Эволюция планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 07:18, курсовая работа

Описание работы

Практика развитых индустриальных стран свидетельствует, что далеко не все функции, необходимые для нормального протекания воспроизводственного процесса и обеспечения полноценной жизни общества, реализуются посредством рыночных отношений.
Целью работы является охарактеризовать эволюцию функции планирования.
Задачи работы: определить сущность планирования, выделить виды планирования, проследить эволюцию функции планирования. Объект работы – функции управления. Предметом данной работы является планирование как функция управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1Сущность планирования………………….……………………5
Глава 2 Виды планирования………………………………..................11
Глава 3 Эволюция функции планирования…………….…………….19
Список литературы…………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_ПО_ТЕОРИИ_УПРАВЛЕНИЯ.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

Планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

Определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

Проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

Приведенный порядок  планирования широко распространен  на американских фирмах. На отечественных  предприятиях также применяется подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:

1) оставление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;

2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;

3) контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.

Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок [2, С.71].

В основе эффективного планирования на предприятии лежит системный  подход, основанный на всестороннем и  последовательном изучении состояния предприятия, его внутренней и внешней среды. Системный анализ призван найти ответы на следующие вопросы о работе предприятия:

1)Как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать?

2)В какой сфере и в каких условиях действует предприятие?

3)Как организовано предприятие и как оно функционирует в действительности?

4)Какая политика и практика предприятия действуют в настоящий период?

5)Каковы главные приоритеты руководства предприятия?

6)Как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас?

7)Какова структура акционерного капитала?

8)Что представляют собой конкуренты предприятия, какова их доля на рынке и как она изменяется?

9)Какие законы и правительственные постановления влияют на работу предприятия, и каким образом?

Полученные в ходе системного анализа ответы на подобные вопросы позволяют выявить все основные факторы, ограничивающие рост предприятия и мешающие его плановому развитию.

Планирование и управление экономической деятельностью тесно  связаны между собой такими функциями производственного менеджмента, как выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала - руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д.

Руководство планово-экономических  служб предприятий осуществляют общие, научные, методологические и  другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.

В планировании своей  деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах  и отделах организуются планово-экономические  бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятия зависит прежде всего от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов[5, С.43].

В условиях рыночной экономики  существует множество типов организационных  структур, в которые органично  должны вливаться плановые службы. Это дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная и т.д., выбор которых определяется стратегическими задачами предприятия.

На крупнейших американских предприятиях все работы по планированию делятся между многими исполнителями  на определенные функции, этапы и  сроки.

  1. Центральный плановый отдел формирует цели. Высшее руководство

     рассматривает вопросы прибыли, капиталовложений и расширения

     сбыта.

  1. Центральный плановый отдел рассылает для ориентации производственных подразделений записки, содержащие предполагаемые финансовые показатели, объемы сбыта, размеры прибыли и затрат на предстоящие пять лет.
  2. Производственные подразделения выдвигают свои показатели. Каждое подразделение представляет финансовый план на ближайшие годы и отчет о результатах работы по прогнозированию спроса, действий конкурентов, техническим новшествам. Представители высшего руководства за это время посещают каждое подразделение и знакомятся с ходом работ.
  3. Центральный плановый отдел утверждает цели и основные финансовые показатели. К этому времени отдел определяет соответствие реальных возможностей достижения подразделениями предложенных высшим руководством плановых показателей. Производственные подразделения пересматривают план на второе полугодие и при необходимости изменяют финансовый бюджет на этот период.
  4. Центральный отдел планирования утверждает пересмотренный план на второе полугодие. Этот план включает уточненные показатели на оставшийся период года.
  5. Производственные отделы составляют планы на два года. Эта работа является продолжением четвертого этапа. Двухлетний план составляется с учетом изменения технологии, условий рынка и т.д. Подразделения составляют баланс на каждый месяц первого года и каждый квартал второго, планируют поступление наличных средств и их использование.
  6. Производственные подразделения представляют заявки на требующиеся им денежные средства. Эти средства распределяются только на те проекты, которые должны осуществляться в течение двух лет.
  7. Производственные отделы составляют прогноз на 5 лет по сбыту всех видов выпускаемой продукции по годам. Наряду с прогнозами сбыта намечается примерная сумма затрат и ожидаемая прибыль.
  8. Производственные подразделения представляют сводку принятых подразделениями показателей, сведения о возможном поступлении денежных средств, заявку на требуемые инвестиции, прогноз сбыта продукции на пять лет.
  9. Высшее руководство принимает решение о распределении финансовых средств на проекты подразделений и общепроизводственные расходы.
  10. Все службы составляют свои планы и бюджеты , которые включаются в общий план и получают необходимые финансовые средства.
  11. Высшее руководство утверждает все планы и бюджеты [9, С.84].

 

Основой для выбора организационных  структур на предприятии служат обычно перспективные планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности и соотношений различных категорий персонала и многие другие факторы. Примером линейного подчинения экономических служб на крупных предприятиях могут быть названы последовательные структурные звенья: генеральный директор > главный экономист > планово-экономическое управление > планово-финансовый отдел > планово-расчетное бюро. При функциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет.

При линейно-функциональной структуре управления по каждому  уровню формируется состав служб, пронизывающий  все предприятие "сверху донизу" (рис.1).

Рисунок 1- Линейно-функциональная структура управления предприятием


        Таким образом планирование делят  на два вида технико-экономические и оперативно-производственные, второе из которых является следствием первого. Аккоф делит планирование на такие виды как реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное. Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, формулирование планов, обоснование стратегии, планирование средств, определение потребности ресурсов и проектирование внедрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Эволюция функции планирования

 

После победы буржуазного  Севера США благодаря протекционистской  политике стали мировым лидером, а придерживавшаяся фритредерства Великобритания потеряла свой статус лидера мировой экономики. 
В начале XX века Генри Форд показал образец предпринимательства, перейдя от выпуска небольшого количества дорогих автомобилей для очень богатых людей к массовому производству автомобилей по ценам, доступным для широкого круга покупателей. На первый взгляд Форд и ему подобные (которых, впрочем, очень мало) явили пример предпринимателей-новаторов, распространяющих достижения научно-технического прогресса без вмешательства государства. На самом деле, не отрицая заслуг Форда, нельзя недооценивать тот факт, что он смог осуществить свой проект именно в американском государстве, а не в каком-то ином. Протекционистская политика американских правительств обеспечила к началу XX века решение многих проблем, без которых массовый рынок автомобилей нельзя было бы создать. Доллар стал мировой валютой, правительство поддерживало развитие фермерских хозяйств, государство осуществляло меры по промышленной политике, направленной на развитие базовых отраслей и их инфраструктуры, энергетики и т.п. Оно проводило социальную политику по увеличению доходов и платежеспособного спроса населения. В США были созданы институты, обеспечивающие права собственности Форда не путем обнесения его владений заборами, а борьбой с несоблюдением законов. 
Наибольших успехов Форд добился, когда в США еще недостаточно регулировали и планировали экономику. Тем не менее это произошло, так как государство создало условия для развития рынка автомобилей в США. Излишек же либеральных свобод, напротив, привел к кризису 1929 -1933 гг., вызванному биржевыми спекуляциями. Причем корпорация Форда пострадала в ходе этого кризиса наравне с другими.

После мирового кризиса 1929 -1933 гг. в США и других развитых индустриальных странах была произведена революция в управлении. В части планирования она началась еще до кризиса. В 1928 г. в США приняли пятилетний план развития авиации, который был успешно выполнен. После кризиса в США резко усилилось регулирование товарных и фондовых рынков. В частности, товарные и фондовые биржи трансформировались таким образом, чтобы выполнять функции планирования цен на биржевые товары, деньги и ценные бумаги. К слову сказать, в нынешней России так и не создали ни одной товарной биржи западного типа. Если учесть, что независимые товаропроизводители в рыночной экономике внутри своих фирм осуществляют директивное планирование по всем направлениям, включая цены реализации, то не будет преувеличением сказать, что в современной рыночной экономике нет ни одной области, про которую можно сказать: это стихийный «чистый» рынок, свободный от планирования и от государственного регулирования [8, С.113].

В начале XX века Шумпетер разработал концепцию предпринимателей-новаторов, которые играют решающую роль в распространении  кластеров (пучков) нововведений. Не будем описывать историю научно-технической революции, начавшейся в 30-х годах и ускорившейся в послевоенный период. Имеется огромная литература, которая показывает, как США, Япония и другие страны создавали инновационные системы, проводили научно-техническую политику, аккумулировали денежные ресурсы на инвестиции в НИОКР, в венчурный бизнес и инновации. На фоне сотен миллиардов и триллионов долларов, направляемых развитыми странами на обновление технологических структур своих экономик, роль в этом деле отдельных предпринимателей-новаторов трудно признать решающей.

В соответствии со спецификой различных стран сложилось множество  моделей планирования. Среди них  можно выделить советскую, американскую, французскую, японскую и другие.

В составе советского правительства после окончания гражданской войны был создан Государственный плановый комитет (Госплан). Мы не ставим цель дать строгую историю планирования советского периода. Перед нами стоит другая задача: выявить направления эволюции данного экономического института. Советский Госплан вначале разрабатывал долгосрочный план развития экономики страны. Формально он был посвящен электрификации России и назывался Государственная электрификация России (ГОЭЛРО), но по мере его разработки авторы, помимо электрификации, исследовали проблемы долгосрочного развития важнейших отраслей народного хозяйства. План ГОЭЛРО не был директивным. Наряду с ним в 20-е годы выполнялись и другие индикативные плановые разработки. Назовем для примера первый в мире межотраслевой баланс, составленный советскими статистиками с участием молодого В. Леонтьева, а также расчеты конъюнктурного института под руководством Н. Кондратьева [7, С.156].

Информация о работе Эволюция планирования