Извлечения из трудов М.М.Сперанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:12, реферат

Описание работы

От верховного правления различается собственно так называемое управление(administration). Власть верховная правит (gouverne) установлениями ею учрежденными; а установления управляют (administrent) делами им вверенными по уставам их и учреждениям. Управление прилагает законы к данным случаям; когда же случай не определен в законе: тогда он причисляется к чрезвычайным и порядком, для сего установленным, восходит на разрешение верховной власти.

Файлы: 1 файл

Сперанский М.М. Взгляды на организацию и управление.docx

— 36.22 Кб (Скачать файл)

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Лиц, принимающих решения, необходимо обеспечивать только релевантной  информацией

Министр, действуя в Коллегии как  Главный Директор, не может иначе  управлять ею, как только внешним  образом, т.е. он должен получить от нея мемории о делах текущих, разсматривать ея представления, давать на них предложения, составлять доклады, предписывать по ним исполнение: сколько излишней и ничего в себе существенно не заключающей переписки! Он должен иметь для каждой Коллегии свою Канцелярию и свой Архив, и все сие только для того, чтобы сказать ей свою резолюцию или объявить указ. Сие вводить Министра в безполезныя подробности, развлекает внимание, отвлекает время и средства обозреваемых их в совокупности [6, с.41].

Потребность органов управления во взаимодействии

<...>Как скоро одно министерство  движется по данному направлению,  то вместе с ним должны идти  и другия; иначе они друг друга  затруднять будут, как то опыт  уже и доказал и доказывать  будет [6, с.161-162].

Зависимость эффекта управления от исполнения

Самый лучший образ управления, не имея исполнителей, не только не произведет никакого полезного действия, но по необходимости родит два весьма важные и столь редко законодателями измеряемые неудобства: 1) Недоверчивость и неуважение к правительству. <...>2) Разрушив прежний вещей порядок, хотя несовершенный, но с привычками народными сообразный, естьли порядок  вновь установленный не будет  обеспечен разумом исполнителей, он по необходимости родит во всех классах народа тем важнейшее  неустройство, что все, и самые  обыкновенные, упущения ему приписаны  будут [1, с.112-113].

Общественное согласие повышает действенность управления

<...>Где нет общего мнения  о предметах управления, все суждения  о них разнообразны, уединены, недействительны.  Там добрый и вредный закон  приемлется с равнодушием, исполняется  без усердия, проходит без внимания. Наилучшие намерения правительства  подвергаются неправым толкованиям. <...>Где существует общее мнение  о предметах управления, суждения могут быть в видах своих весьма различны, но все они идут к одной цели, к общему добру. Самые жаркие споры кончаются общим к нему устремлением. Там добрый закон не скользит по поверхности, но укореняется в сердцах, и исполнение его делается общественною потребностью [1, с.82].

Рационализация процесса группового решения (от консенсуса - к большинству)

<...>Для преграждения излишних  докладов и для доставления  Сенату способов решить дела  окончательно, положено переменить  прежнее правило единогласных  решений и ввести новое, на  простом большинстве голосов  основанное [5, с.34].

<...>Естьли по неведомым мне  причинам необходимо большинство  голосов положить должно, по крайней  мере нужно ограничить его  степени двумя третьми, или  другим образом [1, с.72].

Технология коллегиального управления

Председатель никогда не объявляет  своего мнения прежде, нежели на все  вопросы собраны будут мнения всех членов [5, арх., прил., отд.1, с.3].

При равенстве голосов мнение председателя имеет перевес. <...>Как скоро  мнение, большинством голосов принятое, объявлено, все разсуждения пресекаются, и дело считается окончательно решенным. Одно сие мнение составляет существо решения и приводится в исполнение [Цит. по: 8, с.412].

Несогласные с большинством могут  записать голоса свои в протокол. Сим  освобождаются они от взыскания  в случае неправильного решения  в Коллегии [5, с.20].

Коллегиальность не исключает  единоначалия

<...>В толпе людей управляющих,  под каким бы названием ни  была она составлена, на всякую  данную минуту во всяком важном  деле есть и должен быть  один голос, один интерес, один  человек, который всех других  перевешивает. Сей человек, сей  голос есть совершенный деспот  на ту минуту и в том деле [1, с.143].

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Методы управления как  меры воздействия

К действию законов необходимы способы  исполнения. Сии способы содержатся в Уставах и Учреждениях (т.е. речь идет о собственно организационных  и распорядительных методах - Я.Р.). В Уставах постановляются правила, как должно приводить закон в исполнение, меры к предупреждению нарушений и взыскания за пренебрежения сих мер. В Учреждениях устанавливаются власти, охраняющие исполнение закона по правилам, в Уставах положенным [6, с.92].

Связь между правовыми, организационными и распорядительными методами

Повеление указует, как поступить в известном и определенном деле; а закон есть правило, как поступать всегда в делах сего рода [2, с.84].

Отсюда необходимая связь между  Законом, Уставом и Учреждением. Закон без Уставов и Учреждений недействителен. Уставы без Учреждений ничтожны, наилучшия Учреждения без  добрых Уставов всегда будут бесполезны [4, с.92].

Действенность экономических  методов

<...>Личный интерес более подействует<...>нежели  внушение правительства [1, с.139].

Избирательность в применение административных мер

<...>Необходимость различать  в сих мерах то, что есть  для всех частей общее, и  что для некоторых из них  есть особенное [6, с.93].

Методы регламентирования (формальной организации)

Два рода постановлений необходимо нужны к устройству всякой исполнительной части: 1) устав и 2) учреждение. Устав должен определить с точностью главные правила, на коих министр должен управлять вверенною ему частью. Учреждение должно установить предметы его, пределы его власти, образ его действия и постепенность исполнения [1, с.212].

<...>Прежде, нежели уставы будут  составлены, каждое министерство  должно иметь свое внутренне  учреждение, или распорядок разных  его частей и постепенность  их управления [1, с.213].

ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ  ДЕФЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ

Типичные недостатки в  организации государственного управления

Как царство сие (Александра I - Я.Р.) застало также частные управления без правил и уставов, то и в нем все подвергается частным разрешениям - отсюда многоделие. Недостаток плана есть второе неудобство. Недостаток доброй организации есть третье неудобство. Наконец, смешение начал законодательных с упражнениями исполнительными, необходимость, в которую поставлены все департаменты - составлять и уставы и наблюдать за их исполнением - есть четвертое неудобство и также важная причина многоделия [1, с.142].

Дублирование в процессе управления

<...>Различия существенного<...>между  собою они (т.е. разные органы  государственного управления - Я.Р.) не имеют, ибо различие сие может быть только двояко: 1) в предметах и 2) в правиле действия. Но предметы во всех сих местах одинаковы. Сенат занимается теми же ветвями<...> какие вносятся в Совет и к министрам. Правило действия в них также одинаково: все они или соображают дело с законом, или, когда закона нет или по обстоятельствам кажется он неудобен, представляют мнение свое о новом установлении. Все различие состоит только в разности канцелярского обряда (т.е. - в формальных процедурах работы - Я.Р.), но нет нужды доказывать сколь различие сие маловажно [1, с.117].

Причина неверного распределения  компетенции

В системе разделения дел на министерства, без сомнения, более был уважен порядок предшествовавший, нежели естественная их связь и отношение. Казалось несходственным - и заключение сие было правильно - пуститься с первого шага в большие уновления и, строя новое здание, разрушить все прежнее до основания. Отсюда, вероятно, произошел недостаток истинной соразмерности в разделении дел [1, с.204]

Недостатки организации  аппарата управления министерств

1) Медленность, в делах управления  нетерпимая, составляет так сказать  существо коллежского обряда. <...>2) недостаток разделения работы  и постепенного ея усовершенствования. <...>3) множество форм, совершенно  излишних, и образ письмоводства  весьма затруднительный. <...>4) недостаток  ответственности [5, с.55-56].

<...>Дела, не быв разделены  на свои степени, все по-прежнему  стекаются в одни руки и  естественно производят пустое  многоделие и беспорядок. Время  главного начальника непрестанно  пожирается тем, что должен  был делать один из низших  его подчиненных [1, с.207].

Влияние недостатка властных полномочий на качество управления

От стеснения в самых мелочах  рождаются непрестанные вопросы, тысячи сомнений, огромная переписка с высшим начальством, медленность в решениях, упущение времени, предлог к новым  жалобам или злоупотреблениям [6, с.97].

Влияние субъективизма  на качество управления

Все будет двигаться на самовластии  и произволе, и одна личная честность  будет порукою закону в его  исполнении. Самая быстрота, с коею дела в сем образе управления пойдут, породит стремительность, важные ошибки и неисправимые заблуждения - и  при самых лучших намерениях одно ложное правило может завлечь столь далеко, что после и возвратиться к истине будет невозможно [1, с.68].

Сопротивление переменам

Не зная плана правительства, судили намерения его по отрывкам, порицали то, чего еще не знали, и, не видя точной цели и конца перемен устрашились  вредных уновлений [Цит. по: 10, с.180].

<...>Каждый министр, считая  вверенное ему министерство за  пожалованную деревню, старался  наполнить ее людьми и деньгами. Тот, кто прикасался к сей  собственности, был явный иллюминат  и предатель государства - и это был я. Мне одному против осьми сильных надлежало вести сию тяжбу. <...>В самих правилах наказа надлежало сделать важныя перемены, отсечь притязания власти, привести ее в пределы, преградить насильныя завладения одной части над другою, и словом все сии наказы во все переделать. Можно ли было сего достигнуть, на прослыв рушителем всякого добра, человеком опасным и злонамеренным? Другие, может быть, меня счастливее, совершат сию работу; но совершить ее необходимо [6, с.161].

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

Преимущества эволюционного  пути совершенствования

<...>Чтобы меры<...>были действительны,  они должны быть постепенны [1, с.180].

Полезность критики  и вред самоуспокоенности

Жалобы<...>всегда суть добрый знак. Они означают общий порыв к  совершенству; народ пробуждается. Государство, которое находит все  свое совершенным, спит в покойном невежестве или умерщвлено рабством [1, с.75].

Улучшения нельзя навязывать

Усовершенствования принужденные не прочны, они насилуют природу [1, с.75].

Совершенствовать то, что  поддается улучшению

Правительство должно обратить внимание на те части управления, которые<...>могут  воспринять усовершенствование [1, с.125].

Нововведения должны быть своевременны и обоснованны

Можно видеть<...>сколь усилия сии (по изменению государственного управления - Я.Р.) были преждевременны и сколь тщетно предварять обыкновенный ток вещей [1, с.157].

Вообще приметить должно, что  всякая перемена без нужды и без  видимой пользы есть вредна, так  как все почти легкие средства в делах государственных по большей  части суть средства ненадежные [1, с.138].

Правила реорганизации

Существенные правила сего порядка  состоять могут в следующем: 1) не терять времени, но избегать всякой торопливости; 2) каждое установление открывать не прежде, как все образование его  будет изготовлено; 3) переход от настоящих установлений (не изменит  в нем ничего, не разрушит ничего прежнего, доколь новое не придет в  совершенную силу) к новым так  учредить, чтоб он казался самым  простым и естественным, чтоб новые  установления казались возникающими из прежних, чтоб ничего не отваживать и  иметь всегда способы остановиться и удержать прежний порядок во всей силе, естьли бы, паче чаяния, встретились  к новому какие-либо необоримые препятствия [1, с.233].

Постепенность организационных  нововведений

<...>Учреждение министерства  есть, конечно, важный шаг к  лучшему устройству управления, но он есть первый шаг, а  чтоб достигнуть к совершенству, надобно сделать первый, и второй, и третий, и так далее, ибо  совершенство никогда не достигается  одним приемом. Надобно только  идти всегда по одной линии  [1, с.119].

<...>Вводить новый порядок  постепенно и по мере местных  способов, не разрушая старого.  Все они представляют более  план к постепенному образованию  сибирского управления, нежели внезапную  перемену [Цит. по: 9, с.264].

 

Список литературы

1.Сперанский М.М. Проекты и  записки. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1961.

2. Сперанский М.М. Руководство  к познанию законов. - Спб., 1845.

3. Сперанский М.М. Обозрение исторических  сведений о своде законов (с  1700 по 1826 год). - Спб., 1833.

4. Архив исторических и практических  сведений, относящихся до России, издаваемый Калачевым: Кн.1. - Спб., 1858.

5. Архив...: Кн.3. - Спб., 1858

6. Архив...: Кн.4. - Спб., 1859.

7. Архив...: Кн.6. - Спб., 1859.

Информация о работе Извлечения из трудов М.М.Сперанского