Цели организационной и управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 02:26, контрольная работа

Описание работы

Цели развития организации через призму управленческих теорий. Цель управления развитием состоит в организации внешних хозяйственных связей.

Содержание работы

1. Цели организационной и управленческой деятельности……….………….3
1.1. Популяционно-экологическая теория………………...………….….3
1.2. Теория операционных издержек…….…….…………………..….…4
1.3. Марксистская теория…………………………………...……...……..7
1.4. Теория рациональной случайности……………...……………….…8
1.5. Институциональная теория……………………….…………….…...9
1.6. Теория зависимости от ресурсов……………….………..…….……12
Список литературы………………………………………….….………..….….…16

Файлы: 1 файл

Теория организации.docx

— 89.62 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

  1. Цели организационной и управленческой деятельности……….………….3
    1. Популяционно-экологическая теория………………...………….….3
    2. Теория операционных издержек…….…….…………………..….…4
    3. Марксистская теория…………………………………...……...……..7
    4. Теория рациональной случайности……………...……………….…8
    5. Институциональная теория……………………….…………….…...9
    6. Теория зависимости от ресурсов……………….………..…….……12

Список литературы………………………………………….….………..….….…16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Цели организационной и управленческой деятельности

        Цели развития организации через призму управленческих теорий:

• Невозможно анализировать развитие той или  иной организации не принимая во внимание институциональные составляющие и механизмы, которые соединяют организации между собой

• Организации  не просто играют роль пассивного созерцателя  внешних воздействий, а пытаются управлять внешней средой для  достижения собственных выгод

• Одной  из важнейших целей развития любой  организации является снижение операционных издержек

• Организационные  характеристики, соответствующие внешней  среде, достигаются за счет непрерывного совершенствования управления

Каждая  социально-экономическая система  имеет две движущие силы – желание  выжить (сохранить себя, иметь определенную стабильность) и стремление развиваться (самосовершенствоваться). В настоящее  время на смену старой парадигме  «сначала сохранение, затем развитие» пришла новая «сохранение через развитие».

Наиболее  часто целью развития организации  считают получение прибыли. Традиционными  направлениями для извлечения большей  прибыли являются рационализация системы  управления и рост организации. Между  тем прибыль, как правило, выступает  лишь предпосылкой развития. Попробуем  определить его цели через призму общепризнанных организационных теорий.

1.1. Популяционно-экологическая теория

Сторонники  данной теории (часто называемой естественным отбором) утверждают, что окружающая среда выбирает те признаки организаций, которые наилучшим образом подходят для нее, т.е. последняя развивается  так, чтобы лучше соответствовать  первой своими характеристиками.

При этом жизненный цикл организации имеет  аналогию с жизнью человека и содержит стадии создания (рождения), роста, зрелости и упадка (отмирания). Рождение означает образование какой-либо организационной  формы, которая получает на входе ресурсы и обеспечивает результат для определенных потребителей. Появившись, структура начинает развиваться и изменяться. Наиболее вероятное изменение, по мнению сторонников рассматриваемого подхода, – кончина. Причина кроется в неспособности новых организаций найти или создать свою нишу. Выживают те из них, которые формируют у себя характеристики, отвечающие требованиям внешней среды, ее критериям отбора.

Выводы:

1. Организация  должна иметь такие характеристики, которые являются результатом  приспособления к изменяющимся  условиям внешней среды. Их  формирование следует начинать  не на стадии спада и отмирания,  а при зарождении.

2. Организационные  характеристики, соответствующие внешней  среде, достигаются за счет  непрерывного совершенствования  управления.

3. Характеристики, позволяющие обеспечить гибкость  организации (ее адаптивность  к внешней среде), вырабатываются  сознательно, используя имеющийся  позитивный опыт. К ним можно  отнести наличие процессно- ориентированных  подразделений; департаментизацию  по результату; централизацию стратегических  функций и функций общего управления; децентрализацию основных и обслуживающих  функций управления; создание матричных  ячеек и проектных групп под  цели инновационного развития; организацию  межфункциональных команд специалистов, ориентированных на производство  ключевых продуктов, ту или  иную группу потребителей, конкретный  рынок. 

Целью любой  организации должно стать развитие собственных характеристик в  соответствии с изменяющимися параметрами  внешней среды.

1.2. Теория операционных издержек

Р. Коуз (нобелевский лауреат по экономике  за 1991 г.) предложил в 1937 г. в качестве единицы экономической деятельности такое понятие, как трансакция (transaction – деловая операция, хозяйственная  операция, сделка). Деловая операция составляет суть рыночной деятельности любой хозяйственной организации, посредством ее экономические ценности переходят от одного лица к другому. Следствием этого подхода явилось возникновение теории, названной «экономика операционных (или трансакционных) издержек».

Динамика  деловой операции в соответствии с данной теорией может быть представлена следующим образом (рис.1).

Рис. 1 Динамика деловой операции

Одним из наиболее известных последователей этой теории является О. Уильямсон, который  использовал ее аппарат для анализа  отраслевых рынков. Именно он предложил  соизмерять деловые операции со структурой организации исходя из экономии операционных издержек. По его мнению, создание организации  является ответом на неопределенность окружающей среды. В последнюю, в  частности, входят потенциальные партнеры по обмену, чья кредитоспособность неизвестна и которые могут вести  себя оппортунистически. Отсюда стремление построить организацию более  высокого уровня (трест, холдинг и  т.п.), что позволило бы контролировать поведение задействованных партнеров  с помощью непосредственного  наблюдения, ревизии и других механизмов. Возможно и противоположное направление  – возврат “к свободному рынку”, например заключение субдоговора на выполнение работ с внешними фирмами.

В настоящее  время наиболее действенным методом  снижения операционных издержек считается  ведение бизнеса через распределение  работ. Его суть заключается в  следующем:

поручение всей или части работы внештатным исполнителям (сотрудникам, работающим в других организациях или на самих  себя);

выполнение  части или всего объема производственных и управленческих функций специализированными  организациями на контрактной основе;

концентрация  усилий на координации распределенной деятельности с целью достижения максимального удовлетворения запросов потребителей.

В связи  с этим организация представляет новый альянс различных видов  деятельности3. Ключевыми фигурами здесь являются квалифицированные  сотрудники (это ее профессиональный стержень). Они, как правило, получают высокое вознаграждение и льготы; организация заинтересована удержать и привязать таких работников к себе. Второй уровень составляют субконтрактники – фирмы или  отдельные специалисты, выполняющие  те или иные функции лучше и  дешевле. Расчеты показывают, что  для некоторых компаний до 80% стоимости  их конечного товара (услуги) создается  работающими вне данной структуры  людьми. Третий уровень – гибкая рабочая сила (те, кто трудится неполный день и временный персонал). Действительно, приглашать дополнительных работников от случая к случаю дешевле, хотя и  сложнее. Это позволяет удовлетворять  растущие потребности клиентов, быть готовым как к взлету, так и  к падению спроса.

Примером  сказанного может служить компания “УИНЗЛОУ КЛОКС” (США), которая была основана М. Уинзлоу (по профессии врач-психиатр) для реализации инновационного проекта  по производству “швыряемых” будильников. Идея заключалась в том, что отключить  звонок можно только швырнув будильник. Новая модель бизнеса состояла в  следующем: производство отдельных  элементов и сборка узлов были переданы внешним субподрядчикам, (комплектующие  – “Сейко”, пористые материалы  – “Роджерз фоам”, ударные выключатели  – “Сантин инжиниринг” и т.д.). Функции головной организации свелись  лишь к контролю за их деятельностью.

Выводы:

1. Организации  создаются в тех случаях, когда  операционные издержки меньше соответствующих издержек на открытых рынках.

2. Организация  работает эффективно и может  выжить, если затраты на деловые  операции внутри нее меньше, чем  при их осуществлении через  рынок. 

Целью развития любой организации является снижение операционных издержек.

1.3. Марксистская теория

В марксистском анализе детерминизм окружающей среды сочетается с рациональным стратегическим выбором со стороны  капиталистического класса и контролируемых им организаций. Между буржуазией и  пролетариатом существует принципиальное различие в интересах. Это, несмотря на сознательные действия власть имущих, порождает антагонистическое противоречие. Одним из его проявлений на современном  этапе выступает сокращение количества рабочих мест. Согласно независимым  прогнозам, автоматизация производства только в ЕС приведет за 10 ближайших  лет к увольнению примерно 4-5 млн  человек.

Думается, что по сравнению с Западной Европой  Россия находится в худшем положении. Кризис в экономике и ограниченные финансовые возможности неуклонно  приводят к снижению доходов населения. Так, совокупные доходы россиян, рассчитанные по методике ООН, почти в 10 раз меньше, чем у американцев (причем сегодня  средний доход составляет лишь 40% уровня зарплаты в советский период). При этом дифференциация в доходах  достигает соотношения 1:15. Почти 2/3 всех денежных доходов сосредоточено  у 20% состоятельных граждан, а более 1/3 населения не имеют и прожиточного минимума (т.е. находятся в бедственном  положении, иногда на грани нищеты). Как следствие, увеличилась смертность и сократилась рождаемость, уменьшилась  средняя продолжительность жизни (в настоящее время в России она равняется 68 годам против 77-80 лет в развитых странах4).

Выводы:

1. На  первый план должны быть выдвинуты социальные задачи, такие как рост жизненного уровня работников, удовлетворение потребностей в жилье, полноценном досуге, повышение уровня квалификации, улучшение условий работы и безопасности труда, забота о здоровье, предоставление гарантий пенсионного обеспечения и восстановления трудоспособности.

2. Необходимы  гуманизация целей развития организации,  сотрудничество и партнерство.  В их основу следует положить  представление о ценности личности, уважение к человеку, признание  приоритетной роли работника  как актива организации. 

3. Критерий  эффективности развития организации  нужно рассматривать как удовлетворенность  работника трудом.

Цель  развития организации состоит в  устранении антагонистических противоречий.

1.4. Теория рациональной случайности

Основная  идея данной теории – организация  имеет многочисленные и противоречащие друг другу цели, поскольку состоит  из множества целеустремленных индивидуумов. Существует сложность определения  приоритета между целями, чаще всего  он устанавливается прямыми или  косвенными господствующими в ней  коалициями. Такое положение (целенаправленность) можно преодолеть давлением извне, в этом случае организация может  погибнуть или будет вынуждена  коренным образом измениться.

Термин  «случайность» в названии теории связан с вероятностью попадания организации в определенную «природу» окружающей среды, которая может благоприятствовать реализации целей или наоборот. Понятие рациональности свидетельствует о наличии индивидуумов или коалиций, принимающих решение. В этом подходе цели присоединяются к причинам образа действий, составляя часть культуры организации и мировоззрения ее руководителей. Причем развитие организации выступает высшей целью для всех заинтересованных групп, ибо через нее они получают возможность реализовать свои индивидуальные цели.

Выводы:

1. Развитие  организации является производной  от индивидуальных целей людей,  составляющих организацию, и других  лиц в ее окружении. 

2. Наличие  множественности целей и задача  обеспечения баланса между ними  определяют необходимость добровольных  ограничений. 

Целью развития организации является сближение  коалиционных целей.

1.5. Институциональная теория

Данная  теория исходит из следующих основных положений:

экономическая организация – специфическая  процедура координации. Она обеспечивает аллокацию ресурсов, следуя собственным  правилам;

институты изменяются в соответствии с историческими  и социальными ограничениями. В  настоящее время возрастает число  авторов, которые подходят к ним  не как к данности, а как к  условиям, необходимым для возникновения, существования и воспроизводства  рынков. Более радикальная позиция  в том, чтобы рассматривать институциональную  среду как источник глубоких изменений. Институциональная динамика зависит  от эволюции противоборствующих интересов  социальных групп в рамках длительного  периода;

организация основывается на правилах, в то время  как институты часто являются объектом выбора или переговоров. Приноравливаясь  к ограничениям, порожденным институциональной  средой, организация может или  изменять их или приспосабливаться  к ним;

Информация о работе Цели организационной и управленческой деятельности