Суды среднего звена системы общих судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Единство судебной системы заключается в единых задачах, стоящих перед судебными органами, единых принципах организации и деятельности российских судов, единых принципах распределения компетенции между судами одного уровня. Единство заключается также в том, что руководство всеми судами общей юрисдикции осуществляется Верховным Судом РФ.
Судебная система РФ содержит такие судебные органы, которые различаются между собой компетенцией, полномочиями по различным вопросам, объемом судебной власти.

Содержание работы

Введение Ошибка! Закладка не определена.
1. Суды среднего звена их компетенция и место в судебной системе. Состав, структура, порядок формирования. 4
2. Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа. Его состав, порядок образования и судебные полномочия 8
3. Судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Их состав, порядок образования, полномочия 10
4. Председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Их права и обязанности, порядок назначения на должность. 14
5. Аппарат верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции.docx

— 48.03 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов  федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Их состав, порядок образования, полномочия

 

В состав краевого (областного) и равного  им суда входят судебные коллегии по гражданским  и уголовным делам.

Судебные  коллегии краевого (областного) и равного  им суда рассматривают дела, подсудные  данному суду, в следующих составах: в первой инстанции дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, уголовные дела также могут быть рассмотрены судьей и коллегией присяжных заседателей; дела по жалобам и представлениям на приговоры, решения и определения районных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей; гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей.

Состав  судебных коллегий по гражданским и  уголовным делам утверждается президиумом суда из числа судей этого суда. Их возглавляют заместители председателя суда.

Судебные  коллегии по гражданским и уголовным  делам краевого (областного) и равного  им суда рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся  обстоятельствам.

Судебной  коллегии по уголовным делам краевого (областного) и равного им суда подсудно рассмотрение в первой инстанции  дел: об убийстве при отягчающих обстоятельствах; похищении человека, совершенном организованной группой либо повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия; изнасиловании, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшей, причинение тяжкого вреда здоровью, заражение ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия потерпевшей, а также об изнасиловании потерпевшей, заведомо не достигшей 14-летнего возраста; терроризме; захвате заложника при отягчающих обстоятельствах; создании вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, а равно руководстве таким формированием; бандитизме; организации преступного сообщества; угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава; организации массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти; пиратстве; нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц; приведении в негодность транспортных средств или путей сообщения, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц; нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц; государственной измене; шпионаже; посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля; насильственном захвате власти или насильственном удержании власти; вооруженном мятеже; диверсии; получении взятки при отягчающих обстоятельствах; воспрепятствовании осуществлению правосудия и производству предварительного расследования; посягательстве на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; угрозе или насильственных действиях в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования; неуважении к суду; клевете в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя; привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности; незаконном освобождении от уголовной ответственности; незаконном задержании, заключении под стражу или содержании под стражей; принуждение к даче показаний; фальсификации доказательств по уголовному делу; провокации взятки или коммерческого подкупа; вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта; посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизации нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, совершенной организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья; незаконном пересечении охраняемой Государственной границы РФ, совершенном группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения; планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессивной войны; публичном призыве к развязыванию агрессивной войны; производстве или распространении оружия массового поражения; применении запрещенных средств и методов ведения войны; геноциде; экоциде; вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, а равно его использовании в вооруженном конфликте или военных действиях; нападении на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой;

об общественно  опасном деянии, совершенном невменяемым и подпадающем под признаки вышеуказанных преступлений; содержащих сведения, составляющих государственную тайну. Судебная коллегия по гражданским делам краевого (областного) и равного им суда по первой инстанции рассматривает дела: связанные с государственной тайной; об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ; об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

о роспуске представительного органа местного самоуправления и (или) отрешении главы  муниципального образования от должности; связанные с признанием забастовки незаконной; некоторые иные, отнесенные к их подсудности дела.

Судебные  коллегии по гражданским делам краевого (областного) и равного им суда в  кассационном порядке проверяют  законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений и определений, принятых в первой инстанции районными  судами, судебная коллегия по уголовным  делам - приговоров или иных решений  первой или апелляционной инстанции  районного суда.

Кроме того, судебные коллегии по гражданским делам  краевого (областного) и равного  им суда пересматривает по вновь открывшимся  обстоятельствам собственные решения, вынесенные в первой инстанции, а  также определения, которыми изменено решение суда первой инстанции или  постановлено новое решение, — в  кассационной инстанции.

Помимо  осуществления правосудия судебные коллегии по гражданским и уголовным  делам изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

 

 

Председатели верховных  судов республик, краевых, областных  судов, судов городов федерального значения, судов автономной области  и автономных округов. Их права и  обязанности, порядок назначения на должность

 

Председатель  краевого (областного) и равного  ему суда обладает широким кругом полномочий по участию в отправлении  правосудия и организационному руководству  судом.

Председатель  краевого (областного) и равного  ему суда: председательствует в судебных заседания или назначает для  этого своего заместителя, председателя коллегии или судью соответствующего суда; назначает заседания президиума суда и председательствует на его заседаниях; распределяет обязанности между заместителями председателя суда; организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, должностным лицам, а также в общественные объединения и частные организации об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; ведет личный прием граждан и представителей организаций; осуществляет руководство работой по рассмотрению жалоб, поступающих в суд; организует работу по повышению квалификации судей и сотрудников аппарата суда.

Кроме того, председатель суда выполняет ряд  других функций организационного характера: ведает кадрами аппарата суда; утверждает планы работы суда и контролирует их исполнение; представляет в краевую (областную) администрацию документы о требующихся для работы суда народных и присяжных заседателях; контролирует работу по исполнению судебных решений и своевременность обращения к исполнению приговоров суда; подготовку отчетов о работе суда; его финансовую деятельность и др.

В отсутствие председателя суда его права и  обязанности осуществляет первый заместитель (если он имеется) или заместитель  председателя по назначению председателя.

В краевых (областных) и равных им судах заместителей председателя суда - не менее двух. Заместители  председателя возглавляют соответственно судебные коллегии по гражданским и  уголовным делам и являются председателями этих коллегий, выполняют другую работу по поручению председателя суда. Как председатели судебных коллегий они организуют их работу: председательствуют в судебных заседаниях или поручают это судье; образуют судебные коллегии для рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел; назначают время и место рассмотрения наиболее сложных гражданских и уголовных дел; представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий; вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики; осуществляют руководство судебной коллегией и в соответствии с распределением обязанностей руководят работой аппарата суда; ведут личный прием граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аппарат верховных  судов республик, краевых, областных  судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов

 

Аппарат краевого (областного) и равного  ему суда обеспечивает работу суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата являются государственными служащими, им присваиваются  классные чины.

Аппарат краевого (областного) и равного  ему суда призван способствовать осуществлению правосудия, создавать  для этого условия, выполнять  по поручению судей подготовительные действия перед разбирательством гражданских  и уголовных дел.

Секретари судебного заседания ведут протоколы  судебного заседания в суде первой инстанции, они обязаны полно  и объективно излагать в протоколе  все действия и решения суда, а  равно действия участников процесса при рассмотрении дела. По окончании  судебного заседания секретарь  оформляет дело (подшивает и пронумеровывает  листы) и после подписания протокола  судьей, председательствовавшим по делу, сдает дело в канцелярию.

Кроме того, секретарь судебного заседания  проводит работу по подготовке дела для  рассмотрения в судебном заседании; выдает адвокату дела для ознакомления; выписывает повестки свидетелям, экспертам, переводчикам, истцам, ответчикам, извещает прокурора о дне и часе рассмотрения дела, готовит и вывешивает для  сведения списки дел, подлежащих рассмотрению.

Секретарь судебного состава обеспечивает подготовку к рассмотрению гражданских  и уголовных дел, поступающих  в краевой (областного) и равный ему  суд с кассационными жалобами и представлениями. При необходимости он извещает о дне рассмотрения дела заинтересованных лиц, принимает и регистрирует с разрешения председателя состава (судебной коллегии) жалобы или представления, поступившие непосредственно в суд второй инстанции; выдает дело адвокату для ознакомления, вывешивает для сведения списки дел, подлежащих рассмотрению в суде второй инстанции. По окончании рассмотрения секретарь судебного состава оформляет дело для направления по принадлежности в архив.

Секретарь президиума суда обеспечивает подготовку гражданских и уголовных дел  для рассмотрения на заседании президиума: извещает прокурора о дне заседания  и повестке заседания президиума; вызывает по указанию председателя суда лиц, допущенных к участию в рассмотрении дела. Секретарь ведет протокол заседания  президиума. В некоторых областных  и равных им судах на секретаря  президиума возлагается регистрация  жалоб и дел, поступающих в  порядке надзора, а также ведение  надзорного производства.

Администратор краевого (областного) и равного  ему суда назначается на должность  и освобождается от должности  начальником главного управления организационно-правового  обеспечения деятельности судов  по представлению председателя краевого (областного) и равного ему суда.

Администратор краевого (областного) и равного  ему суда находится в непосредственном подчинении председателя краевого (областного) и равного ему суда и выполняет  его распоряжения. К тому же он осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих  подразделений Судебного департамента при Верховном Суде РФ и во взаимодействии с ними.

Основным  назначением (функцией) администратора суда является организационное обеспечение  деятельности краевого (областного) и  равного ему суда. Реализация главной  функции должностного лица осуществляется посредством применения им ее составных  частей - подфункций. К ним относятся: принятие мер по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; осуществление иных мер по обеспечению деятельности суда.

 

 

Заключение

 

Один  из немаловажных принципов судебной власти состоит в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам судам, которые отличаются от органов, выполняющих законодательные и исполнительные функции. Такое отличие выражается не только в специфике судебных полномочий, но и в порядке формирования судов.

Особенности выполняемых функций требуют, чтобы  суды формировались и действовали  с соблюдением специальных правил, реализация которых призвана обеспечить беспристрастный отбор судей, способных профессионально грамотно и честно рассматривать и разрешать отнесенные к их ведению дела.

Существенным  моментом, характеризующим построение органов судебной власти, является обеспечение их независимости, ограждение от постороннего влияния как извне, так и внутри (со стороны вышестоящих  инстанций и судебного начальства).

Специфика суда как органа судебной власти состоит  также в том, что для его  деятельности установлены особые правила, процедуры. Эти процедуры, отражающие общечеловеческий опыт, жестко лимитируют все, что должно происходить в  суде при рассмотрении им подведомственного  вопроса. Основная их цель обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение.

Таким образом, подводя итог в рассматриваемом вопросе, хочу отметить, что судебная власть это реализуемая судами возможность оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы с помощью применения юридических мер воздействия. Осуществление правосудия является исключительной прерогативой судебной власти.

Информация о работе Суды среднего звена системы общих судов