Коммуникация в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Коммуникации в организации - это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностные инструкций.
В узком понимании организация - это структура, конструкция, делающая возможным протекание процессов, связанных с движением («скелет»).
По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».

Содержание работы

Введение 3
Коммуникационный процесс и его элементы 6
Межличностные коммуникации и их особенности 20
Организационные коммуникации и их совершенствования 30
Заключение 37
Список используемых источников 40

Файлы: 1 файл

курсовая теория менеджмента.docx

— 74.57 Кб (Скачать файл)

4. Экспрессивная – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний собеседников.

Основная  цель коммуникационного процесса –  обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.

Коммуникационный  процесс - обмен информацией между  двумя и более людьми. Основная цель - достижение и обеспечение  понимания информации, являющейся предметом  сообщений, для более эффективной  работы в фирме.

В самом  общем виде коммуникационный процесс  можно описать следующим образом: отправитель (источник), цель которого заключается в том, чтобы оказать  то или иное воздействие на получателя, передает определенное сообщение. Сообщение  может быть закодировано с помощью  вербальных (невербальных) знаков, символов, содержащих те или иные смыслы. Получателю для понимания смысла передаваемого  сообщения необходимо его раскодировать (декодировать). Коммуникация предполагает и обратную связь, благодаря которой  отправитель убеждается, что сообщение дошло до адресата и соответствующим образом проинтерпретировано. В этом процессе может быть выделено несколько элементов.

Источник (отправитель) сообщения

В качестве источника могут выступать отдельные  индивиды, группы людей, общественные институты (государственные учреждения, политические партии, общественные организации, фирмы и т.п.). В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек. то же время в юриспруденции, политике, бизнесе, образовании и Других общественных сферах коммуникации довольно часто ответственным отправителем является коллегиальный отправитель.

Источник  является инициатором коммуникативного процесса, Который начинается только тогда, когда у отправителя возникает  потребность в создании и передаче какого-либо сообщения. Следует иметь  в виду, что создатель сообщения  не всегда выступает роли коммуникатора, непосредственно это сообщение передающего (данное положение касается массовой коммуникации). Так, рекламные радиоролики создаются не самими радиожурналистами, агентствами, специализирующимися на производстве рекламы. Работники радио их лишь транслируют в эфир. Но и рекламные агентства лишь реализуют идеи, высказанные рекламодателями. Таким образом, радиостанция выступает в данном случае в качестве не источника, а коммуникатора.

Отправитель (источник) пытается заранее определить, какого рода впечатление должно сложиться  у получателя от переданное сообщения, т.е. как информация будет воспринята и интерпретирована получателем. При этом нет гарантии, что получатель поймёт отправителя именно так, как хотел бы последний. Результат интерпретации зависит от многих факторов, среди которых наиболее важными являются такие характеристики источника, как его туе, надежность и квалификация. Они оказывают наибольшее влияние и на степень доверия аудитории к информации, и на длительность воздействия информации на аудиторию.

Любая из представленных выше моделей коммуникации предполагает, что получатель должен понимать, что ему отправлено сообщение, и знать, кем оно отправлено. Это  в свою очередь предполагает надежность отправителя, степень, которой влияет на то, какое внимание будет уделено  сообщению в месте его приема. Если доверие высокое, получатели уделят сообщению должное внимание поверят ему.

Доверие к отправителю сообщения имеет  огромное значение рекламе и маркетинговых  коммуникациях. Именно поэтому в рекламе характеристики предлагаемых товаров или услуг часто используются специалистами в соответствующих областях; хорошо известный ученый скорее будет восприниматься как специалист и честный человек, чем неизвестное лицо; то же касается представителей фирм с высокой репутацией; популярные актеры скорее нравятся аудитории как отправители сообщений, нежели вызову нее негативную реакцию. Очевидно, отправитель, вызывающий, недоверие, в большей мере влияет на мнение аудитории, чем отправитель, сообщения которого воспринимаются скептически.

Немаловажными факторами, влияющими на процесс  коммуникации, на силу воздействия  сообщения на аудиторию и его интерпретацию, выступают общая ситуация (благоприятная, неблагоприятная или нейтральная), тема сообщения, время его обнародования, а также способ представления (кодирования) сообщения.

Кодирование и декодирование

Цели  кодирования — доведение замысла (идеи) отправителя до получателя; обеспечение  такой интерпретации сообщения  получателем, которая адекватна  замыслу отправителя. Иными словами, получатель должен воспринять смысл  сообщения именно таким, какой был  вложен его отправителем. Для этого  используются системы кодов —  символов и знаков, одинаково интерпретируемых обеими сторонами.

В литературе по коммуникативистике нет однозначной трактовки понятия «код». Многие авторы (Р. Бландел, А.Б. Зверинцев, В.Г. Корольке, А.П. Панфилова и др.) понимают коды в самом широком плане — как любую форму представления информации (идеи, сообщения) или как набор однозначных правил, посредством которых сообщение может быть представлено в той или иной форме. Человеческая речь при таком понимании также представляет собой один из кодов. Это означает, что в результате кодирования сообщение превращается в последовательность произносимых слов.

Встречается и более узкое — «техническое»  — понимание термина «код». Оно  сложилось в технических науках под влиянием «математической теории связи (коммуникации)» и использования  технических средств коммуникации. Именно такое понимание предлагает К. Черри. Он пишет: «Сообщения могут  быть закодированы после того, как  они уже выражены посредством  знаков (например, букв английского  алфавита); следовательно, код —  это условное преобразование, обычно взаимно однозначное и обратимое, с помощью которого сообщения  могут быть преобразованы из одной системы знаков в другую. Типичными примерами здесь могут служить азбука Морзе, семафорный код и жесты глухонемых. Поэтому в принятой нами терминологии четко различаются язык, органически развивавшийся на протяжении длительного времени, и коды, которые изобретены для некоторых специальных целей и подчиняются четко сформулированным правилам».

В коммуникативистике под кодированием часто понимают соответствующую переработку исходной идеи сообщения с целью ее доведения до адресата. Например, политическая программа партии может быть представлена в виде брошюр, в виде листовок, распространяемых 8 период избирательной кампании в публичных местах, в виде передовиц в партийной прессе, коротких рекламных роликов на Радио и телевидении, пресс-конференций и т.д. Для каждого из Перечисленных случаев характерна особая форма представления Информации, использования языка и других коммуникативных средств доведения сообщения до адресата.

Сообщение

Сообщение — это уже осмысленная и  соответствующим образом (с Помощью  языка или других знаковых систем) закодированная информация. Сообщение  может быть передано при личной беседе, в ходе выступления перед аудиторией, с помощью прессы, радио, телевидения, электронной почты и пр. Содержание сообщений составляет какие-либо сведения, факты, аргументы, доводы, идеи, мнения, Размышления, эмоции и т.д.

Обычно  сообщения — это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (Дорожный знак, рисунок, схема или  фотография), физический предмет (цветок в окне — сообщение о провале явочной квартиры, архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении, подарок как знак признательности, «черная метка» как знак приговора).

Широко  известна точка зрения канадского ученого-коммуникативиста Маклюэна, согласно которой «средство и есть сообщение т.е. не столько важно само содержание сообщения, сколько то, и каким образом осуществляется передача сообщения и, главное какие средства для этого используются.

Тезис Маклюэна подчеркивает, что именно техническим среде вам коммуникации принадлежит революционизирующая роль в теории цивилизации, поскольку именно они, создавая языки общения (алфавит, печать, пресса, а главное — радио, кино, телевидение» и пр.), формируют характер передачи информации и восприятия мира. Современные электронные СМИ на новом уровне возрос ют ту эмоциональную форму восприятия мира, которая была свойственна первобытной устной культуре общения и затем вытеснение печатными средствами коммуникации. Более того, по мнению Маклюэна, технические средства связи, структурируя характер перед чтением информации, влияют не только на ее форму, но и на содержали подчиняя его тем или иным типам кодификации реальности. Та* печатные средства создают линейный принцип кодификации и 1 приятия мира, а электронные медиа (антипод печатных) обуславливают мозаичный принцип восприятия мира, основанный на диовизуальной образности.

Канал

Понятие «канал» появилось в коммуникативистике благодаря исследованиям, проводимым в рамках математической теории связи (коммуникации), а также исследованиям технических средств связи. Они оперировали сугубо технической трактовки этого понятия — как проводного канала телефонной или телеграфной связи либо как беспроводного канала радиосвязи. В какой мере техническое понимание «канала коммуникации» оказалось заимствованным и теорией коммуникации.

В современной  литературе по коммуникативистике можно встретить трактовку «канала» коммуникации как средства, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. При такой интерпретации коммуникационные каналы делятся на: а) средства массовой коммуникации— пресса, радио, телевидение, информационные и рекламные агентства и т.д.; б) межличностную коммуникацию — непосредственный личностный обмен сообщения между источником и получателем. Таким образом, понятия «I коммуникации» и «средство коммуникации» здесь используются как взаимозаменяемые. Чаще всего и в обыденной речи их используют как синонимы.

Более предпочтительным кажется подход, отграничивающий  «средства» от «каналов» коммуникации. При этом под «средствами» коммуникации можно понимать как способы кодирования сообщения (например, слова, картинки, буквы, звуковые сигналы, жесты и пр.), так и собственно технические средства кодирования (пишущая машинка, печатный станок, телефонный и телеграфный аппараты, радиоприемные и радиопередающие устройства, персональный компьютер и т.д.). Термином «канал» целесообразно обозначать маршрут, используемый для передачи сообщения. «Коммуникационный канал — это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту».

Каналы, интерпретируемые таким образом, можно  разделить на:

• естественные — каналы, возникающие в сфере  полисенсорного взаимодействия человека с другими людьми и с внешним миром при участии разных органов чувств (зрения, слуха, хеморецепции, кожно-тактильной рецепции и пр.), а именно: аудиальные, визуальные, хемо - и иные каналы;

• искусственные (технические) - линии телефонной, телеграфной, радиосвязи, транспортные артерии и  пр.

Получатель

Получатель  — тот (или те), кому адресовано сообщение. Именно для него, собственно, и осуществляется коммуникация. Получателем может  быть одно лицо, группа лиц, общество в  целом или какая-нибудь его часть. Когда в роли получателя выступает  более чем одно лицо, его (получателя) называют аудиторией коммуникации.

Характеристики  получателя являются одним из важнейших  факторов, влияющих на результативность (эффект) коммуникации. Выше отмечалось, что результативность коммуникации обусловлена самим источником коммуникации (его статусом, надежностью и компетентностью), характером сообщения, временем и условиями его передачи, способом кодирования.

Не менее  важным условием является способность  получателя воспринимать и декодировать посланное ему сообщение, т.е. распознавать и интерпретировать его смысл. Эта  способность определяется компетентностью  получателя, его жизненным опытом, групповой принадлежностью, ценностными  ориентациями, общей культурой, социокультурными рамками, в которых осуществляется коммуникативный процесс. Реакция  получателя выступает основным Индикатором  результативности коммуникации.

О результативности коммуникации мы можем судить по степени  ее влияния на получателя, на его  установки (т.е. относительно устойчивые представления), привычки, стереотипы и т.д. Это не означает (хотя и не исключает), что они обязательно  должны изменить свой вектор или смениться  на противоположные. Чаще всего, по мнению специалистов, результатом коммуникации, напротив,]] оказывается усиление тех стереотипов сознания и поведения, которые сформировались ранее. Например, известно, что люди, знакомясь с новостями, склонны в первую очередь искать в них подтверждение уже выработанным, ранее сложившимся взглядам. Механизмы человеческой психики действуют таким образом, что человек отбирает именно ту информацию, которая соответствует его психологическим, идеологическим и прочим установкам, его склонностям и симпатиям, и отбраковывает ту, которая им не соответствует, причем первая лучше воспринимается, усваивается и запоминается, чем вторая. Кроме того, сопротивление восприятии новых норм и ценностей, пропагандируемых, например, СМИ может оказывать система уже сложившихся групповых норм и ценностей.

Информация о работе Коммуникация в организации