Контрольная работа по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах. С этой точки зрения понятие «организация», как упорядоченное состояние целого, тождественно понятию «система».
Система (греч. составленное из частей, соединенное) - совокупность предметов находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Содержание работы

1.Определение понятия «система». Свойство эмерджентности…………….…3
2.Соотношение между понятиями «организация» и «управление»………....5
3.Сущность социальной ответственности организации………………………..7
4.Принципы рационализации………………………………………………..….10
5.Задача…………………………………………………………………………..13
Список использованной литературы………………………………………...…17

Файлы: 1 файл

kontrolnaya.docx

— 41.74 Кб (Скачать файл)

 

   1.Определение понятия «система». Свойство эмерджентности.

 Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах. С этой точки зрения понятие «организация», как упорядоченное состояние целого, тождественно понятию «система».

Система (греч. составленное из частей, соединенное) - совокупность предметов находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Среди признаков системы  можно выделить: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство этих элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление.

Для системы характерно не только наличие связей и отношений  между образующими ее элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система  проявляет свою целостность. Система  может быть большой, в этом случае ее целесообразно разделить на подсистемы, то есть автономные области внутри системы.

Независимо от происхождения  системы, существует ряд основных признаков, наиболее точно характеризующих ее:

1. Система обладает целостностью, обособленностью от окружающей  ее среды, выступает как нечто  отдельное, единое.

2.Система стремится сохранить свою структуру. Это свойство основано на объективном законе организации, то есть законе сохранения.

3. Целостность системы не означает  ее однородность и неделимость:  наоборот, в системе можно различать  определенные составные части.  Это не означает, что эти части  полностью изолированы друг от  друга. Наоборот, части образуют  целое благодаря связям между  ними. Открытость системы означает, что ее части связаны и с  внешней средой, но целостность  системы основана на том, что  внутренние связи частей, образующие  структуру системы, в каком-то отношении сильнее, чем их внешние связи.

4.Система имеет потребность  в управлении  поскольку существует набор потребностей человека, животного, общества и т.д.

5. Системы не являются застывшими, неизменными образованиями. В  результате внешних и внутренних  взаимодействий все системы находятся  в динамике, подвержены постоянным  изменениям, происходящим с разной  интенсивностью.

6. В системе формируется сложная  зависимость от свойств входящих  в нее элементов и подсистем. Система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов.

7. Эмерджентностью называется наличие качественно новых свойств целого, отсутствующих у его составных частей. Это означает, что свойства целого не являются простой суммой свойств составляющих его элементов. С другой стороны, объединяемые в систему (целое) элементы могут терять свойства, присущие им вне системы, или приобретать новые. Эмерджентными свойствами будут являться те свойства, которые присущи той или иной системе и которыми не обладают ее составляющие. [6,стр 482]

Эмерджентность  (англ. emergence — возникновение, появление нового)— наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов.

       Понятие эмерджентности  позволяет подчеркнуть еще один  аспект внутренней целостности  системы. Изъятие части системы  приводит к тому, что система  при этом теряет какие-то существенные  свойства, т.е. становится другой  системой. Более того, часть, изъятая  из системы, также теряет свои  существенные свойства, которые  могли реализовывать лишь до  тех пор, пока эта часть находилась  в системе. Поэтому основа целостного  подхода состоит в недопустимости  рассмотрения частей системы  по отдельности, вне их взаимодействия  с другими частями. Расчленяя  систему на отдельные части,  нельзя познать все свойства  системы в целом.

2.Соотношение  между понятиями «организация»  и «управление».

Организация - это сложная  динамичная система, в которой осуществляется множество различных процессов, направленных на достижение целей.

Современная организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

Под «управлением» в широком смысле слова понимается «элемент», функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. На основе данного определения в организациях различного уровня можно выделить управляющую (субъект) и управляемую (объект) части, а также систему связей между ними.

 Система управления  представляет собой совокупность  всех элементов, подсистем и  коммуникаций между ними, а так  же процессов, обеспечивающих  заданное функционирование организации

Понятия «организация»  и «управление» соотносятся между  собой следующим образом:

1.Во-первых, организация и управление  — это процессы той или иной  практической деятельности, осуществляемые, как правило, в рамках и по  поводу конкретной организации  как социальной системы.

2.Во-вторых, управление, а точнее  управляющая система, уже сама  по себе есть организация, некое  единое, упорядоченное целое, состоящее  из различных элементов, складывающихся  определенным образом сформировавшуюся  структуру. Эта структура полностью  обладает системными свойствами  организации, описанными выше.

3.В-третьих, управление можно  рассматривать как необходимую  и важнейшую часть большинства  биологических, экономических, социальных  и механических систем, то есть  как часть организации, выполняющую  особую функцию по поддержанию в допустимых пределах отклонений системы от заданных целей;

4.В-четвертых, организация как  процесс по упорядочению в  организованных системах выступает  в виде функции управления  и с этой точки зрения является  составной частью управления.В управлении отражается системное и функциональное единство организации как состояния и процесса. Таким образом, представление организации с системных и функциональных позиций весьма плодотворно, т.к. позволяет высветить ее новые черты и отношения различных сторон организованного целого с однопорядковыми категориями, каковыми являются «система» и «управление».

5.В-пятых, любая организация  реализует три процесса: получает  ресурсы из внешнего окружения,  осуществляет изготовление продукта  и передает продукт во внешнюю  среду. Для успешного существования  организации необходимо поддерживать  определенный баланс между этими  тремя процессами. Ключевая роль  в поддержании этого баланса  принадлежит управлению.

6.В-шестых, сравнение системных  представлений этих двух понятий  неизбежно приводит к выводу  о первичности системы организации  и вторичности системы управления  ею. В проведенном сравнении проявление  управления в форме интеллектуального  процесса или созданной в результате  его системы отражает способность  индивидуумов настолько владеть  ресурсами собственного сознания, что их мобилизация может осуществляться  целенаправленно.

7. В-седьмых, понятие «организация»  может совпадать с понятием  «управление». В данном случае  «социальная организация» означает  деятельность по распределению  функций, координации и т.п., т.е.  процесс целенаправленного воздействия  на объект, предполагающий фигуры  организатора и организуемых. [6, стр. 918]

        3.Сущность социальной ответственности организации

 Социальная ответственность — обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса. Большинство определений социальной ответственности включают в себя ссылки на то, что производители должны брать на себя решение части социальных проблем помимо чисто экономических интересов.

Социальная ответственность  представляет собой реализацию не только своих экономических интересов  и целей, но и учет социальных последствий  воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей и организации, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность.

В современной научной  литературе существует ряд моделей  социальной ответственности бизнеса, отражающих основные тенденции формирования системы в организациях. Как правило, выделяются следующие виды моделей политики социальной ответственности:

1. Американская модель за более чем вековую историю своего развития сформировала набор традиционных механизмов и форм реализации корпоративных социальных программ. Им характерны добровольные инициативы в области корпоративной социальной ответственности, финансирование различных проектов и программ, благотворительность, меценатство, спонсорство. Подобные виды деятельности выходят за рамки требований закона, более того, поощряются обществом и государством, в частности, компании, активно реализующие программы освобождаются от ряда налогов, что закреплено на законодательном уровне.

2. Европейская модель. Характерной чертой является ее государственное регулирование, вследствие чего ее признают в качестве скрытой формы.

        3. Британская модель корпоративной социальной ответственности является по своей сути симбиозом европейской и американской моделей. Здесь государство активно поддерживает бизнес, присутствует большая активность корпораций в реализации собственных социальных проектов.

4. Японская модель проявляется в системе «пожизненного найма» и соответствующих условиях управления персоналом. Данная модель ориентирована на внутреннюю среду предприятия.

5. Российская модель во многом сложилась на базе наследия социалистических предприятий, имеющих в своей структуре такие традиционно социально-направленные подразделения, как детские сады, летние лагеря и пансионаты, собственные больницы, дома культуры, клубы и т.д. В условиях экономической системы Советского союза, социальная ответственность предприятий не рассматривалась как особый вид деятельности, она была государственно закрепленной формой активности производственного сектора. [3, стр. 48]

За несколько лет, наиболее кризисных для страны в целом, многие предприятия были вынуждены  отказаться от «социалки» как непрофильных активов, не приносящих предприятию прибыли, но требуют серьезных финансовых затрат на ее содержание и поддержание. Но в современных условиях хозяйствования крупный российский бизнес на добровольных началах возвращается к возрождению традиций социальной ответственности: развивается социальная инфраструктура предприятий, появляются специальные программы, бизнес активно начинает участвовать в благотворительных мероприятиях и акциях. Российская модель социальной ответственности еще не сформировалась окончательно, а скорее находится в стадии своего развития.

В качестве институциональных  основ формирования современных  моделей корпоративной социальной ответственности выделяют:

1. Институты законодательно-правового  регулирования: законодательные  акты, постановления, указы федерального, регионального и местного уровня.

2. Налоговая система: стимулирование  социальной ответственности бизнеса  с помощью налоговых льгот  и привилегий.

3. Гражданское право, которое  предусматривает соответствующее  наказание за невыполнение соответствующих  социально-направленных мероприятий (нанесение экологического вреда и пр.).

4. Этические и профессиональные  кодексы, в которых прописаны  нормы этичного, социального поведения  представителей бизнеса той, или  иной отрасли. Регулирование профессиональной  деятельности осуществляется посредством  не только общих трудовых, административных  и прочих норм, но и специфическими для определенного вида деятельности, характерными для соответствующего профессионального сообщества, в силу чего не могут рассматриваться в качестве правовых. Такие нормы находят отражение в соответствующих Хартиях, Декларациях, Кодексах, принимаемых профессиональными ассоциациями, или отдельными корпорациями.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории организации"