Групповая динамика в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 05:09, реферат

Описание работы

В настоящее время для эффективной деятельности организации необходимо выявить механизмы, влияющие на работу людей, их взаимоотношения друг с другом и руководством. Своевременные и правильные действия помогут избежать отрицательные воздействия подчиненных и их руководителей. Поэтому изучение мотивов подчинения и групповой динамики в организации, является очень актуальной темой.

Содержание работы

Введение
Групповая динамика в организации ……………………………………..
1.1 Понятие, типы групп и их структура…………………………………..
1.2. Общие характеристики и факторы, влияющие на создание
групп ………………………………………………………………….…….
1.3. Групповая динамика в организации ………………..........................
Влияние и подчинение в группе ……. …………………………………...
Эффекты сотрудничества и конкуренции в организации ……………....
Заключение …………………………………………………………………........
Перечень использованных источников ………………………

Файлы: 1 файл

организационное поведение прав.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

     Связь между людьми. Эффективная связь означает понимание между вовлеченными в работу людьми и их доступность друг  для друга. Но понимание и доступность сами по себе не гарантируют возникновения ни конкуренции, ни сотрудничества.4 Например, понимание того, что некоторые люди злы и враждебны по отношению к окружающим, может привести как к конкуренции с ними, так и к сотрудничеству с теми, кто их окружает, но может остаться просто информацией, которая не имеет никаких последствий.

     Понимание и доступность  являются необходимой, но недостаточной предпосылкой для сотрудничества. Хорошая связь не гарантирует сотрудничества, но плохая связь, скорее всего, будет препятствовать ему.

     Характеристики заданий. При выполнении сложных заданий людям необходимо давать и получать больше информации. Все это увеличивает необходимость взаимодействия, в то время как работники более независимы при выполнении простой задачи. Сравним машбюро с маркетинговым отделом. Машинистки могут работать по отдельности, и взаимосвязь между ними необязательна. Перед маркетинговым отделом стоит более сложная задача. Маркетинговые и технологические проблемы тесно переплетены, и все работники отдела взаимосвязаны на всех стадиях выполнения задания. Каждый член группы знает о работе других столько, сколько необходимо для того, чтобы предотвратить дублирование и не тратить лишних усилий. Когда условия изменяются, сотрудники должны держать друг друга в курсе дела.

     Итак сотрудничество  является эффективной формой  взаимодействия в следующих условиях: сложная задача; взаимодействие необходимо; высокая взаимосвязь членов группы.

     Конкуренция тем не  менее может быть эффективнее  сотрудничества в следующих условиях: Задача не является сложно; взаимодействие  не нужно; задачи, решаемые членами  группы, не связаны между собой.

     Сотрудничество и  конкуренция имеют разные последствия. Рассмотрим, как взаимодействие  и отношение между членами  группы влияют на эффективность  и чувство удовлетворения результатом  своего труда.

     Модели взаимодействия  и восприятия. Изучение соревнующихся и сотрудничающих групп показало, что наиболее положительные моменты отмечены в сотрудничающих группах. Члены этих групп стараются больше помочь друг другу в выполнении задания, у них чувство взаимопомощи больше развито, чем в соревнующихся группах. Они более согласованно ведут себя, более внимательны по отношению друг к другу. Для этих групп также характерны коллективные обсуждения, развитие различных видов сотрудничества, отношения в них доброжелательнее, а подчинение строже, чем в соревнующихся группах.

    Члены сотрудничающих  групп более благоприятно оценивают  достижения своих коллег и  их вклад в выполнение задания. В одном из исследований был  проведен анализ поведения двух  членов разных групп при удачном  и неудачном выполнении задания. Когда поставленная цель была достигнута, члены обоих типов групп приписывали успех себе. При неудачи наблюдалась другая картина. В сотрудничающих группах неудача приписывается коллегам. Если цель не достигнута, в соревнующихся группах это объясняется ситуацией и сложившимися условиями. Отнесение неудачи на счет коллег, а не ситуации может зависеть от характера соревнования внутри группы. Если человек работает независимо или конкурирует со своими коллегами, он склонен объяснять неудачу ситуацией. Если же он сотрудничает или взаимодействует внутри группы, он скорее обвинит своих коллег.

     Эффективность. Сотрудничество  приводит к лучшему исполнению  заданий, которые требуют взаимодействия. Например, взаимодействие и связь  необходимы для группы, занимающейся  разработкой нового товара, поскольку члены группы должны обмениваться информацией, координировать свои планы и действия, помогать друг другу. В случае с продажей товара ситуация иная, так как продажа будет более эффективной при умеренной конкуренции. Действия продавца эффективны при малом взаимодействии их друг с другом. Однако необходимо быть осторожным, чтобы отсутствие сотрудничества не ухудшило результаты работы в целом. Конкуренция может привести к сокрытию информации, необходимой для успеха продаж.

     В сотрудничающих группах на работников оказывается большее давление для достижения цели. Сотрудничающие группы показали себя более эффективными, чем соревнующиеся группы, так как выполняемые ими задания требовали взаимодействия. Результат ухудшается, если стороны слишком остро конкурируют, подозрение и враждебность являются нежелательными побочными эффектами такой конкуренции.

     Удовлетворенность результатом. Не всегда верно, что члены  сотрудничающей группы чувствуют  больше удовлетворение от результата  своего труда, чем члены соревнующейся группы. Большое число исследований указывает на то, что чувство удовлетворенности основывается на ожиданиях работников и вознаграждении, которое они получают. Именно вознаграждение вызывает чувство удовлетворения, а оно различно в обоих групп. В сотрудничающих группах работник вознаграждается хорошим к нему отношением, похвалой, взаимной поддержкой и, возможно, премией или подарками. Работники соревнующихся групп могут быть вознаграждены самим фактом победы, повышением своей квалификации или признанием своих заслуг другими. Часть людей предпочитает конкуренцию и ее выгоды, другие находят более выгодным сотрудничество.

 

Заключение.

 

     В заключении  подведем  итог по всему вышеизложенному. Организация – это социальная  категория и одновременно - - средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому  в каждой организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства.

     Таким образом,  группа – это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретных целей.

     Наиболее часто люди  объединяются в группы, чтобы  удовлетворить всои потребности  в усилении власти, обеспечении  безопасности, самоуважении, общении, получение определенного статуса.

     Каждая группа формируется  и развивается по своему. Вместе  с тем в развитии различных  групп могут быть выявлены  некоторые общие закономерности.

     Группы играют очень  важную роль в жизни каждого  члена организации. В любой организации человек является членом формальных и неформальных групп. Это оказывает не него огромное влияние, либо помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желание работать с полной отдачей.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень использованных источников

 

  1. Амелин В.Я. и др. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Курс лекций. – Ч.1 –М.: МПИ ФСБ РФ, 2003.
  2. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя – практика / Пер. с англ. М.,1991.
  3. Глухов В,В. Основы менеджмента. М.: Лотос, 1995.
  4. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М.:, 1990.
  5. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 рос. компаний): Практическое пособие. М.: ИНФРАМ, 1997.
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Дело, 1997.
  7. Санталайнен Т. И др. Управление по результатам. М., 1993.

 

 

 

 

1 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф./Основы менеджмента. Пер. с английского. – М.:Дело. 1997 стр 56.

2 Амелин В.Я. и др. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Курс лекций. – Ч.1.-М.:МПИ ФСБ РФ, 2003, стр. 109.

3 Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М., 1990, стр. 69.

4 Кричевский Р.Л. Дубовская Е.М. Социальная психология, М., 2001


Информация о работе Групповая динамика в организации