Совершенствование делопроизводства сибирских уездных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать совершенствование делопроизводства сибирских уездных учреждений.
Задачи исследования:
- рассмотреть реформы Сперанского;
- выявить проблемы делопроизводства в Сибири в XVIII в.;
- провести сравнительный анализ делопроизводства Сибири и Российской империи.
В исследовании, наряду с методами исторического анализа, применяются общенаучные методы научной объективности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Реформы Сперанского…………………………………………………….4
1.1. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского…………….4
1.2. Кодификационная работа М.М. Сперанского ……………………………......9
Глава 2. Делопроизводство в Сибири в XVIII веке ……………………………..14
2.1. Делопроизводство на предприятиях в Сибири в XVIII веке ………………14
2.2. Делопроизводство в Сибири при проведении реформ Сперанским……….20
Глава 3. Анализ делопроизводства Сибири и Российской империи……………23
Заключение…………………………………………………………………………26
Список использованных источников и литературы……………………………..27

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

В 1812г. Сперанский был сослан в Нижний Новгород, а затем переправлен в Пермь. Оттуда он обращался к царю с письмами к царю, в которых объяснял свои действия. Сперанский также доказывает свою преданность императору, находясь в трудном положении, он не отчаивается и хочет быть полезным своему государю и отечеству. В 1816 Сперанский был назначен гражданским губернатором г.Пензы, 1819г. он получил назначение на пост генерал-губернатора Сибири3.

По возвращении из Сибири 1821г. Сперанский назначен членом Государственного Совета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией составления законов. Таким образом, разработанный Сперанским план политического преобразования дополнялся и планом экономического развития страны, в основе которых - защита государством частной собственности граждан, свободы предпринимательства и конкуренции.

Идеи государственного переустройства на основах конституционной монархии, финансовые преобразования и вся реформаторская деятельность М.М. Сперанского вызывали резкое неприятие значительной части дворянства, сановников и чиновничества. Даже поэтапный и постепенный характер реформ пугал и отталкивал дворян, видевших в них прежде всего потерю льгот и привилегий.

 

1.2. Кодификационная  работа М.М.Сперанского 

Кардинальное значение для Сперанского и для России имела его работа, которая с полным правом можно назвать подвигом. В 1826 г. Сперанский возглавил 3 Отделение Собственной E.J1.B. Канцелярии, осуществляющей кодификацию законов. За короткий срок был подан колоссальный труд по сбору и изданию законов. Было составлено 45-томное «Полное Собрание законов Российской Империи» (1830г.), а также 15- томный «Свод законов Российской Империи» (1832г.). Свод законов составлен по отраслевому принципу, систематизация на основе римского права, деление на публичное и частное право. В ходе работы отбрасывались устаревшие нормы, проводилась редакционная правка и устранялись противоречия в тексте.

Издание Свода законов  имело и то важное последствие, что оно способствовало правовому регулированию крепостного права, а тем самым его смягчению. Указы и постановления правительства, ограничивающие власть помещиков над крестьянами и направленные против помещичьих злоупотреблений, были теперь включения в Свод превращены в общеобязательные нормы.

Сперанский различал три стадии кодификационной работы4:

1. составление  полного собрания законов, т.е.  расположение всех правовых актов  законодательства в хронологическом  порядке. Хронологический принцип построения законодательства лег в основу Полного Собрания Законов российской Империи. В этом издании опубликованы около ЗЗО тыс. Законов, основных судебных прецедентов и комментарии к обширному актовому материалу начиная с Соборного Уложения 1649г. Собрание Законов включало в себя как законодательство, так и утратившее силу законов. Выделение действующего законодательства осуществлялось путем ревизии актового материала в министерствах и силами 11 отделения.

2. составление  Свода законов, т.е. расположение всех действующих законов в систематическом порядке, но без всяких изменений по существу их. Отраслевой принцип стал основным в Своде Законов Российской Империи и подразделял

актовый материал на государственные и гражданские  законы, сгруппированные законы включали в себя разнообразный актовый материал (основные законы, законы о состояниях, уставы благочиния, законы правительственных сил и уголовное законодательство). Сюда же входило и уголовно-процессуальное право, еще не обособившееся от материального права.. Таким образом, административное и уголовное право составили большую часть Свода. Гражданские законы включали в себя межевые, гражданские, уставы государственного благоустройства, а также семейный союз. Следовательно, гражданское и семейное право составило другую часть Свода, включая в себя и процессуальное право.

З. составление Уложения, т.е. приведение в систему действующих законов с надлежащими дополнениями и исправлениями.

По воле императора работа была ограничена первыми двумя  этапами.

Мысль об Уложении казалась царю опасной для всего  дворянского миропорядка.

Полное собрание законов было включено 35993 акта. Работа над Сводом состояла в следующем. За образец было принято Уложение Юстиниана. На основе полного законов  составлены были специальные исторические своды по отдельным отраслям права. Свод составил 15 томов и, по мнению его составителя, он должен был послужить лишь основой для разработки Уложения, под которым Сперанский разумел совокупность действующих законом, исправленных и дополненных сообразно требованиям времени. Мысль о составлении Уложения не была одобрена Николаем 1, поэтому после издания Свода ему придана сила закона. Сам Сперанский трудился над Уголовным уложением, которое было закончено в 1845 г., и составило ХV том Свода законов Российской империи.

Основы гражданского права по Своду законов Российской империи. Действующее гражданское  законодательство было систематизировано  в 9-11 томах Свода законов. Впервые  в русском законодательстве подробно раскрывается содержание полномочий собственника на принадлежащее ему движимое и недвижимое имущество. Недвижимым имуществом считались земельные угодья, деревни, дома, заводы, фабрики и иные дворовые места. К

движимому имуществу  относились мореходные и речные суда, книги,

рукописи, экипажи, металлы, и другие полезные ископаемые.

Существовало  два вида собственности - частная  и государственная. Промежуточное  положение занимала собственность  особ императорского дома.

Впервые было установлено  право собственности на результаты интеллектуального творчества, что в дальнейшем послужило основой для 5

формирования авторского и патентного права5.

В Своде законов прежде всего значительные земельные угодья не были признаны объектом частной  собственности. Земельные наделы казенных и удельных крестьян не могли отчуждаться. Что касается отчуждения дворянских имений, то здесь существовало право имущественной покупки члена данного рода. Законодательство предусматривало и систему майората, когда земельные владения могли передаваться старшему сыну по наследству6.

Крестьянам было запрещено  выделяться из общины и закреплять за собой в частную собственность  выделенный им надел.

Вещное право России по Своду законов состояло из следующих  институтов:

- владение;

- право собственности;

- сервитуты; 

- обязательственное право.

Всякое владение, даже незаконное, охранялось до тех пор пока не обнаружится собственник. Широко были представлены сервитуты: право про езда по дорогам, плавания по рекам на судах и т.д. Законодательство знало и такой сервитут как узуфрукт, т.е. пожизненное владение с правом пользования вещью и извлечение из нее плодов.

Нормы семейного права, установившиеся в XVIII в. не претерпевали изменений. Единственной формой брака признавался брак церковный. Вступление в брак и разводы регулировались правилами того или иного вероучения. Свод законов установил для православных брачный возраст в 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Свод законов закрепил принцип раздельности имущества супругов. Права законных детей и незаконнорожденных были различны.

Законодательство  в XIXв. Значительно пересмотрели нормы  наследственного права. Можно завещать имущество любому лицу, будь то родственник или посторонний. Предусматривались завещания нотариальные и домашние. К наследованию по закону призывались все кровные родственники без ограничения степени родства.

Уголовное право  по Своду законов Российской империи. В Своде законов жесткая система  уголовного права, принесенная в  Россию из Западной Европы и требовавшая  не щадить преступника, смягчается.

Уголовные законы были помещены в ХV том Свода, получившим название – Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

Сперанский был  вынужден признать несовершенство ХУ тома, и он продолжал работать над кодификацией уголовного законодательства. Уложение несло на себе печать феодализма. Привилегированные сословия не подлежали телесному наказанию, они подвергались более мягким наказаниям, чем крестьяне и рабочие, за одно и то же преступление. Уложение знало смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Свод установил 11 родов наказаний на 35 ступеней, которые должны были представлять одну убывающую прогрессию - от смертной казни до простого внушения.

Судебные органы подверглись также реформированию. Верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа упразднены. Права дворян в отправлении правосудия согласно Учреждению о губерниях значительно расширены. Дворяне выбирают председателей палат гражданского и уголовного суда, которые стали судами второй инстанции по делам всех сословий.

Для государственных  крестьян устанавливалась специальная юстиция

из двух инстанций: сельской и волостной7

Таким образом, издание  Полного Собрания и Свода Законов  имело огромное значение. В первой половине XIXB отечественная правовая система отличал ась сложностью и запутанностью. Действующим законодательством было Соборное Уложение и многочисленные акты, принятые после 1649г. Серьезная правовая реформа назрела давно, но попытки осуществить ее оказывались малоэффективными. Отечественная юриспруденция получила в связи с кодификационной деятельностью существенный эволюционный толчок. В отечественном праве была проведена удачная систематизация, окончательно сформулирован отраслевой принцип, М.М. Сперанский, а вслед за ним и юридическая наука подошли к новому уровню кодификации, созданию Уложения о наказаниях 1845г. - первого в истории России настоящего уголовного кодекса.

 

 

 

Глава 2. Делопроизводство в Сибири в 18 веке

2.1. Делопроизводство  на предприятиях Сибири в 18 веке 

в Сибири, разделенной с 1822 г. на Западную и Восточную, высшими властными полномочиями в обеих частях обширной окраины государства был наделен генерал-губернатор и, соответственно, находящийся в его непосредственном подчинении аппарат. Генерал-губернаторы получили статус надзорного органа над входящими в состав территорий губерниями и областями. Значимость этого института власти, имевшего огромный вес в сфере регионального управления, не вызывает сомнений. Поэтому, изучение его формирования и функционирования, властных полномочий отдельных должностных лиц, а также служебных характеристик конкретных чиновников, входивших в его состав, представляется чрезвычайно важным. Исследование состава административного органа, призванного осуществлять координацию управленческих действий всех ветвей власти в одном из окраинных регионов государства, по многим аспектам отстающего в своем социально-экономическом развитии от внутрироссийских губерний и в течение изучаемого нами периода стремительно это отставание преодолевавшего, видится нам также актуальным в силу особых специфических черт сибирского чиновничества как социального института, а также более широким, по сравнению с аналогичными властными структурами центральной части России, спектром задач, на него возлагаемым8.

Средний уровень управления Западной Сибири, в отличие от высшего, возник не на пустом месте: функционированию губернских органов власти по «Сибирскому учреждению» предшествовала многолетняя практика деятельности губернских учреждений по общероссийскому образцу. Административная реформа Сперанского лишь изменила состав и наименование губернских учреждений и скорректировала направление их деятельности.

Новоучрежденными структурами  в системе губернского управления стали губернский Совет, в состав которого входили высшие должностные лица губернских присутственных мест, и общее губернское управление, наделенное функциями надзора и координации деятельности отраслевых губернских учреждений. Параллельное существование двух административных органов - общего губернского управления и губернского правления, порождало дублирование функций этих губернских канцелярий и неразбериху в делах. Постепенно основным предметом деятельности общего губернского управления стали надзор за делопроизводством губернских присутственных мест и ведение делопроизводства губернского Совета, а губернского правления - координирование деятельности окружных и городских полицейских учреждений, выборных органов городского самоуправления, обеспечение рекрутского набора, регулирование цен, надзор за состоянием промышленности, градостроительства, благоустройства, одним словом, контролирование всех основных сфер жизнедеятельности губернии. Широкий круг полномочий губернского правления способствовал повышению его статуса, превращая его в губернский орган исполнительной власти. При этом данный орган не находился в непосредственном подчинении первого лица губернии, а был подотчетен ему лишь в порядке общего надзора, как и все остальные губернские учреждения.

Основной проблемой  системы делопроизводства в указанный период стала сложность перехода от старой системы к новой. Она заключалась в том, что процесс преобразований, начатый Петром 1, сталкивался с противодействием со стороны старой приказной бюрократии, которая не могла быстро перестроиться и усвоить новые порядки. Существовали кадровые проблемы в комплектовании органов государственной власти и управления, они также подкреплялись сложностью и непопулярностью государственной службы, отсутствием правовых основ чиновничества, а коллегии и канцелярии, учрежденные Петром на иностранный Vобразец и даже с иностранными названиями, оказались до того чуждыми русскому

народу, что он долго  не мог понять их хитрого и сложного механизма, регламенты и инструкции с широкими государственными задачами не произвели на тех, кого они имели направлять, того же впечатления, какое вынес из них сам законодатель9.

Информация о работе Совершенствование делопроизводства сибирских уездных учреждений