Курс лекций по предмету "Теория организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:26, курс лекций

Описание работы

Теория организации. Ее место в системе научных знаний.
Организация как система.
Социальная организация.

Файлы: 1 файл

Предмет ТО.docx

— 366.64 Кб (Скачать файл)

Неотъемлемыми характеристиками внешней среды являются:,

  1. Вязкость – это количественная мера усилий, необходимых для целенаправленного перемещения, концентрации и освоения в производстве единицы материальных, финансовых и информационных ресурсов.
  2. Степень взаимосвязности факторов – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействуют на другие.
  3. Подвижность среды – это скорость, с которой происходит изменение среды вокруг организации.
  4. Сложность среды – это часть факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.
  5. Неопределенность внешней среды – зависит от наличия необходимости информации, которой располагает организация по конкурентному фактору, а также от ее точности.

 

Тема 3.  Жизненный  цикл организации

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и прекращают свое существование, не многие из них  существуют бесконечно долго, но не одна не живет без изменений. Ежедневно  создается и ликвидируется множество  организаций,  умеющие адаптироваться – процветают, не гибкие исчезают. На продолжительность жизни организации влияют различные факторы: размер организации, отрасль, тип товаров, состояние рынка, успешность менеджмента и др.

Жизненный цикл организации  – это предсказуемые изменения организации с определенной последовательностью состояний в течении времени.

Жизненный цикл включает в себя следующие этапы:

  1. Этап предпринимательства – организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции, цели являются не четкими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечивания ресурсами.
  2. Этап коллективности – развиваются информационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации, коммуникации и структура организации остаются не формальными, члены организации остаются неформальными, члены организации затрачивают много времени на развитие максимальных контактов и демонстрируют высокие обязательства.
  3. Этап формализации управления – структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность, возрастает роль высшего руководящего звена организации. Процесс принятия решения становится более взвешенным консервативным, роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не представляет для нее опасности.
  4. Этап выработки структуры – организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития, организационная структура становится более комплексной, отработанной. Механизм принятия решения децентрализован.
  5. Этап упадка пути удержания – спрос на товары компании снижается, руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, а особенно ценных специальностей. Число конфликтов значительно возрастает. К руководству  приходят новые люди пытающиеся сдержать тенденцию к упадку, механизм принятия решений централизован.

         Факторы

 

Стадии

Первичные цели

Поведение

Основное направление  использования энергии

Приоритет

Рождение

выживание

борьба

На новое

Выход на рынок

Детство

Краткосрочная прибыль

достижения

На конкуренцию

существование

Отрочество

Ускоренный рост

изменения

На завоевание

Удержание доли рынка

Ранняя зрелость

Систематический рост

Диверсификация расширения

На координацию

рост

Расцвет сил

Сбалансированный рост

Системная ориентация

На интеграцию

Централизация и автономность

Поздняя зрелость

Уникальный образ

Зрелость, самоудовлет-воренность

На приспособление

Равновесия интересов

Старение

обслуживание

Ориентация на сложившиеся  структуры

На продолжение существования

Стабильность

Обновление

обновление

Ориентация на перемены

На обновление

Омоложение


При создании организации  руководитель должен:

  1. Изучать потребительский спрос;
  2. Изучать деятельность конкурентов и сравнивать ее со стратегией, возможностями и ресурсами компании;
  3. Рационально организовывать управленческий процесс, включая расстановку кадров, мотивацию, механизм принятия решения и т.д.

На стадии роста руководитель решает следующие задачи

  1. Социальные проблемы коллектива;
  2. Оптимизация соотношения централизации и децентрализации;
  3. Обеспечивание баланса между текущей и инновационной перспективой деятельности

На стадии зрелости руководитель должен:

  1. Отслеживать поведение конкурентов, вносить изменения в перспективные планы компании;
  2. Изучать возможность технического перевооружения производства;
  3. Создавать условия для поддержания и укрепления интеллектуального потенциала компании, организации, эффективной работы целевых команд и т.д.

На стадии упадка руководства:

  1. Рассматривает возможность экономии всех видов ресурсов и сосредоточения деятельности компании на направление, которое сулит отдачу в кратчайшие сроки.
  2. Изучает возможность слияния с другими компаниями.
  3. Приступает к осуществлению изменений установлению связей с новыми поставщиками, потребителями и т.д.

 

Тема 4. Социальная организация.

1.Социальная система,  основные компоненты и уровни.

2.Социальная организация,  как социальная система.

3. Классификация социальных организаций

4. Формальные и неформальные  социальные организации.

1 вопрос - Социальная  система, основные компоненты  и уровни

Социальная система –система в которой присутствует человек и которая предназначена для человека.

 

2 вопрос –  Социальная организация, как социальная  система

Социальная организация  – это соц-ые системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний.

Существуют различные  подходы к понятию социальная организация.

В теории организации выделяют разные виды социальных организаций.

Виды организации

Цели

  1. Социально-экономический

Главная цель: получение  максимальной прибыли в интересах  учредителя

  1. Социально-культурные

Главная цель: реализация эстетических установок.

Вторичная цель: получение максимальной прибыли

  1. Социально-образовательная

Главная цель: удовлетворение потребностей клиентов в информации и знаниях

Вторичная цель: получение  максимальной прибыли


В любой организации протекают  объективные (естественные) и субъективные (искусственные) процессы. К объективным  относят процессы спада и подъема в деятельности организации, баланс спроса и предложения, а так же процессы связанные с законами организации. К субъективным относят процессы связанные с реализацией технологических, экономических, управленческих и других решений субъектов управления.

3 вопрос –  Классификация социальных организаций

Основные цели классификации  организаций:

  1. Выявление сходных организаций по каким-то параметрам для выработки общих методик их анализа и совершенствования;
  2. Количественна классификация, количественный анализ;
  3. Определение государственной политики по отношению к организациям различных типов.

 

1.Организации делятся  на правительственные и неправительственные.

Статус правительственной организации дается официальным формам власти. К правовым можно отнести организации зафиксированные в конституции РФ, указах президента РФ и т.д. на эти организации распространяются различные привилегии, а так же к ним предъявляются жесткие требования. Неправительственные организации не имеют статуса правительственной.

2. Организации делятся  на  коммерческие, некоммерческие  и организации государственного  сектора.

Коммерческие – их основная цель – получение прибыли, имеют право распределять прибыль среди своих членов и лиц причастных к контролю над этими организациями. Некоммерческие – ставят своей целью удовлетворение общественных потребностей. Эти организации могут получать прибыль, но не имеют право распределять ее среди своих членов и лиц причастных к контролю над этими организациями. Их главное преимущество – налоговые льготы. В пользу этих организаций можно делать взносы. Организации государственного сектора – это организации в которых государственная собственность не менее 51%, их основная цель -  уложиться в бюджет и обеспечить соблюдение государственных интересов.

Выделяют три вида организаций  государственного сектора:

1.организации, не  входящие  непосредственно в состав гос. Органов, но управляемые или административно (почта, музей, школа);

2.организации, капитал которых практически полностью принадлежит государству, но их деятельность попадает под действие частного права;

3. общество со смешанной  экономикой – гос-во владеет контрольным пакетом акций.

3. Организации делятся  на  бюджетные и не бюджетные.

Бюджетные – планируют масштаб своей деятельности исходя  из выделенным бюджетом средств. Не бюджетные – самостоятельно изыскивают источники финансирования.

4.Организации делятся  на  хозяйственные и общественные.

Хозяйственные – удовлетворяют потребности отдельных индивидуумов путем производственно-хозяйственной деятельности. Общественные – удовлетворяют потребности и интересы членов своих обществ.

5.По отраслевой принадлежности  организации делятся на промышленные, сельско-хозяйственные, транспортные, торговые и т.д.

6. по самостоятельности принятия решений организации делятся на главные, дочерние, зависимые.

7.по размерам орг-ии делятся на микро (до 10чел.), мелкие (10-50 чел), средние (до 250), крупные (свыше 250)

4 вопрос –  Формальные и неформальны организации

Формальная организация  –это объединение людей, связанных между собой договоренностями о правах и обязанностях, зарегистрированы в установленном законодательством порядке и могут иметь статус юридического и неюридического лица. Для таких организаций характерны четко поставленные цели, формализованные правила, структура и связи.

Неформальная организация  – объединение людей не связанных  между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, они не зарегистрированы в государственных органах по каким-либо причинам и создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и т.д. В таких орг-ях есть лидер и они не ведут финансово-хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.

Неформальные группы часто  возникают внутри формальных организаций, отношения между членами группы формируются на основе личных симпатий. Для орг-ии важно, чтобы неформальные группы не доминировали.

Причины, побуждающие людей  вступать в не формальные группы:

1.чувство принадлежности;

2.взаимопомощь;

3.защита;

4.общение;

5.симпатия.

Признаки, характеризующие  не формальную орг-ию:

1.соц-ый контроль

2.соаротивление переменам

3.неформальные лидеры

Способы  влияния не формальной группы на деятельность орг-ии:

  1. Неформальное общение;
  2. Способность действовать, либо бездействовать;
  3. Несанкционированное установление производственных норм.

Не формальная орг-ия может работать как на менеджера, так и против него. Для того, чтобы не формальная орг-ия работала на формальную менеджер должен:

1.согласиться и принять  тот  факт, что не формальная орг-ия существует;

2.попытаться понять на сколько не формальная орг-ия может быть ценной;

3.Выявить неформальных  лидеров и управлять ими;

4.объединить цели формальной  и не формальной орг-ии;

5.привлекать не формальных  лидеров к принятию решения

6.осознать и смириться  с тем, что в независимости  от действий менеджера не формальная орг-ия продолжает существовать.

Тема 5. Хозяйственные  организации

  1. Понятие хозяйственной организации
  2. Организационно-правовые формы организации
  3. Организационно-экономические формы организации
  4. Вопрос - Понятие хозяйственной организации

Продукцией хозяйственных  организаций являются товары, услуги, информация и знания.

К хозяйственным организациям  относят:

  1. Юридические лица всех форм за исключением обществ и религиозных организаций
  2. Неюриди<span class="List_0020Paragraph__Char"

Информация о работе Курс лекций по предмету "Теория организации"