Государственное регулирование финансовой деятельности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы государственного регулирования финансовой деятельностью организаций объясняется тем, что в условиях мирового финансового кризиса, особенно в стране с переходной моделью экономических отношений, воздействие государства на экономические объекты, процессы и участвующих в них лиц с целью придания экономическим процессам организованный характер, упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, государственных и общественных интересов, становится первоочередной проблемой для выживания России, как целостного государства.

Содержание работы

Введение 4
1Теоретические основы государственного регулирования финансовой деятельности организаций………………………………………………………..7
1.1Объективная необходимость и теоретические основы государственного регулирования финансовой деятельности организаций 7
1.2 Основные направления в области государственного регулирования финансовой деятельности организаций 8
1.3 Проблемы государственного регулирования предпринимательства в истории экономической науки………………………………………...15
2Анализ государственного регулирования финансовой деятельности организаций………………………………………………………………………17
2.1Анализ механизмов государственного регулирования финансовой деятельности организаций………………………………………………………17
2.2Оценка государственного регулирования предпринимательской деятельности в современных условиях………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

 

На современном этапе это  регулирование подчинено следующим  целям:

1. Обеспечение направленности форм  и методов государственного регулирования  финансовой деятельности предприятий  на реализацию разработанной  государственной финансовой политики  в целом.

2. Упорядочение форм и условий  внешних и внутренних финансовых  отношений с целью их согласованности  с соответствующими формами, используемыми  в сфере государственных финансов  и финансов домашних хозяйств.

3. Обеспечение единства основных  условий осуществления финансовой  деятельности предприятиям различных  форм собственности, отраслевой  принадлежности и организационно-правовых  форм функционирования.

4. Обеспечение единства условий  и возможностей формирования  всеми предприятиями необходимых  финансовых ресурсов за счет  внутренних источников при эффективной  их хозяйственной деятельности.

5. Обеспечение свободного и открытого  доступа всех предприятий к  внешним источникам формирования  финансовых ресурсов.

6. Регламентация отдельных направлений  финансовой деятельности и форм  использования финансовых ресурсов  предприятий в соответствии с  осуществляемой государственной  экономической и социальной политикой.

7. Гарантированность защиты предприятий  в процессе осуществления ими  финансовой деятельности от противоправных  действий со стороны недобросовестных  партнеров и прямого мошенничества  отдельных лиц.

8. Стимулирование предприятий к  выбору наиболее эффективных  направлений и форм финансовой  деятельности, а также прогрессивных  видов финансовых инструментов, способствующих ускорению реализации  рыночных реформ и обеспечивающих  достижение стратегических целей  и задач экономического роста  страны.

С учетом целей государственного регулирования  финансовой деятельности предприятий  строится и процесс этого регулирования  различными государственными органами, обеспечивается должная координация  и взаимосвязь отдельных нормативно-правовых актов в этой сфере, принимаемых  на различных уровнях государственного управления. Процесс государственного регулирования финансовой деятельности предприятий носит многоуровневый характер, определяемый полномочиями отдельных государственных органов, приоритетом принимаемых ими  нормативных актов. Нормативные  требования по регламентации различных  аспектов финансовой деятельности предприятий, на которые возложено государственное  регулирование в этой сфере устанавливаются  законодательными органами, принимающими законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительными органами, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном, местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях и учреждениях. На общегосударственном уровне в управлении финансами участвуют Президент РФ, депутаты обеих палат Федерального Собрания РФ, в том числе профильных комитетов по бюджету, налогам, банкам и финансам, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Правительство РФ, исполнительные органы государственных внебюджетных фондов (табл. 4).

Таблица 4 - Органы управления финансами

Органы управления

Функции

Президент РФ

Бюджетное послание

Парламент (Федеральное Собрание РФ: Совет Федерации, Государственная  Дума)

Устанавливает, налоги, утверждает федеральный  бюджет

Правительство РФ

Разрабатывает федеральный бюджет, бюджеты  государственных внебюджетных фондов

Министерство финансов РФ

Реализация финансовой политики

Федеральная налоговая служба

Контроль за правильностью исчисления, внесения в бюджет налогов 

Федеральная таможенная служба

Контроль за исчислением, внесением  таможенных платежей

Банк России

Формирует денежно-кредитную политику, осуществляет кассовое исполнение бюджета  наряду с Федеральным казначейством 

Счетная палата РФ

Контроль выполнения финансового  законодательства, расходования федеральных  средств 


 

             Косвенные и прямые методы государственного регулирования

          Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности разделяются на косвенные (экономические) и прямые (административные). В ряде случаев деление методов на косвенные и прямые оказывается условным, а иногда его трудно провести, однако такое деление является целесообразным для целей анализа и классификации.

         Косвенные (экономические) методы воздействуют на субъекты предпринимательской деятельности не прямо, а посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не запрещают, не ограничивают деятельность, но заставляют предпринимателя принимать решение о целесообразности расширения, сохранения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях.

         К косвенным методам регулирования относятся денежно – кредитная, бюджетная, налоговая и внешнеэкономическая политика.[9,18]

        Денежно – кредитная политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике, т.е. денежной массы. Основными инструментами, которыми оперирует Центральный банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по покупке – продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке.

       Проведение бюджетной политики позволяет реализовать три основные функции – фискальную, регулирующую и распределительную. Фискальная функция позволяет государству создавать денежную базу функционирования государственного аппарата; функция регулирования предусматривает проведение определенной политики в экономической сфере, распределительная функция несет в себе возможность активного государственного регулирования в социальной сфере.

       Налоговая политика является важнейшей составляющей в системе методов государственного регулирования и определяет возможности бюджетной политики. Экономическая и фмскальная функции налогов связывают воедино обязанности предпринимателей и государство. Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые могут быть региональными, селективными, общефедеральными. Формы налоговых льгот – налоговые кредиты, пониженные ставки, отсрочка уплаты, особенности определения налоговой базы.

        Внешнеэкономическая политика как косвенный метод государственного регулирования предпринимательской деятельности включает в себя три основные группы инструментов: общие, направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные на развитие определенных видов дечтельности; стимулирующие, направленные на прямую поддержку государством экспорта.

       Суть прямых административных методов состоит в том, что через комплекс обязательных для исполнения субъектами хозяйственной деятельности требований и распоряжений государство проводит необходимую для него политику в той или иной области экономики. Субъекты экономики принимают решения не на основании самостоятельного экономического выбора, а под воздействием предписаний органов власти.

           К прямым методам регулирования  относятся правовые методы, система  ценообразования, режим квотирования, политика доходов, лицензирования.

          Система ценообразования используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков. Применение режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке. Политика доходов находит свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда, уровня оплаты нетрудоспособности работника и других выплат социального характера. Лицензирование относится к наиболее действенным методам регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства.[9,21]

            Прямые (административные) методы необходимы  в следующих сферах деятельности:

  • контроль за монополистическими рынками;
  • экологическая безопасность;
  • сохранение невоспроизводимых природных ресурсов;
  • безопасность условий труда, жизни и контроль за их соблюдением;
  • определение минимально необходимых параметров жизни людей (минимальный размер оплаты труда, социальные пособия);
  • защита национальных интересов страны в мировой экономике.

           В других сферах деятельности  используются в основном косвенные  (экономические) методы или их  сочетание с прямыми (административными).

              Характеристика направлений государственного регулирования

         Формирование правовой базы предпринимательской  деятельности включает в себя  гарантирование государством права  частной собственности, регламентацию  организационно – правовых форм  субъектов предпринимательской  деятельности, регулирование договорных  отношений между субъектами рынка,  выполнение государством роли  арбитра при разрешении хозяйственных  споров.

         Защита конкуренции и ограничение  монополистической деятельности  предполагает контроль государственных  органов за деятельностью естественных  монополий путем регламентирования  цен, тарифов, качества предоставляемых  услуг и введение запретительных  мер в отношении действий любых  монополий, направленных на ограничение  конкуренции или злоупотребление  доминирующим положением.

        Защита прав потребителей со стороны государства осуществляется через систему нормативно – правовых актов, определяющих порядок защиты прав потребителей, ответственность предпринимателей, систему государственной и общественной защиты потребителей.

        Регламентирование трудовых отношений  и поддержание социального партнерства  включает в себя формирование  трудового законодательства, системы  социального партнерства представителей  работников и работодателей, охрану  труда и систему мер по разрешению  трудовых споров.

        Формирование налоговой системы  и перераспределение доходов  осуществляется посредством бюджетного  планирования, принятия ставок подоходного  налога, налога на прибыль и  других налоговых изъятий, а  также установления системы социального  обеспечения.[9,23]

       Перераспределение ресурсов реализуется  в целях финансирования природоохранных  мероприятий, содержания органов  государственного управления, обеспечения  внутренней и внешней безопасности  страны.

       Регулирование цен и тарифов  проводится государством в основном в отношении продккции и услуг естественных монополий. Эти цены и тарифы регулируются для того, чтобы защитить интересы потребителей и не допустить использования монопольного положения в целях извлечения необоснованной прибыли.

       Государственная поддержка отдельных  видов бизнеса осуществляется  исходя из принципов системности,  протекционизма и селективности.  В зависимости от целей, которые  государство ставит при поддержке  того или иного вида бизнеса,  определяется и объем помощи, который способен оказать воздействие  на положительную динамику.

       Государственное регламентирование  внешнеторговой деятельности нацелено  на гармоничное сочетание частных  предпринимательских интересов  с общегосударственными интересами  и реализуется через таможенно  – тарифную систему и систему  мер по содействию и стимулированию внешнеторговой деятельности, к которым относятся разработка программ развития внешней торговли, кредитование и страхование, обеспечение гарантий, организация ярмарок и выставок и др.

       Регулирование валютного курса  осуществляется с целью защиты  интересов отечественных товаропроизводителей  от действий, которые могут привести  к негативному изменению платежного  баланса. Валютное регулирование  представляет собой комплекс  нормативно – правовых актов  (валютное законодательство), определяющих  порядок операций с валютой  и порядок проведения валютного  контроля.[9,24]

 

2.2 Оценка государственного регулирования предпринимательской деятельности в современных условиях

    Государственное регулирование в современных условиях рассматривается как наиболее действенный способ преодоления неэффективности рынка практически во всех сферах экономической деятельности. Однако в одних сферах экономики государственного регулирования явно недостаточно, а в других оно является избыточным и наносит вред развитию предпринимательской деятельности. Наиболее негативное воздействие оказывают прямые (административные) иетоды регулирования, в частности создание разнообразных административных барьеров, затрудняющих осуществление предпринимательской деятельности.[9,26]

      Проблема избыточности и неэффективности  государственного регулирования  обусловила принятие целого ряда  мер государственной политики, направленных  на дебюрократизацию и дерегулирование  экономики.

      Задача снижения административного  регулирования хозяйственной деятельности  впервые была поставлена в  Экономической программе Правительства России на долгосрочную перспективу, принятой в 2001 г. В документе указывалось, что «важнейшим условием создания благоприятного предпринимательского климата в России является коррекция форм государственного вмешательства в экономику, отказ от избыточного бюрократического регулирования и повышение эффективности действий государственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно необходимо».

Информация о работе Государственное регулирование финансовой деятельности организаций