Государственное регулирование финансовой деятельности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы государственного регулирования финансовой деятельностью организаций объясняется тем, что в условиях мирового финансового кризиса, особенно в стране с переходной моделью экономических отношений, воздействие государства на экономические объекты, процессы и участвующих в них лиц с целью придания экономическим процессам организованный характер, упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, государственных и общественных интересов, становится первоочередной проблемой для выживания России, как целостного государства.

Содержание работы

Введение 4
1Теоретические основы государственного регулирования финансовой деятельности организаций………………………………………………………..7
1.1Объективная необходимость и теоретические основы государственного регулирования финансовой деятельности организаций 7
1.2 Основные направления в области государственного регулирования финансовой деятельности организаций 8
1.3 Проблемы государственного регулирования предпринимательства в истории экономической науки………………………………………...15
2Анализ государственного регулирования финансовой деятельности организаций………………………………………………………………………17
2.1Анализ механизмов государственного регулирования финансовой деятельности организаций………………………………………………………17
2.2Оценка государственного регулирования предпринимательской деятельности в современных условиях………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение 4

1Теоретические основы государственного регулирования финансовой деятельности организаций………………………………………………………..7

1.1Объективная необходимость и теоретические основы государственного регулирования финансовой деятельности организаций 7

1.2 Основные направления в области государственного регулирования финансовой деятельности организаций 8

1.3 Проблемы государственного регулирования предпринимательства в истории экономической науки………………………………………...15

2Анализ государственного  регулирования финансовой деятельности  организаций………………………………………………………………………17

        2.1Анализ механизмов государственного регулирования финансовой деятельности организаций………………………………………………………17

        2.2Оценка государственного регулирования  предпринимательской деятельности в современных условиях………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованных источников…………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Введение

 

Актуальность проблемы государственного регулирования финансовой деятельностью  организаций объясняется тем, что  в условиях мирового финансового  кризиса, особенно в стране с переходной моделью экономических отношений, воздействие государства на экономические  объекты, процессы и участвующих  в них лиц с целью придания экономическим процессам организованный характер, упорядочения действий экономических  субъектов, обеспечения соблюдения законов, государственных и общественных интересов, становится первоочередной проблемой для выживания России, как целостного государства.

         Понятие  «государство»  используется в широком смысле и включает в себя все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. В отличие от других субъектов рынка,  государство не действует как единый орган. Наглядно это просматривается в существующих противоречиях законодательной и исполнительной властей. 

В современных условиях государство  оказывает влияние на все сферы  экономической деятельности общества путем выполнения правовой, экономической, социальной, оборонной, управленческой и др. функций, т.к. рынок не может  регулировать экономические и социальные процессы в интересах всего общества. Прерогативой государства является обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальная безопасность, что является основой для развития предпринимательства и экономики.

Один из важнейших инструментов государственного регулирования являются финансы. Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий существенно  различаются в отдельных странах. Они определяются такими факторами, как уровень экономического развития страны, степень ее интегрированности  с мировой экономической системой, многообразие форм финансовых отношений различных субъектов хозяйствования, уровень развитости финансового рынка и его инфраструктуры, многообразие используемых в хозяйственной практике финансовых инструментов и другими. С учетом этих факторов каждое государство разрабатывает и проводит государственную финансовую политику, определяющую направленность, формы и методы регламентации финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования.

В Российской Федерации переход  к рыночным отношениям приводит к  разделению функций управления финансами  на уровне государства и финансовых отношений организации до саморегулирования  в рамках коммерческой организации, что создает основу для реализации финансового менеджмента.

         Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования,  распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий.

       Цель данной работы: рассмотреть основные формы, методы и направления государственного регулирования финансовой деятельности организаций.

Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие вопросы:

- теоретические  основы государственного регулирования  финансовой деятельности организаций;

- основные  направления в области государственного  регулирования финансовой деятельности  организаций;

- формы  и методы государственного регулирования  финансовой деятельности организаций;

- анализ  государственного регулирования  финансовой деятельности организаций.

Объектом  изучения является государственное  регулирование финансовой деятельности организаций.

Предметом исследования выступают направления, формы, методы государственного регулирования  финансовой деятельности организаций.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы государственного  регулирования финансовой деятельности  организаций

 

    1.  Объективная необходимость и теоретические основы государственного регулирования финансовой деятельности организаций

 

           С первых дней существования института государства оно занимается экономической деятельностью, вмешиваясь в действия субъектов хозяйственной деятельности, что обеспечивает устойчивость политической власти. Однако степень вмешательства государства в разные периоды времени сильно различалась. Государство выступает орудием политической власти экономически господствующего класса. От степени влияния этого класса, его экономической силы зависит и степень вмешательства государства в хозяйственную деятельность: слабый в экономическом плане господствующий класс вынужден прибегать к силе и мощи государства для удержания своего господства, а сильный уже не нуждается в его явной помощи.[1,23]

             В экономиках разных стран и в разные исторические периоды всегда существовали проблемы, решение которых требовало применения не исключительно рыночных методов, а их сочетания с государственным вмешательством в разных формах. Ни одну рыночную систему нельзя охарактеризовать как чисто рыночную – во все времена рыночное регулирование дополнялось государственным. Различаются только пропорции государственного регулирования и действия рыночных сил. Можно утверждать, что экономические системы всегда были смешанными. Даже полностью огосударственная экономика СССР по существу таковой не являлась, так как в ней присутствовали элементы рыночной экономики, влияние которых в целом было не существенным, но в отдельных сферах – весьма значительным.[2,15]

          Развитие экономической теории  позволило выявить не только  механизм государственного воздейчтвия  и его роль в развитии экономики,  но и другие структурные составляющие, влияющие на экономическую систему.

         Государственное регулирование представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленную на достижение поставленных целей. Формирование, применение и регулирование такой системы мер является прерогативой органов государственного управления.[1,18]

 

    1. Основные направления в области государственного регулирования финансовой деятельности организаций

Либеральное, консервативное и неолиберальное направления  экономической мысли

Идея общественного  прогресса, основанная на свободной  конкуренции, невмешательстве государства  в хозяйственную жизнь, “невидимой руке” рынка, является основой либерализма. Яркими представителями либерального направления экономической мысли в области государственного регулирования предпринимательской деятельности являются:

Таблица 1 – идеи либерального направления экономической мысли

              Основоположник

   Суть экономической мысли

Адам Смит (1723-1790)

Показал огромную роль рынка как регулятора производства. Основоположник классической политической экономии, включающей теории обмена (рынка) и теории производства. Говорил и об обязанностях государства: обеспечение военной безопасности, отправление правосудия, содержание определенных общественных учреждений, создание и содержание которых не могут быть выгодны отдельным лицам.

Жан – Батист Сэй (1767 - 1832)

Особое внимание уделял предпринимателям как главным комбинаторам производственных факторов с целью удовлетворения потребительского спроса. Гибкое, свободное ценообразование, конкуренция, возможность перемещения ресурсов из отраслей с низкой прибыльностью в отрасли с высокой прибыльностью дает прелпринимателю свободу хозяйственной деятельности, и вмешательство государство недопустимо. Разработал теорию рынков (рынок – это обмен товаров на товары, а деньги служат только посредником в этом обмене).


 

      Теоретическая основа активного  вмешательства государства в  экономику была заложена еще  в начале ХХ в. рядом ученых, которые сформировали Консервативное  направление в теории государственного  регулирования предпринимательской  деятельности.[3,47]

Таблица 2 –  идеи консервативного направления  экономической мысли

       Основоположник

   Суть экономической мысли

Артур Сесил Пигу (1877 - 1959)

Создатель «экономической теории благосостояния». Благосостояние он считал зависящим  от величины национального дохода и  равномерности его распределения. Обратил внимание на то, что целый  ряд «общественных благ», не имеющих  рыночной оценки, используется нерационально. По его мнению, государство обязано  играть существенную роль в перераспределении  доходов от богатых слоев к  бедным в целях смягчения социального  неравенства, напряженности и повышения  всеобщего благосостояния.

Джон Мейнард Кейнс (1883 - 1946)

Его книга «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) фактически положила начало современной макроэкономики. Основной тезис кейнсианства – обоснование  необходимости государственного регулирования  хозяйственной деятельности. Сформировал  положение об отсутствии у капиталистической  экономики внутреннего механизма  равновесия. Он рассматривал две проблемы, которые были основными для экономического руководства страны в период кризисных явлений, - безработицу и спрос.


 

          Господство кейнсианской теории в середине ХХ в. не стало препятствием для продолжения исследований ученых, придерживающихся либеральной докторины в области государственного регулирования экономики. Первые успехи практического применения идей Дж.М. Кейнса в экономике уступили место разочарованию, когда в целом ряде стран возникли кризисные явления, вчастности стагфляция – одновременное наличие инфляции и безработицы. Стагфляция и снижение эффективности вмешательства государства в экономику привело к возникновению направления в теории государственного регулирования предпринимательской деятельности, продекларировавшего отказ от чрезмерного вмешательства государства в экономику, так называемого неолиберализма (в отличие от либерализма А. Смита, Ж.-Б. Сэя и других ученых ХIХ в.).[3,68]

        Общие принципы неолибералов:

  • индивидуальная свобода;
  • укрепление и поощрение частной собственности;
  • вера в эффективность рынка;
  • свобода ценообразования;
  • рациональность поведения экономических субъектов.

     Формируясь одновременно с кейнсианством,  неолиберализм обращал особое  внимание на недопущение подрыва  конкуренции и монополизацию,нарушавших  естественные регуляторы рыночного  хозяйства, - в отличие от кейнсианства, которое считало причиной возникновения  проблем в экономике недостаток  эффективного спроса.[2,56]

      Неолиберальное течение было  крайне неоднородным, так же как  были неоднородными взгляды неолибералов  на экономическую роль государства.  Одним из наиболее извественных  течений является ордрлиберализм.

      В области государственного регулирования  ордолибералы выделили институциональное  регулирование в качестве основного  ациклического средства и определили  два основных направления: 1) формирование  хозяйственного строя и 2) воздействие  на процесс воспроизводства.[3,78]

      В первом случае необходимо  регулировать монополии, конкуренцию,  соотношение между государственной  и частной собственностью, формирование  правовой системы норм хозяйствования; во втором случае необходимо  регулировать экономический рост. Практически концепция ордолибералов  сводилась к тому, что государство  формирует экономический строй,  а ход экономического процесса  и его регулирование происходят  самопроизвольно. Сферой непосредственного  государственного воздействия должны  быть лишь экономические институты,  и в первую очередь институт  конкуренции. Государственное обеспечение  свободной конкуренции означает  недопущение монополий.

Информация о работе Государственное регулирование финансовой деятельности организаций