Информационная культура организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Появляются новые критерии оценки уровня развития общества - количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества. Возник целый спектр отношений по поводу создания, обслуживания и использования ИТ: финансовые, правовые, а на их стыке - социально-трудовые отношения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
Понятие информации……………………………………………….….…..5
Информация и общество…………………………………………….…….6
Информационные технологии……………………………………….……8
Информационная культура организации……………………………….10
Уровни информационной культуры………………………….11
Виды информационной культуры……………………………12
Формирование информационной культуры…………………15
Проектирование организационной культуры управления…………………...18
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Mitina.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

 

Электростальский политехнический  институт (филиал)

Федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Национальный исследовательский  технологический университет «МИСиС»

 

Кафедра “Менеджмент”

 

 

 

 

 

Курсовой проект

 

по дисциплине “Теория  организации”

на тему:

“ Информационная культура организации”

 

Вариант №

 

 

 

 

 

выполнил: студентка

группы ДМГ-08-3

Митина Ирина

Проверил: доцент  

кафедры “Менеджмент”

Соболь Т. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электросталь 2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..…….3

  1. Понятие информации……………………………………………….….…..5
  2. Информация и общество…………………………………………….…….6
  3. Информационные технологии……………………………………….……8
  4. Информационная культура организации……………………………….10
      1. Уровни информационной культуры………………………….11
      1. Виды информационной культуры……………………………12
      2. Формирование информационной культуры…………………15

Проектирование организационной  культуры управления…………………...18

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время  практически нет сферы человеческой деятельности,

которая бы не испытывала зависимость от рынка информации и не нуждалась в использовании новейших информационных технологий (ИТ).

Информационные технологии - это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой огромного потока информации с применением вычислительной техники.

Информационный рынок  - совокупность средств массовой информации, предлагающих разнообразный информационный продукт для населения с учетом интересов и информационных потребностей [4].

Информатизация общества обусловлена резким возрастанием роли              и значения информации. В современном  обществе активно развивается информационная среда, а деятельность человека включает создание, переработку, хранение, передачу и накопление информации. Общество приступило к созданию единого мирового информационного пространства, заполненного информационными ресурсами. Так что же такое информационная культура?

Информационная культура - способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и ИТ [7].

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой [1]. 

Информационные технологии становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор - уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии. Информация становится предметом массового потребления. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества - количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества. Возник целый спектр отношений по поводу создания, обслуживания и использования ИТ: финансовые, правовые, а на их стыке - социально-трудовые отношения.

ИТ вносят существенные изменения  в характер и содержание труда:

  • все виды труда имеют тенденцию становиться компьютеризированными: все больше рабочих мест оснащаются компьютерами;
  • постоянно меняются средства труда (появляется новое программное обеспечение , новые устройства, новые телекоммуникационные возможности); меняется характер труда: сократился удельный вес рутинного исполнительского труда, повысилась доля административного и творческого труда;
  • в структуре занятости снижается доля рабочих и растет доля служащих;
  • преобразуется предмет труда служащих: появилась возможность полного или частичного перехода на электронный документооборот;
  • происходит перманентный клиринг рынка труда - высвобождаются контингента работников, у которых не получилось адаптироваться к изменениям в содержании труда;
  • активно используются гибкие формы занятости, прежде всего занятость с удаленным доступом;
  • появилась новая социально-профессиональная группа - специалисты по ИТ.

Теперь рассмотрим информационную культуру, а в частности информационную культуру организации подробнее.

 

  1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

Информация окружает нас со всех сторон, она содержится в человеческой речи, книгах и журналах, сообщениях радио и телевидения, показаниях аппаратов и приборов. Воспринимается информация человеком с помощью органов чувств, хранится и перерабатывается с помощью мозга и центральной нервной системы. Передается информация обычно с помощью предметов или  живых  существ  и  связана  с  событиями,  происходящими  в  окружающем мире.

Термин информация происходит от латинского слова «informatio», что означает разъяснение, изложение. С философской точки зрения информация – это отражение реального мира с помощью сведений или сообщений, а само сообщение – это форма представления информации в виде текста, изображения, цифр, графиков, таблиц. В широком смысле слова  информация – это ключевое понятие современной науки, которое стоит в одном ряду с такими основополагающими категориями, как материя, энергия, время, пространство, и включает в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Существует три основных подхода к понятию «информация»:

  • Научный подход. Информация  – исходная общенаучная категория,  отражающая структуру материи и способы ее познания.
  • Абстрактный подход. Информация  – последовательность символов, которые несут смысловую нагрузку для исполнителя.
  • Конкретный подход. Рассматриваются конкретные исполнители с учетом специфики систем команд.  Например, для персонального компьютера информация – это нули и единицы; для человека – звуки, образы и символы.

Заслуживают внимания несколько  концепций информации. Одна из них  принадлежит Клоду Шеннону, одному из основоположников современной теории информации, который определяет информацию как меру неопределенности события. Вторая концепция, сформированная в недрах кибернетики, рассматривает информацию как свойство всей материи. Третья точка зрения ориентируется на понятие информации как части человеческого знания.

В настоящее время  понятие информации имеет глубокий и многогранный смысл:

  • в житейском плане – это сведения об окружающем мире, воспринимаемые человеком или специальными устройствами;
  • в технике  – это сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;
  • в теории информации  – это сведения, которые полностью снимают или уменьшают существующую неопределенность;
  • в кибернетике  – это та часть знаний, которая используется для активного действия, управления;
  • в семантической теории – это сведения, обладающие новизной.

Информация распространяется не только в пространстве, но и во времени. Древние рукописи, книги, наскальные рисунки, археологические        находки – это источники информации из глубины времен. Геологические отложения – свидетели исторических процессов развития земли. Генетическая информация, хранящаяся в закодированном виде в молекуле ДНК, рассматривается как непрерываемая смена поколений живых существ.

Обработка информации – процесс получения новой информации из уже имеющегося массива информации. Преобразование информации может быть связано с изменением ее содержания или формы представления. Редактирование текста, математические вычисления, логические умозаключения – примеры получения новой информации.

 

  1. ИНФОРМАЦИЯ И ОБЩЕСТВО

Информация  – это форма существования знания, отчужденного от         автора и ставшего общественным достоянием.

Развитие вычислительной техники и информационных технологий            послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного.

Информация становится жизненно важным атрибутом развития информационного общества.

Деятельность людей, групп, организаций все больше начинает зависеть от информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эти новые знания в полном объеме. Выходом из информационного кризиса можно считать эволюционный процесс или информатизацию общества, где основное внимание уделяется усвоению достоверного,  исчерпывающего и своевременного знания. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса, где основное внимание уделяется усвоению достоверного, исчерпывающего и своевременного знания. Информатизация общества направлена на овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. На первый план выходит не компьютерная техника и информационные технологии, а информационный сектор общественного производства. Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а интеллектом и знаниями.

Отличительными чертами  информационного общества являются:

• увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

• возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и ус-

луг в валовом внутреннем продукте;

• создание глобального информационного пространства, обеспечивающего информационное взаимодействие людей; их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах.

Формирование информационного общества рассматривается как социотехническая проблема, а развитие информационного общества понимается как социальное следствие научно-технического прогресса и оценивается как ступень в развитии современной цивилизации.

Информация и коммуникации становятся важной вехой технологического, социального и культурного развития современного информационного общества. Информация и знания становятся главными факторами развития жизнедеятельности человека.

Применение информационных технологий оказывает огромное влияние на деятельность человека: происходит переход от массового производства к мелкосерийному. Одновременно меняется и характер труда: труд становится творческим, возрастают масштабы применения научных знаний в процессе производства. Новые технологии требуют не роботов и стандартных исполнителей, а индивидуальных творческих личностей.

Повышается производительность труда во всех отраслях производства, эффективнее используются человеческие и материальные ресурсы. Высокий уровень развития информационных технологий становится важнейшим    фактором качественного улучшения системы образования, повышения обороноспособности страны, обеспечения безопасности на самом современном уровне.

 

  1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Компьютеризированный  труд является особым видом труда, объект и предмет которого - информация. Соответственно, требуются специфические  социальные методы воздействия на него. Оценку уровня трудового потенциала организации целесообразно реализовывать через социологическую оценку информационной культуры персонала.

Реализация идеи информационного  общества неизбежно влечет за собой  не только новый виток общественного  разделения труда, появление новых информационных профессий, приток трудовых ресурсов и инвестиций. Внедрение компьютеров на рабочих местах связано с существенными изменениями в рабочем процессе, социальных отношениях, стиле руководства, содержании и условиях выполнения трудовых задач. Бухгалтеры, врачи, менеджеры, экономисты, операторы, дизайнеры, архитекторы, конструкторы и программисты, администраторы баз данных и представители многих других специальностей решают самые разные профессиональные задачи посредством информационных технологий.

Содержание компьютеризированного  труда включает шесть основных элементов:

• ввод - сбор необработанных данных;

• коммуникации - перемещение  информации от одного источника другому;

Информация о работе Информационная культура организации