Эффективность управления издержками предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на основе обобщения отечественных научных наработок и практического опыта определить направления повышения эффективности управления издержками предприятия.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
Определить понятие и виды издержек предприятия;
Рассмотреть методические подходы к управлению издержками производства на предприятии;
Проанализировать динамику и структуру издержек;
Провести факторный и маржинальный анализ издержек;
Определить пути уменьшения постоянных издержек;
Разработать пути уменьшения переменных издержек.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические и методические основы управления издержками производства на предприятии
1.1 Понятие и виды издержек предприятия
1.2 Основные подходы к определению издержек производства на предприятии
1.3 Методические подходы к управлению издержками производства на предприятии
2. Анализ управления издержками производства на предприятии на примере ОАО "Нефтекамскнефтехим"
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ динамики и структуры издержек ОАО "Нефтекамскнефтехим"
2.3 Факторный анализ издержек предприятия
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

в процессе контроля и регулирования показателей  по ходу финансово-хозяйственной деятельности, выявления резервов экономии издержек производства и возможностей по снижению величины и уровня себестоимости  продукции (за счет совершенствования управления и организации производства, устранения имеющихся недостатков в деятельности предприятия и т.д.).

В целях обеспечения  эффективного управления издержками производства и формированием себестоимости  выпускаемой продукции промышленное предприятие должно добиваться осуществления следующих мероприятий (соблюдать следующие правила работы):

  • увеличивать производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, цен;
  • обеспечивать качественной и реальной информацией о себестоимости отдельных видов продукции и учитывать их позиции на рынке по сравнению с продукциями предприятий-конкурентов;
  • использовать возможности гибкого ценообразования;
  • предоставлять объективные данные для составления финансового плана и бюджета предприятия;
  • иметь возможность оценивать деятельность каждого структурного полразделения с финансовой точки зрения;
  • принимать обоснованные и эффективные решения [19. С.177].

Предприятие должно учитывать две составляющих в деле управления издержками - внутреннюю и внешнюю. Первая составляющая в основном влияет на величину производимой себестоимости, а внешняя - на себестоимость реализованной продукции.

Для решения  проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии  должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализации продукции.

Содержание  и сущность комплексной программы  по снижению издержек производства зависят  от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его  развития. Но в общем плане в  ней должны быть отражены следующие моменты:

комплекс мероприятий  по более рациональному использованию  материальных ресурсов (внедрение новой  техники и безотходной технологии, позволяющей более экономно расходовать  сырье, материалы, топливо и энергию: совершенствование нормативной  базы предприятия; внедрение и использование более прогрессивных материалов: комплексное использование сырья и материалов; снижение процента брака и др.);

мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства;

мероприятия, связанные с улучшением использования  основных фондов (освобождение предприятия  от лишних машин и оборудования; сдача имущества предприятия  в аренду; улучшение качества обслуживания и ремонта основных средств: обеспечение большей загрузки машин и оборудования: внедрение более прогрессивных машин и оборудования и др.)

мероприятия, связанные с улучшением использования  рабочей силы (определение и поддержание  оптимальной численности персонала; повышение уровня квалификации; обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда: совершенствование нормативной базы; улучшение условий труда; механизация и автоматизация всех производственных процессов; обеспечение мотивации высокопроизводительного труда и др.);

мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда (углубление концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства; внедрение бригадной формы организации производства и труда; совершенствование организационной структуры управления предприятием и др.) [25. С.186].

Кроме того, комплексная  программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации. Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.

Планирование  снижения себестоимости на промышленных предприятиях осуществляется в соответствии с характером производимой продукции и применяемыми показателями себестоимости.

Для определения  снижения себестоимости все виды сравнимой продукции, запланированные  к выпуску, оцениваются по плановой себестоимости и фактической среднегодовой себестоимости за отчетный год. Если ассортимент продукции слишком широк, то расчет ведется через затраты на рубль товарной продукции, которые рассчитываются как соотношение между объемом товарной продукции по себестоимости и ее объемом в оптовых ценах.

Планирование  снижения себестоимости продукции  по технико-экономическим факторам позволяет увязать план по себестоимости  с планом технического и организационного развития предприятия. Этот метод, в  отличие от других, учитывает количественное влияние технических, экономических и организационных факторов на уровень затрат производства планируемого года. Расчет ведется в следующей последовательности:

определяются  затраты базисного года на рубль  товарной продукции как отношение себестоимости товарной продукции базисного года на объем товарной продукции базисного года

путем умножения  затрат базисного года на объем товарной продукции планируемого года рассчитывается ее себестоимость при сохранении условий производства и реализации продукции в базисном году

определяется  экономия, которая будет получена в планируемом году под влиянием технико-экономических факторов

из себестоимости  товарной продукции планируемого года, вычисленной по уровню затрат базисного  года, вычитается итоговая сумма экономии и определяется себестоимость товарной продукции в ценах и условиях базисного года

из полученной величины вычитается (прибавляется) сумма  предполагаемого изменения оптовых  цен на потребляемые материальные ресурсы (услуги) и определяется себестоимость товарной продукции в ценах и условиях планируемого года; влияние изменение оптовых цен учитывается также и в плановом объеме товарной продукции

рассчитывается  уровень затрат на рубль товарной продукции в планируемом году и снижение этих затрат по сравнению с уровнем базисного года.

Таким образом, совокупность затрат на производство и реализацию продукции включается в бюджет расходов и определяет структуру  себестоимости продукции (работ, услуг). В составе себестоимости различают  группы затрат, которые детализируются по отдельным видам затрат. Структура себестоимости и ее величина оказывают прямое влияние на прибыль, размер и уровень цен, экономическую эффективность отдельных организационно-экономических и технических мероприятий. В условиях кризиса себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Применение этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

Далее рассмотрим методические подходы к управления издержками производства на предприятии.

 

1.3 Методические  подходы к управлению издержками  производства на предприятии

 

В системе  управления издержками большое значение имеет анализ себестоимости продукции, работ и услуг. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного  показателя, выполнение плана по его  уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции [7. С.188].

Информационной  базой для анализа себестоимости  продукции являются данные статистической отчетности "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)", плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.

Г.В. Савицкая предлагает проводить анализ себестоимости проводится по следующим основным направлениям:

  • анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения;
  • анализ себестоимости единицы продукции или себестоимости 1 руб. товарной продукции;
  • анализ структуры затрат, ее динамики;
  • анализ себестоимости продукции по статьям;
  • факторный анализ себестоимости по статьям;
  • выявление резервов снижения себестоимости [35. С.281].

Анализ себестоимости  может проводиться как ретроспективный, так и оперативный, предварительный, прогнозный. Ретроспективный анализ проводится с целью накопления информации о динамике затрат, факторах их изменения. Результаты ретроспективного анализа используются для определения плановой себестоимости продукции, формирования ценовой политики, разработки управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции. Оперативный анализ себестоимости, который проводится ежедневно или по данным учета за 1, 5, 10 дней, направлен на своевременное выявление непроизводительных затрат и потерь. Результаты оперативного анализа используются для гибкого маневрирования ресурсами.

Предварительный анализ себестоимости конкретного  вида изделия проводится на первой стадии жизненного цикла изделия - на этапе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Перспективный (прогнозный) анализ призван оценить возможное увеличение или снижение себестоимости продукции в целом и отдельных изделий в связи с прогнозируемыми изменениями на рынке ресурсов. Для определения изменений в общих затратах на перспективу используется метод анализа соотношения "издержки - объем - прибыль".

Основным, обобщающим показателем, характеризующим себестоимость  и уровень рентабельности продукции, являются затраты на 1 руб. производимой продукции, так как именно этот показатель обеспечивает увязку плана и отчета по себестоимости продукции с прибылью, но самое главное - позволяет устанавливать динамику снижения себестоимости продукции за несколько лет.

Ю.Г. Чернышева, Э.А. Чернышев отмечают, что анализ затрат на 1 руб. выпускаемой продукции имеет целью выявить и оценить резервы снижения производственных затрат и успешное выполнение установленного задания по предельному уровню затрат и лимиту материальных затрат.

Анализ себестоимости  продукции начинается с оценки выполнения плана по затратам на 1 руб. товарной продукции, а затем анализируется себестоимость выпущенной продукции и себестоимость единицы важнейших изделий.

Непосредственное  влияние на изменение уровня затрат на 1 рубль товарной продукции оказывают четыре фактора первого порядка, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: структура выпущенной продукции предприятия; уровень затрат на производство отдельных изделий; цены и тарифы на потребленные материальные ресурсы; цены на продукцию [38. С.147].

Объем выпущенной продукции оказывает влияние  на совокупную себестоимость всей товарной продукции, поэтому при изучении уровня затрат этот показатель не учитывается. Для оценки влияния структурных  сдвигов на себестоимость единицы  продукции проводится перерасчет себестоимости единицы продукции по плану на фактический выпуск по каждому наименованию продукции.

Анализ структуры  затрат проводится по направлениям:

  • анализ состава себестоимости на основе сопоставления суммы и удельных весов каждой статьи и элементов расходов;
  • анализ затрат с группировкой по их функциональной роли в производственном процессе. Затраты группируются по калькуляционным статьям расходов в зависимости от связи с производством, организацией, обслуживанием, управлением и сбытом, т.е. по местам их возникновения;
  • анализ прямых материальных и трудовых затрат;
  • анализ <span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_


Информация о работе Эффективность управления издержками предприятия