Функциональные структуры управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших функций менеджмента является организация. Эту функцию осуществляют менеджеры независимо от их ранга. Но решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. Руководители более низких рангов лишь помогают им в этом, обеспечивая их необходимой информацией и давая одновременно свои предложения по поводу структуры отдельных подразделений. Задача руководства организации в этом случае заключается в том, чтобы использовать ту структуру, которая наиболее соответствует целям и задачам организации, которая наилучшим образом позволяет взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом удовлетворять потребность клиентов и достигать своих целей наиболее эффективно.
Функциональная структура управления организацией представляет собой внутреннее строен

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………2 Глава 1 Структура управления организацией……………................................. ..4 1.1 признаки структуризации…………………………………………… ..6 1.2 понятия и принципы построения управленческих структур…….. ..7 Глава 2 Виды организационных структур………………………………………10 2.1 Иерархический тип структур………………………………………...12 2.1.1 Линейная организационная структура………………………….....13 2.1.2 Линейно-функциональная структура…………………………… ..15 2.1.3 Дивизиональная структура………………………………………. ..17 2.2 Органический тип структур………………………………………….19 2.2.1 Бригадная (кросс-функциональная) структура……………………20 2.2.2 Проектная структура………………………………………………..23 2.2.3 Матричная (программно-целевая) структура……………………...24 Глава 3 Функциональные структуры управления организацией……………....27 3.1 Сфера применения функциональных структур управления……….30 3.2 Практика ……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 226.82 Кб (Скачать файл)

Маркетинг

Учет

Финансы

Экономика

Персонал

 
 
 
 
 
 
 
 

Функциональные  службы

    Дивизионы

 

  Линейная

 Рис.2.1.3 Дивизиональная структура организации. 

      Структуризация  по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев; по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - продуктовая специализация;

    1. по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация;
    2. по обслуживаемым территориям - региональная специализация.

      Преимущества  дивизионной структуры:

  • она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;
  • обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной;
  • более тесная связь производства с потребителями.      Недостатки дивизионной структуры:
  • большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством компании - 5 и более;
  • разобщенность штабных структур отделений от штабов компании;
  • основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений и т. д.;
  • дублирование функций на разных "этажах" и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры; [6]

      Вывод: достоинства дивизионных структур перевешивают их недостатки только в периоды достаточно стабильного существования, при нестабильном окружении они рискуют повторить судьбу динозавров. При данной структуре, возможно, воплотить большую часть идей современной философии качества.  
 
 
 
 
 

      __________________________________________________________________

      [6] Мильнер Б.З. Теория организации: учебник для вузов.-7-е изд.,     перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008 стр. 47  

2.2 Органический тип структур.

Органические  или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с  конца 70-х годов. Создание международного рынка товаров и услуг резко  обострило конкуренцию среди предприятий, и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка.

      Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур. При внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между подразделениями предприятия.     

Они организуются на предприятии на временной основе, не период реализации проекта, программы, решения проблемы.

 Проектные  структуры формируются при разработке  проектов изменений в системе  (модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов). Формируется команда специалистов на время проекта. Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями – ответственность за планирование проекта, за ход выполнения работ, за расходованием выделенных ресурсов. По завершению проекта структура распадается, работники возвращаются на свою постоянную должность. Такая структура обладает большой гибкостью.

 Матричная  структура представляет собой  организацию, построенную на принципе  двойного подчинения исполнителей – непосредственному руководителю функциональной службы, и руководителю проекта. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчинённых: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. Переход к матричным структурам обычно охватывает не всю организацию, а лишь её часть.[7]                 

_______________________________________________________________________

[7] http://audit-kontrakt.com/t4r2part2.html            

2.2.1 Бригадная (кросс - функциональная) структура управления.

      Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим  группам (бригадам).

      Принципы  бригадной структуры управления:

    1. автономная работа рабочих групп (бригад);
    2. самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;
    3. замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;
    4. привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.

      Эти принципы разрушает свойственное иерархическим  структурам жесткое распределение сотрудников по производственным, инженерно-техническим, экономическим и управленческим службам, которые образуют изолированные системы со своими целевыми установками и интересами.

В организации, построенной по этим принципам, могут, как сохраняться функциональные подразделения , так отсутствовать.

        

Рис. 2.2.1. Кросс – функциональная организационная структура.

                                     

      Рис.2.2.1. Структура организации состоящей из рабочих групп бригад.   

В первом случае работники находятся под  двойным подчинением - административным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в которую они входят). Такая форма организации называется кросс - функциональной.

      Бригадными  организационными структурами называются системы управления, при которых функциональные подразделения как таковые отсутствуют. Такая форма достаточно широко применяется в организации по проектам управления.                    Преимущества бригадной (кросс-функциональной) структуры:

      сокращение  управленческого аппарата, повышение  эффективности управления;

      гибкое  использование кадров, их знаний и  компетентности;

      возможность применения эффективных методов  планирования и управления;

      сокращается потребность в специалистах широкого профиля.

      Недостатки  бригадной (кросс-функциональной) структуры:

      усложнение  взаимодействия (в особенности для  кросс-функциональной структуры);

      сложность в координации работ отдельных  бригад;

      высокая квалификация и ответственность  персонала;

      высокие требования к коммуникациям.

      Вывод: данная форма организационной структуры наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хорошем техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам. Это - один из типов организационных структур, в которых наиболее эффективно воплощаются идеи современной философии качества.[8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

______________________________________________________________________

[8] http://www.i-see.ru/articles/articles/brigadnaya_struktura.htm 

2.2.2 Проектная структура управления.

      Основным  принципом построения проектной  структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру и управление. Проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе). По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.

      Преимущества  структуры управления по проектам:

  • высокая гибкость;
  • сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.

      Недостатки  структуры управления по проектам:

      Очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам  руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании;

  • дробление ресурсов между проектами;
  • сложность взаимодействия большого числа проектов в компании;
  • усложнение процесса развития организации как единого целого.

      Вывод: преимущества перевешивают недостатки на предприятиях с небольшим числом одновременно выполняемых проектов. Возможности воплощения принципов современной философии качества определяются формой управления проектами. 

2.2.3 Матричная (программно - целевая) структура управления

Матричная структура управления может быть охарактеризована как "решетчатая" организация.                     Акционерное           общество

          общество

        Президент

НИИ

Вычислительный

        центр

    Опытное  производство

    Серийное  производство

Директор программы№1

Директор программы№2 

Директор программы№3 

Цель №1 

Цель №2

Цель №3 

 Рис. 2.2.3. Матричная структура организации.

      Построенная на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функционального подразделения, которое предоставляет персонал и другие ресурсы руководителю проекта (или целевой программы), с другой, - руководителю временной группы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и ресурсы. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с членами проектной группы и с другими работниками функциональных подразделений, подчиняющимися ему временно и по ограниченному кругу вопросов (причем сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений - отделов, служб). Переход к матричным структурам охватывает не всю организацию, а лишь ее часть, причем успех здесь в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и способны выступить в проектной группе в роли лидеров.

Информация о работе Функциональные структуры управления организацией