Конкурентоспособность социума: территориальный и организационный уровень

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы было проанализировать понятия "конкурентоспособность" и «социум» оценить конкурентоспособность сотовых телефонов.
Из цели вытекают следующие задачи:
дать понятия "конкурентоспособности" и "социума";
выявить параметры конкурентоспособности социума;
оценить конкурентоспособностьгорода;

Файлы: 1 файл

кусач.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь) - борьба, соперничество в какой-либо области. Конкуренция имеет место там, где несколько предприятий хотят обладать одинаковыми ресурсами или использовать одни и те же рыночные возможности.

Конкурентоспособность - это такое свойство объекта, которое  характеризует степень реального или потенциального удовлетворения им конкретных потребностей по сравнению с аналогами, представленными на данном рынке.

В общем случае возможно выделить такие составляющие конкурентоспособности, как: конкурентоспособность  предпринимательской идеи, конкурентоспособность предложения на рынке, конкурентоспособность ресурсов предприятия, конкурентоспособность менеджмента предприятия.

1) Базовым элементом  конкурентоспособности можно считать  конкурентоспособность предпринимательской  идеи. Она включает в себя основные представления о продуктах предприятия, о способах удовлетворения потребностей клиентов, а также о способах поддержания и развития потенциала предприятия. Наиболее важным критерием конкурентоспособности предпринимательской идеи является её эффективность с точки зрения рыночных перспектив.

2) Конкурентоспособность  предложения на рынке определяет  текущую конкурентоспособность  предприятия. Для современных  маркетинговых рынков свойственна  конкуренция «не того, что произведено  фирмами, а того, чем они дополнительно снабдили свою продукцию, будь то упаковка, услуги, реклама, консультации для клиентов, финансирование, особенности поставок, услуги по складированию и прочее». Понятие «предложение продукта» существенно расширяет рамки учитываемых при анализе конкурентоспособности факторов, определяющих окончательный выбор покупателя.

Таким образом, предложение включает в себя продукт  как таковой, цену и сопутствующие  услуги, т.е. то, что определяет полезность (выгодность) приобретения для клиента.

3) Долгосрочная конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью ресурсов (потенциала) предприятия. К ним относят такие ресурсы, как финансовые, материальные, природные, технологические, кадровые, производственные и другие. Наличие ресурсов позволяет предприятию длительное время обеспечивать конкурентоспособность предложения.

4) В условиях  конкуренции необходимо поддерживать  ресурсную базу в актуальном  для условий рынка состоянии.  Грамотное использование имеющихся  ресурсов определяется конкурентоспособностью менеджмента предприятия. Способности менеджеров к принятию важнейших оперативных решений, генерации новых идей в темпе, который требует рынок, и умение организовать их выполнение, готовность идти на разумный риск являются важнейшими факторами конкурентоспособности менеджмента.

Конкурентоспособность предприятия - понятие относительное. : одна и та же фирма в рамках отрасли  может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка - нет Она зависит от конкретных условий, складывающихся на том или ином рынке (состояние рынка, его доступность, вид товара, условии продаж и платежа).

Но при этом конкурентоспособность - комплексное  понятие. Оно включает несколько  уровней конкурентного превосходства. Для того, чтобы обеспечить лидирующее положение предприятия на рынке, важной задачей стратегического управления предприятием становится опережение конкурентов в создании и освоении новых товаров и технологий, нового дизайна, изменений в системе сбыта и логистике. Таким образом можно достичь конкурентного превосходства сразу по нескольким параметрам.

 В основе  главных аспектов конкурентоспособности  лежит нечто, что можно назвать  “мягкими” составляющими конкурентной  борьбы, которые не могут быть  оценены в денежном выражении  и вообще трудно поддаются количественному определению.

В промышленно  развитых странах эти составляющие играют, как правило, большую роль, чем в развивающихся. В то же время  “мягкие” составляющие не поддаются  политическому манипулированию, а  их изменение требует больше времени, чем, например, такие трудноосуществимые мероприятия, как повышение производительности труда или построение инфраструктуры. Несмотря на отсутствие разработанных методик изучения, игнорировать эту группу факторов конкурентной борьбы нельзя. Среди них можно выделить следующие:

1.Трудовая этика. Конкурентоспособность во многом зависит от желания и умения трудиться. Во многих развитых странах недостает чувства того, что работа представляет собой нечто самоценное. Если речь идет о сопоставлении конкурентоспособности, то только высокого уровня производительности труда недостаточно. Например, Швейцарское общество в целом пресыщено: профессиональная работа не стоит слишком высоко в иерархии ценностей среди трудоспособного населения, а финансовые стимулы не являются достаточно действенным средством мотивации производительности труда.

2.Гибкость и готовность к самосовершенствованию. Безусловно, приверженность традициям, выверенным вариантам решений и т. п. имеют свои преимущества. Однако в борьбе с конкурентами, обладающими совершенно иной ментальностью, готовых быстро отреагировать на любое желание клиента и новые тенденции, эти преимущества сходят на нет.

3.Готовность работать в сфере обслуживания. Нежелание этого может оказаться фатальным для развития общества, особенно в случае, если это - одна из важнейших отраслей экономики. Общество должно понять, что работа в сфере обслуживания не означает унижения человеческого достоинства. Это обычная работа, необходимая для конкурентоспособности экономики, в которой клиент хочет и должен быть главным действующим лицом. Уровень претензий. Население развитых стран привыкло рассматривать свой высокий жизненный уровень как нечто само собой разумеющееся. Такая позиция лишает общество всякой гибкости, снижает в конечном счете конкурентоспособность экономики. Это делает неуправляемыми государственный бюджет, систему социальных гарантий, уровень издержек на рабочую силу.

4.Открытость внешнему миру. Препятствия доступу иностранных товаров на внутренний рынок, возможности иностранным гражданам получить контрольный пакет акций в предприятии, склонность к переоценке собственных возможностей и достоинств, нежелание изучать мировой опыт и т. п. негативно влияют на экономику.

5.Мобильность рабочей силы. Высокий уровень жизни, развитая система социальных гарантий вызывают нежелание рабочей силы учиться, работать за границей, постигать опыт других стран. Отставанию страны в этом отношений способствует закрытость внутренних рынков рабочей силы от внешнего воздействия и вмешательства. Дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется там, где присутствует дух соревнования. Менталитет, например, швейцарцев полностью лишен такого качества. Они предпочитают картельные соглашения, а не споры и столкновения. Корпоративность явилась основой так называемых общественных договоров, благодаря которым в значительной мере были достигнуты успехи в прошлом. Однако в настоящее время и на перспективу складывается иная обстановка.

Конкурентоспособность выступает как часть воспроизводственного процесса относительно способов и методов хозяйствования на рынке товаров и услуг и оценивается массой прибыли в соотношении с потребленными и используемыми ресурсами.

Конкурентоспособность предприятия является относительной характеристикой, выражающей отличия развития данного предприятия от развития конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Сформулируем  общие принципы, которые дают конкурентные преимущества предприятиям, это:

  • Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
  • Близость предприятия к клиенту.
  • Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
  • Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
  • Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
  • Умение твердо стоять на своем.
  • Простота организации, минимум уровней управления и служебного

 

Конкурентоспособность означает высокое качество товаров при поддержании высокой заработной платы и жизненных стандартов. Важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность, является повышение темпов производительности труда.

Параметры качества, как правило, определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности — из интересов потребителя. Уровень качества и технический уровень продукции задаются техническим уровнем современного производства, а для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить его с уровнем развития потребностей.

Для каждого  товара необходимо оценить его уровень  конкурентоспособности для того, чтобы в дальнейшем провести анализ и выработать успешную товарную политику.

Оценка конкурентоспособности  состоит из следующих этапов [2]:

  • Анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара;
  • Определения сравнительных параметров образцов товара;
  • Расчета интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.

Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию.

Конкурентной  устойчивости предприятия способствует соответствие управления предприятием и его технологического уклада. Чем больше разрыв между организацией управления предприятием и техническим уровнем производства, тем быстрее оно теряет свою конкурентоспособность.

Производство  и реализация конкурентоспособных  товаров и услуг — обобщающий показатель жизнестойкости предприятия. Однако производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате понижает конкурентоспособность производителя.

Применение  интенсивных технологий, высокий  уровень механизации — это  необходимые условия для получения  дохода от произведенной продукции.

Для того чтобы  производить товар на уровне мировых  стандартов, необходимы новые технологии и современное оборудование. Это  требует значительных инвестиций, способных  обеспечить не только высокое качество российских товаров, но и создать новые рабочие места.

Процесс формирования конкурентоспособности представляет собой совокупность организационно-экономических  мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного  объема, ассортимента и качества в  соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.

Вторую группу факторов составляют показатели качества товара, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями.

К третьей группе факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности, относят экономические показатели, формирующие себестоимость и  цену товара.

Обеспечение конкурентоспособности  предприятия достигается благодаря  соблюдению основополагающих принципов рыночной системы и разумного использования факторов, воздействующих на эффективность и конкурентоспособность производства.

К основным принципам конкурентоспособности  предприятия относятся:

  • Принципы превосходства качества товара на рынке;
  • Принципы преобладания товара на рынке;
  • Принципы минимизации издержек труда и материально-денежных средств на единицу товарной продукции;
  • Принцип экономической выгоды [3].

Процесс формирования конкурентоспособности представляет собой совокупность организационно-экономических  мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного  объема, ассортимента и качества в  соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.

 

 

 

1.4. Теории конкурентоспособности

 

 

 Компании применяли традиционные или собственные приемы конкурирования и лидирования в отрасли и до появления "менеджерского капитализма", но во второй половине ХХ столетия выросла роль бизнес-консультантов и теоретиков менеджмента, дающих советы и пишущих книги о том, как стать лидером в отрасли или хотя бы остаться в числе первых. 

   Например, в 1970-е гг. в США пользовалась популярностью весьма доступная, наглядная и потому привлекательная для менеджеров схема распределения ресурсов - разработанная Бостонской консалтинговой группой матрица "рост рынка / доля рынка". Руководству компаний предлагалось предварительно, "на глаз", оценить типы своих производственно-сбытовых отделений, чтобы дальше действовать в правильном направлении. Типов было четыре: "звезды", "коровы", "вопросительные знаки" и "собаки". 

Информация о работе Конкурентоспособность социума: территориальный и организационный уровень