Классификация и общая характеристика типов организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть новые типы организаций и типы организаций по взаимодействию с человеком.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
 рассмотреть теоретические основы структуры, как основного элемента организации;
 изучить классификацию и общую характеристику основных типов организаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР, КАК ОСНОВНОГО ЭЛЕМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Понятие и сущность организационной структуры предприятия, как основного элемента организации 6
1.2 Принципы построения организационных структур предприятия Факторы, влиявшие на их формирование 9
1.3 Соответствие структуры управления предприятия современным требованиям эффективного управления 11
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ОРГАНИЗАЦИЙ 15
2.1. Типы организаций по взаимодействию с человеком 15
2.1.1 Корпоративная организация 15
2.1.2 Индивидуалистская организация 17
2.2 Новое в типах организации 20
2.2.1 Эдхократическая организация 20
2.2.2 Многомерная организация 22
2.2.3 Партисипативная организация 25
2.2.4 Предпринимательская организация 27
2.2.5 Организация, ориентированная на рынок 30
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Вилена новый вариант курсовая.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ           3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР, КАК ОСНОВНОГО ЭЛЕМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ   6

1.1 Понятие и сущность организационной структуры предприятия, как основного элемента организации         6

1.2 Принципы построения организационных структур предприятия Факторы, влиявшие на их формирование       9

1.3 Соответствие структуры управления  предприятия современным требованиям  эффективного управления        11

2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ОРГАНИЗАЦИЙ           15

2.1. Типы организаций  по взаимодействию с человеком   15

2.1.1 Корпоративная организация       15

2.1.2 Индивидуалистская организация      17

2.2 Новое в типах организации       20

2.2.1 Эдхократическая организация      20

2.2.2 Многомерная организация       22

2.2.3 Партисипативная организация       25

2.2.4 Предпринимательская организация      27

2.2.5 Организация, ориентированная на рынок     30

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ        37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     39

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством. В новых условиях наметились основные тенденции и концепции управления, предъявляющие новые требования к организации управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании системы управления в целом и организационной структуры в частности как одной из важнейших ее составляющих. Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Эффективно выполнявшие ранее свои функции организационные структуры управления с течением времени из-за эволюционных изменений в гибкой и динамичной внешней и внутренней среде начинают тормозить развитие компании. Поэтому изменения организационной структуры управления компанией происходят периодически, поскольку они не обладают должной гибкостью, ориентированы на использование нормативных материалов и типовых управленческих решений.

Каждая организация  представляет собой сложную технико-экономическую  и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать  эту систему возможно, если определить характер взаимодействия на каждом из ее трех уровней: "Организация — внешняя среда", "подразделение — подразделение" , "индивид — организация". Важное место в изучении взаимодействия сторон занимает структура организации, посредством которой это взаимодействие осуществляется.

В теории и на практике, взаимодействие на уровне "организация  — внешняя среда" может осуществляться с помощью механистического или  органического подходов и соответственно организация может получить одну из этих характеристик. Взаимодействие на уровне "подразделение — подразделение" реализуется с помощью комбинаций различных типов департаментизации и выступает в рамках организационных структур — линейно-функциональных, дивизиональной, матричной. На третьем уровне "индивид — организация" взаимодействие в зависимости от того, какая сторона играет лидирующую роль, может придать организации "индивидуалистский" или "корпоративный" характер.

Сложность, многогранность проблем, связанных  с процессом организации предприятия и определяет актуальность исследования.

Актуальность темы исследования определила цель курсовой работы.

Целью курсовой работы является рассмотреть новые типы организаций  и типы организаций по взаимодействию с человеком.

Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:

  •  рассмотреть теоретические основы структуры, как основного элемента организации;
  • изучить классификацию и общую характеристику основных типов организаций.

При написании курсовой работы был использован широкий круг учебной литературы по таким дисциплинам, как финансовый менеджмент, управление организацией, стратегический менеджмент, следующих авторов: Дорофеев В.Д., Коротков Э.М., Поршнев А.Г., Тебекин А.В. и др. Данные источники содержат множество аналитических исследований, в данном случае вполне целесообразно их применение.

Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами курсовой работы. Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, выводы и предложения, список использованных источников и приложение.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы источники информации.

Глава первая раскрывает понятие и сущность организационной структуры предприятия, принципы построения организационных структур. Факторы, влиявшие на их формирование.

Во второй главе дается общая характеристика основных типов организаций.

В заключении работы сделаны  выводы и предложения по результатам  исследования.

Список использованных источников, включает в себя перечень литературы и других источников, использованных при подготовке курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР, КАК ОСНОВНОГО ЭЛЕМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие и сущность организационной структуры предприятия, как основного элемента организации

 

Категория "структура" относительно социально-экономических  систем отражает состав, строение экономического объекта, внутреннюю форму системы. Наличие структуры представляет неотъемлемый атрибут всех реально существующих социально-экономических систем, потому что структура придает им целостность.

Организационная структура  – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы  работающие в ее рамках  люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели (3, с.69). 

Организационная структура  – это способ группировки работ  и проведения линии подчинения, объединяющий работы (4, с. 331).

Структура управления рассматривается  как необходимая форма  реализации функций управления.

Функции и структура  управления представляют две неразрывно взаимосвязанные и взаимообусловленные  стороны единого целого – организации  системы управления и выступают  соответственно как содержание  и форма процесса управления. Взаимообусловленность функций и структуры управления предполагает первичность функций и вторичность  структуры управления. Однако первичность и вторичность  функций  и структуры относительны, а не абсолютны.

Организационная структура  управления с заданными функциями  есть ее устройство (строение), соответствующее по  составу своих элементов назначению системы.

Структура не есть нечто  раз и навсегда данное. Она постоянно  развивается. Когда речь идет об организационных  структурах, имеются в виду  распределение и координация процессов труда. Структура организации – это совокупность методов разделения процесса труда на конкретные рабочие задания и координации их выполнения (5, с.526).

Понятие организационной  структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами организации. Многие традиционно выполнявшиеся  самой  организацией виды работ в настоящее время передаются специализированным фирмам, что предполагает тесное взаимодействие независимых компаний и трансформацию традиционных границ между организациями.

После выбора стратегии  и разработки последующего плана  руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы  выяснить, способствует ли она достижению общефирменных целей. Стратегия  определяет структуру. При реализации или изменении стратегии руководство всегда должно учитывать  ее взаимосвязь со структурой и объединить формирование структуры организации и планирование. Структура основывается на стратегии и должна обеспечивать ее эффективность настолько, насколько это возможно с точки зрения общей ситуации.

Считается, что организация  существует во внешней среде, которая  формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности.

Объективные факторы  и условия определения разнообразия организационных структур:

- размер деятельности  предприятия (малое, среднее, крупное);

- специализация на  выпуске одного вида продукции  или широкой номенклатуры изделий  различных отраслей;

- характер выпускаемой  продукции (тип производства);

- сфера деятельности  предприятия (организация на местный,  национальный или внешний рынок);

- масштабы заграничной деятельности и формы ее осуществления;

вид монополистического объединения (концерн, финансовая группа, холдинг).

Организационная структура  в значительной мере зависит от того, как к ее выбору относятся менеджеры, какой тип структуры они предпочитают и насколько они готовы идти на введение нетрадиционных форм построения организаций.

Признаки оптимальной  структуры:

- небольшое число уровней  руководства;

- небольшие подразделения  или автономные  группы с высококвалифицированным персоналом;

- целенаправленная работа на потребителей;

- предусмотрение изменений  или быстрая реакция на них;

- высокая производительность  и низкие затраты – высокая  эффективность.

Разработка организационной  структуры управления предприятием включает:

- определение состава органов управления и их количество;

- установление уровня  компетенции, прав, обязательств  и ответственности каждого звена;

- установление количественного  состава работников;

- формирование применяемых  методов руководства;

- определение состава  информации и техники ее обработки и использования.

Основные элементы организационной  структуры управления предприятием:

- состав и структура  функций управления или процессов  по обеспечению  потребностей  и запросов потребителей;

- численность работников  управления по функциям  или процессам и их профессионально-квалификационный состав;

- состав самостоятельных  структурных подразделений;

- количество уровней  управления или автономных групп  (бизнес-групп) и распределение  работников между ними;

- централизация или  децентрализация управления;

- информационные взаимосвязи.

Существуют три главных  этапа в проектировании любой  организационной структуры управления:

1) определение характера  выполняемой работы;

2) распределение работы  между отдельными позициями менеджмента;

3) классификация элементов менеджмента, разработка на этой основе логических групп управления.

Таким образом, организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках  люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.

 

1.2 Принципы построения организационных структур. Факторы, влиявшие на их формирование

 

Структура управления оказывает огромное влияние на все стороны управления, так как связана с ключевыми  понятиями менеджмента - целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, полномочиями людей. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинаций типов структур, изучению тенденций их построения, оценке их соответствия решаемым целям и задачам.

Элементами структуры управления являются: работник управления - человек, выполняющий определенную функцию  управления; орган управления - группа работников, связанных определёнными  отношениями, состоящая из первичных групп; первичная группа - коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных.

Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы, быть подчиненной  производству и меняться вместе с  ним. Она должна отражать функциональное разделение и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Полномочия руководителей ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями, принятыми традициями и нормами. Структура управления должна удовлетворять множеству требований, которые отражают её значение для менеджмента.

Информация о работе Классификация и общая характеристика типов организаций