Механизмы государсвта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является познание сущности государственного аппарата как деятельного, постоянно функционирующего выражения государства.
В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие механизма государства;
2) раскрыть структуру механизма государства;
3) определить цели и задачи государства;
4) охарактеризовать функции как средство реализации государственных задач;

Файлы: 1 файл

курсач Витя.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Государство, возникающее на определенном этапе экономического развития в  целях рационального управления обществом не может  и недолжно в полной мере отождествляться с  теми учреждениями, которые собственно и создаются для реализации тех  функций, направлений деятельности, которые присущи этим образованиям. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а лишь только наделяет их властными полномочиями.

Иными словами, в этом проявляется  такая важнейшая особенность  государственной власти, а именно, эта власть проявляется в деятельности государственных органов и учреждений и образующих механизм (аппарат) этой власти (часто отождествляемый в обыденном сознании с высшими органами государства), государственной именно поэтому. Потому, вполне оправданным можно считать такую зависимость между ними, когда именно функциям государства принадлежит определяющая роль при формировании его механизма.

Исторически, органы государства (учреждения) подстраиваются, вынуждены подстраиваться «в такт» бьющемуся сердцу государства, его сущности, основам, выражаемом вовне в изменении его функций.

Так, если в обществе большую роль, большее значение приобретают вопросы  национальных противоречий, то соответственно неизбежно на первый план высвечиваются  такие элементы механизма государства как органы и учреждения насилия и принуждения. Поэтому исследование такого вопроса как структурная организация, механизм государства и представляет особую ценность, актуален. Иными словами, успешное, эффективное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед государственным образованием, что во многом определяет его роль в мировом сообществе, зависит от механизма государства, слаженной работы всех его составных частей и структурных элементов, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно – правовой базы, что и определяет его актуальность.

Соответственно, теоретическое исследование этой проблематики, комплекса вопросов, связанных с механизмом государства, имея поддержку стороны конституционного права, административного права и некоторых других правоведческих отраслей, используя их выводы и достижения, относится к предмету историко – теоретических наук и в первую очередь теории государства и права, как базовой в научном изучении такого феномена как государство.

Соответственно и исследование проблематики, связанной с механизмом государства,  должно занять одно из ведущих мест в юридической науке, в отдельных ее отраслях, и особенно в общей теории государства и  права.

Однако несмотря на определенное продвижение в изучении отдельных звеньев государственного механизма со стороны  конституционного (государственного), административного права и некоторых других отраслей правоведения, в теоретической разработке проблемы механизма Российского  государства в целом наблюдается известное отставание.

Объектом исследования данной работы является механизм государства, как  целостная иерархическая система  государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную  власть, задачи и функции.

Целью настоящей работы  является познание сущности государственного аппарата как деятельного, постоянно функционирующего выражения государства.

В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие механизма  государства;

2) раскрыть структуру механизма государства;

3) определить цели и задачи  государства;

4) охарактеризовать функции как  средство реализации государственных  задач;

5) описать основные функции российского  государства.

Методологической основой исследования послужили  общенаучные и специальные  методы познания: комплексный анализ, специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, статистический  и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

В научной литературе эта тема имеет  достаточно широкое освещение. Так в процессе работы в качестве теоретических материалов были использованы труды таких авторов, как Корельский В.М., Перевалова В.Д.,  Ильин И. А., Малько А.В., Матузов Н.И. и др.

Нормативной основой настоящего исследования являются: «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993),.

Цель и задачи определили структуру  работы: она состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

В первой главе был рассмотрены вопросы механизма государства,  его структура.

Вторая глава была посвящена  определению основных целей, задач  и функций российского государства.

 

Глава 1. Механизм государства: понятие и структура.

1.1 Механизм государства

Власть, непрерывно воздействуя  на общественные процессы, государственная власть особо, не может обходится без той реальной организационной, материальной основы, которую составляет его механизм. Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства1.

Понятие «механизм государства» тесно  связано с понятием «государственный аппарат». Последнее принято употреблять  в двух смыслах — широком и  более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления.  

Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно - распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права. В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.

Иными словами, «механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное вещество, из которого оно состоит», «механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства»2.

В определении понятия, сформулированным выше, как форме мышления, содержащей основные, существенные, наиболее важные признаки этого явления, можно  найти ответы, в наиболее полной форме описывающее этот механизм.

Во – первых, механизм государства  представляют собой систему, обладающую в свою очередь признаками целостности (такое свойство, которое основано на том, что существуют единые принципы организации и деятельности) и иерархичности. Иерархичность подразумевает структурную организацию, первичными элементами (частями) которой являются государственные органы и учреждения, связанные между собой субординацией и координацией.

А собственно сознательную деятельность осуществляют государственные служащие (чиновники, управленцы). В ее обеспечение необходимы орудия (учреждения) принуждения – вооруженные отряды людей, тюрьмы и проч., в соответствии с техническим уровнем эпохи. Собственно, при помощи такого механизма и осуществляется власть и выполняются функции государства.

Структура механизма государства  различается в различных государствах. На механизм государства, на то, из каких  органов он будет складываться, влияют множество факторов(приложения 1):

1. этап развития, на котором находится государство (механизм первых государств был слабым, неразвитым);

2. особенности исторического развития  страны, события того или иного  исторического периода; 

3. размеры территории;

4. национальный состав населения  (так, в многонациональных государствах есть органы, занимающиеся решением национальных проблем);

5. географическое положение страны;

6. научные открытия, технические  изобретения и их использование  в практической деятельности  людей. Все названные факторы  влияют на механизм конкретного государства косвенным образом. Более существенно на механизм государства влияет политический режим.

Между функциями государства и  его механизмом связь прямая и  нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для  выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль.

Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в  обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

Итак, функции и задачи, присущие государству непосредственно осуществляются посредством деятельности его механизма. То есть государство как таковое, проявляет себя вовне, становиться живим организмом и функционирует как объективная реальность не иначе как через свой механизм, его структурные элементы, сознание тех служащих, которые работают в этих структурных подразделениях.

Формирование и функционирование механизма (аппарата) государства осуществляется на ряде идей, требований, отправных  начал, в науке обычно именуемых  принципами. Их классификация по степени  охвата возможна на две категории  – общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, все составляющим его государственным органам, и частные, действие которых распространяется лишь  на действие некоторых звеньев государственного механизма, отдельных органов, или групп органов.

Так, в качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных  частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято  разделять на две группы. К первой из них  относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Федеральном законе «О системе государственном службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации и иных федеральных законах.

Первая группа охватывает такие  конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Принцип гуманизма - основывается на том, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма  определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой, соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее  государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации. Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Поскольку механизм государства, обладая  определенной структурой, состоит из соответствующих органов, логично его познание начать с анализа понятие и существенных признаков его элементов – государственных органов, обладающих своеобразием и различительными признаками, особо выделяющих их среди других субъектов управления.

 

1.2 Структура механизма государства, понятие государственного органа

 

Итак, единый целостный механизм государства  в целях реализации присущих ему  функций  расчленяется на составные  части – органы и подсистемы, расположенные в определенной иерархии: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации. Такая структура изменчива и разнообразна, но при всех условиях в его структуре существуют органы управления и органы принуждения, при этом управление и принуждении зачастую переплетаются между собой, в этом проявляется общесоциальная и классовая сущность государства. Множество столетий государственный аппарат был неразвит, а органы не были дифференцированы по составу и компетенции. Так, в рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел3. Механизм же современного государства может быть отмечен высокой степенью сложности и многообразием органов и учреждений, подразделяющихся на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция.

Информация о работе Механизмы государсвта