:

- Определить понятия и сущность коммуникаций;

- Рассмотреть и проанализировать виды коммуникаций;

- определить понятие и  роль коммуникационного процесса;

- рассмотреть методы повышения  качества коммуникационного процесса.

Структура  данной  работы:

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе, будет рассмотрено понятие, сущность и классификация коммуникаций в процессе управления.

Во второй главе будет дано определение коммуникационного процесса, его сущность и роль на предприятии. А также будут рассмотрены и проанализированы его элементы и этапы.     

В третьей главе будет рассмотрены методы повышения качества коммуникационного процесса.

- создание информационных  каналов для обмена информацией  между отдельными сотрудниками  и группами и координации их  задач и действий;

- регулирование и рационализация  информационных потоков.

Таким образом, коммуникация является важной частью в организации. Без процесса коммуникаций управленческая деятельность невозможна. Важно, чтобы коммуникация была эффективной, так как эффективная информация позволяет принять правильные управленческие решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, сущность и виды коммуникаций

 

    1. Понятие и сущность коммуникаций в процессе управления

В широком смысле под коммуникацией понимают процесс обмена информацией , а узком смысле, коммуникация- это общение людей в процессе их совместной деятельности, обмен идеями, мыслями, чувствами, информацией.[9]

Без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой информации управленческая работа невозможна.

В коммуникации главную роль играет информация. Информация - это разъяснение, изложение, осведомление, значимые сведения о чем-либо.

Сам процесс коммуникации - это  процесс обмена информацией.  Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, менеджер организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.[14]

Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до сотрудников организации.    

Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения.

Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди  
не смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их. 

Для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации.

Эффективная коммуникация отвечает следующим требованиям: достоверности, реальности, объективности, своевременности, адресности, обратной связи и доступности . Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений.

Осуществляются коммуникации путем передачи идей, фактов, мнений, ощущений или восприятии, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.

Необходимо учитывать, что в  условиях человеческого общения важно не только то, как информация передается, но и то, как она  формируется, уточняется и развивается. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой вещи.

Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум наличие двух людей. Поэтому каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. [2]

В специфически человеческом обмене информацией особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, так как люди не просто обмениваются словами, а стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно при условии, что информация не только принята, но и понятна, осмыслена.

Цели коммуникаций:

- обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления;

- совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;

- создание информационных  каналов для обмена информацией  между отдельными сотрудниками  и группами и координации их  задач и действий;

- регулирование и рационализация  информационных потоков.

Таким образом, коммуникация является важной частью в организации. Без процесса коммуникаций управленческая деятельность невозможна. Важно, чтобы коммуникация была эффективной, так как эффективная информация позволяет принять правильные управленческие решения.

 

    1. Классификация коммуникаций в процессе управления

Классификация коммуникаций в процессе управления:

1. Внешние и внутренние коммуникации.

- Внешние коммуникации - это обмен информацией, который  происходит между предприятием и внешней средой. Они позволяют предприятию быть в курсе потребностей потенциальных покупателей, работы поставщиков, посредников и конкурентов, а также отслеживать новые тенденции в науке (изобретения, технологии), изменения в политико-правовой, экономической и социально-культурной среде. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации. Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне. [8]

- Внутренние коммуникации - это коммуникации внутри предприятия, между различными сотрудниками. Внутренние коммуникации подразделяются     на восходящие коммуникации ( процесс передачи информации от подчиненных к руководителю), нисходящие коммуникации (процесс коммуникации между руководителем и его подчиненными. Реализуется в виде передачи подчиненным указаний и горизонтальные коммуникации (процесс обмена информацией между сотрудниками одного уровня)

2. Вербальные и невербальные коммуникации

- Вербальные коммуникации - это процесс общения при помощи  слов, которые могут быть письменными  и устными. При работе предприятия  особое значение имеет письменная  форма.

- Невербальные коммуникации - это общение с помощью мимики, жестов, поз, взглядов (недаром встречается выражение «говорящий взгляд»). Невербальное общение идет на подсознательном уровне и человек редко может контролировать свои поступки. В настоящее время невербальному общению уделяется особое внимание, так как оно более достоверно характеризует человека как личность и выявляет его истинные намерения.

3. Речевая коммуникация (письменная или устная), паралингвистическая коммуникация (жесты, мимика), и вещественно-знаковая коммуникация  (образцы продукции, изобразительное искусство). [7]

4. Формальные и неформальные коммуникации

- Формальные.  Данные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам.  Среди формальных организационных коммуникаций выделяют: вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой (восходящие,  когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие), нисходящие, осуществляемые сверху вниз) и - Неформальные коммуникации. Они не следуют общим правилам определенной организации и осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации. [11]

5. Одноканальные и многоканальные  коммуникации

- Одноканальные коммуникации. Они выступают в виде явной и намеренно выделенной приоритетности проблемы в комплексе действий менеджера.

- Многоканальные коммуникации. Они свидетельствуют о широте подхода к проблематике управления, разнообразии решаемых проблем.

6.Ситуационные коммуникации.  Отражают возникновение конфликтов и тем самым требуют дополнительного внимания. Эти коммуникации могут быть разрушительными для организации. Ситуационные коммуникации возникают как результат деятельности менеджера. Ведь конфликт - не всегда отрицательное явление, он может быть и благом.

Итак, коммуникации являются не только необходимым условием и следствием всякой деятельности - они отражают одну из ценностей человека и  не случайно говорят, что самой большой ценностью человека в жизни является общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Коммуникационный процесс, его сущность и этапы

Информация о работе Методы повышения коммуникационного процесса