Классификация и общая характеристика типов организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть новые типы организаций и типы организаций по взаимодействию с человеком.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
 рассмотреть теоретические основы структуры, как основного элемента организации;
 изучить классификацию и общую характеристику основных типов организаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР, КАК ОСНОВНОГО ЭЛЕМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Понятие и сущность организационной структуры предприятия, как основного элемента организации 6
1.2 Принципы построения организационных структур предприятия Факторы, влиявшие на их формирование 9
1.3 Соответствие структуры управления предприятия современным требованиям эффективного управления 11
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ОРГАНИЗАЦИЙ 15
2.1. Типы организаций по взаимодействию с человеком 15
2.1.1 Корпоративная организация 15
2.1.2 Индивидуалистская организация 17
2.2 Новое в типах организации 20
2.2.1 Эдхократическая организация 20
2.2.2 Многомерная организация 22
2.2.3 Партисипативная организация 25
2.2.4 Предпринимательская организация 27
2.2.5 Организация, ориентированная на рынок 30
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Вилена новый вариант курсовая.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

Принципы проектирования организационной структуры:

  1. структура должна отражать цели и задачи организации, быть подчиненной производству и его потребностям;
  2. Структура должна предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;
  3. Формирование структуры должно быть неразрывно с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;
  4. Структура должна поддерживать соответствие между функциями, обязанностями, полномочиями и ответственностью, так как нарушение его приводит к дисбалансу системы управлении в целом;
  5. Структура управления должна быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывать существенное влияние на решения относительно уровня централизации и децентрализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности масштабов контроля руководителей и менеджеров (12,с.231).

Важнейшими требованиями, которыми должны удовлетворять организационные  структуры управления являются следующие.

  1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.
  2. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
  3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.
  4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезными результатом.
  5. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
  6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.

 

1.3 Соответствие структуры управления предприятия современным требованиям эффективного управления

 

Организационную структуру  любой коммерческой фирмы, больницы, банка, правительственного учреждения или органов с любым видом  деятельности следует рассматривать  с разных позиций и с учетом разных критериев. На ее действенность и эффективность влияют:

- действительные взаимосвязи между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

- действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;

- полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

При умелом сочетании  указанных трех факторов в организации  может быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности производства.

Для построения рациональной структуры управления необходимо чтобы она соответствовала требованиям, предъявляемым к организационным структурам  новыми условиями хозяйствования.

Одно из них - ясность. Каждое подразделение предприятия, каждый ее сотрудник (в особенности каждый руководитель) должен четко знать, где он находится и куда ему обращаться за информацией, помощью или решением. Ясность не следует путать с простотой. Простым структурам может не хватать ясности. И наоборот, очень сложные структуры могут быть очень ясными. Структура, не обладающая ясностью, создает конфликты, впустую расходует время, раздражает работников и задерживает решения.

Тесно связано с ясностью требование экономичности. Контроль, надзор и стимулирование должны требовать минимума усилий. Организационная   структура управления должна способствовать самоконтролю и мотивации. Чтобы удерживать  предприятие на ходу, минимально возможное количество людей (особенно высококвалифицированных и работоспособных людей)   должно   посвящать внимание  и силы «управлению», «организации»,  «контролю», «коммуникации», «кадровым проблемам».

Организационная  структура,  должна направлять внимание всех сотрудников  не на усилия, а на результаты работы предприятия в целом. Работу руководителей   нужно    оценивать    по экономическим результатам, а не по стандартам узкопрофессиональной компетентности или административного мастерства.

Организационная структура  не должна ориентировать людей на псевдорезультаты. Она не должна поощрять тенденцию навешивать  не   прибыльную продукцию на прибыльные производственные линии. Она не   должна ориентировать   людей   на   интенсификацию усилий (т. е. повышение затрат), а мастерство превращать в самоцель.

Организация должна помогать каждому сотруднику  понимать свою собственную задачу  и   общую задачу предприятия. Чтобы соотносить свои усилия с благом целого, каждый сотрудник должен понимать, как его  задача  сопряжена  с  общей задачей  и как общая задача определяет его задачу, его усилия, его вклад.

Организация должна расцениваться  также в соответствии с тем, облегчает  она или затрудняет процесс принятия решений. Структура, подталкивающая решения  вверх, вместо принятия их на максимально низком  уровне,   структура,   оттягивающая критически важные решения, концентрирующая внимание на лишних или второстепенных проблемах - плохая структура.

Организация   должна   обладать   устойчивостью  во  времени и способностью к самообновлению.

Организация должна быть способна сама производить  лидеров  завтрашнего дня. Обязательное условие для этого - минимум уровней управления.  Способный человек, попадая на  низовую управленческую  работу,  скажем,  в двадцать  пять  лет, не должен тратить свою жизнь, поднимаясь со ступеньки на ступеньку.  Иначе, когда он окажется на верху лестницы, у него уже не останется сил. Еще важнее опыт, который можно приобрести в организации. Структура должна помогать каждому сотруднику учиться и развиваться на    любом  занижаемом   посту,    она   должна предусматривать непрерывное обучение.

Организационная структура  должна поощрять внедрение на предприятие  новых идей и готовности к новым  видам деятельности.

Соблюдение вышеизложенных требований позволит создать гибкую, способную к быстрой перестройке организационную структуру, которая будет способствовать развитию системы управления на предприятии, повысит уровень ее организованности и создаст все условия для    эффективного функционирования предприятия в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1 Типы организаций по взаимодействию с человеком

 

Различие между организациями порождается характером взаимодействия между индивидом и организацией в целом. Основой данного различия является разница в приоритетах взаимодействующих сторон по ряду важных организационных переменных, характеризующих это взаимодействие. Ключевыми среди этих переменных являются те, которые относятся к организационной культуре, а именно: ценностные ориентации, нормы и т.п

 

В основе данной методологии лежит выделение корпоративного и индивидуалистического типов организаций.

 

2.1.1 Корпоративная организация

 

Корпоративная организация (следует отличать от понятия «корпорация» как субъекта права, юридического лица) – это особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Она отличается максимальной централизацией и авторитетностью руководства.

Для корпоративной организации характерны:

-  доминирование иерархических властных структур;

-  стандартизация в деятельности  организации  и  тенденции  к уравниловке;

-  согласование интересов организации только между ее лидерами без участия коллектива;

-  централизованное распределение ресурсов;

-  в качестве единицы управления  – рабочая группа,  коллектив,  организация;

-  суверенитет организации, ее свобода, коллективная ответственность;

-  принцип большинства или старшинства при принятии решений;

-  доминирование интересов производства над интересами человека;

-  двойная мораль – личности и организации;

-  одобрение послушания и исполнительности;

-  принцип – человек для работы.

Корпоративная организация, или, проще, - корпорация, рассматривается как особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. В России  корпорации существуют в хозяйственной и культурной жизни в основном в форме различных государственных (министерства, ведомства и псевдоприватизированные естественные монополии) и общественных (союзы, общества, академии и политические партии) институтов.

Поддерживая монополию на информацию, корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и ее результаты, не допускать разрушительной для нее внутренней конкуренции. Поддержка слабых и ограничение сильных – основной принцип в борьбе против внутренних конкурентов. Отсюда – тенденция к уравниловке.

Объединение людей через их разделение и поддержание монополии невозможно в корпоративной организации, если в ней не доминируют иерархические властные структуры. В основе данной схемы лежит принцип «разделяй и властвуй».

Важным условием и способом поддержания существования корпоративной организации является постоянное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов, а если необходимо, то и обострение дефицита. Распределение в условиях монополии лидерами корпорации этого дефицита служит для них еще одним важным источником власти.

Персонализация индивида осуществляется за счет деперсонализации других индивидов. В соответствии с этим устанавливается приоритет в целях, характеризуемый преобладанием целей организационных над индивидуальными. Создается обманчивое впечатление мощи организации и всесильности. На деле же нередко случается, что это «колосс на глиняных ногах».

Корпоративная организация берет на себя ответственность за своих членов, за человека. Это позволяет ей быть свободной в своих действиях по отношению к человеку. Существует суверенитет организации. «Коллективная» ответственность ставит человека в сильную зависимость и практически лишает его самостоятельности. Действует принцип «организация всегда права».

Принятие решения в корпоративной организации строится по принципу большинства или старшинства. Борьба меньшинства за свое мнение нередко заканчивается его уходом из организации. Стремление завоевать поддержку большинства вынуждает руководителя к популистским действиям .

В корпоративной организации интересы производства (или любой другой ее деятельности) определяют интересы воспроизводства самого работника. Интересы работника существуют всегда в «завтра», а интересы корпорации — в «сегодня».

В корпоративных структурах доминирует лояльность по отношению к организации, приветствуются послушание и исполнительность, рождающие в конечном счете, безответственность [15, с.23].

 

2.1.2 Индивидуалистская организация

 

Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип организации. Это тоже объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение свободное, открытое и добровольное. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Например, коллективная собственность в таких организациях - это не собственность всех, а собственность каждого члена коллектива.

Индивидуалистическая организация  – это  открытая  организация  на основе свободного и добровольного  объединения  индивидов, осуществляющих совместную деятельность.

Для такого типа организации характерны:

-  свободное, открытое и добровольное объединение людей;

-  сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов и групп организации;

-  согласование  интересов  членов  организации  с  интересами   самой  организации;

-  дополнительный поиск ресурсов и резервов членами организации;

-  в качестве единицы управления – личность;

-  суверенитет личности, ее свобода, индивидуальная ответственность;

-  принцип меньшинства или право вето в принятии решений;

-  интересы производства согласовываются с интересами человека;

-  общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении;

-  лояльность к различным убеждениям членов организации;

Информация о работе Классификация и общая характеристика типов организаций