Социальные и правовые ограничения государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить социальные и правовые ограничения государственных служащих.
Указанная цель достигается путем решения следующего комплекса задач:
Рассмотреть сущность государственной службы, понятие, ее виды;
Определить правовой статус государственного служащего в РФ;
Выявить правовые и социальные ограничения государственных служащих;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственной службы 4
1.1 Государственная служба: сущность, понятие, виды 4
1.2 Принципы и функции государственной службы 7
Глава 2. Понятие правового статуса в системе 9
государственной службы 9
2.1 Правовой статус государственного служащего в РФ 9
2.2 Правовые и социальные ограничения государственных служащих 13
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

соц. и прав. огр. госслужащих.docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

Государство придает общеобязательное значение служебной деятельности и доводит  эти установления до общества с помощью законов и других нормативно-правовых актов.

Таким образом, механизм публично-правового  регулирования реализуется при помощи функций государственной службы.

Глава 2. Понятие правового  статуса в системе государственной службы

2.1 Правовой статус государственного служащего в РФ

Государственная служба является одним из правовых институтов [19, с. 147].

Нормативную базу государственной службы составляют: Федеральные законы; Конституция РФ; Конституции субъектов РФ, Уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государственной службе субъектов, федеральные законы и другие законодательные акты, регулирующие государственно-служебные отношения в области государственной службы (Например, Федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ; Указ Президента РФ от 9 июня 2006 года № 577 «О классных чинах федеральных государственных гражданских служащих Федеральной Налоговой Службы и ее территориальных органов»).

В структуре  государственной службы различаются, две группы отношений: организация  государственной службы, её подготовка и служебная деятельность, осуществление  каждым служащим своих служебных  практических полномочий [21, с. 132].

К числу  важнейших правовых и организационных  основ системы государственной  службы в РФ относятся правовой статус государственных служащих.

Правовой  статус государственного служащего  – это меры должного поведения  лиц, исполняющих должностные обязанности  в области государственно-служебных  отношений. С изменением статуса этих отношений, меняется и правовой статус госслужащего (повышение, понижение).

Правовое  положение государственного служащего  определяется его правами и обязанностями, ограничениями, гарантиями, ответственностью.

Обязанности — важнейшая составляющая государственной должности, поскольку смысл существования государственной должности заключается в исполнении служащим своих обязанностей [10, с. 287].

Должностные обязанности государственных служащих определяются их должностями, а поэтому у всех они разные.

Они могут  различаться даже у тех, кто находится  на одинаковых должностях в одном  государственном органе (например, у заместителей, начальников структурных подразделений). 

Основные  обязанности государственного служащего  определяются следующими аспектами:

  • обеспечивать соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих область его полномочий; 
  • добросовестно исполнять должностные обязанности; 
  • обеспечивать защиту прав и интересов граждан; 
  • исполнять приказы, распоряжения и указания, вышестоящих руководителей, в пределах их должностных полномочий;
  • в пределах своих должностных обязанностей вовремя рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий и организаций, государственных органов; 
  • соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией; 
  • поддерживать уровень квалификации для качественного исполнения своих должностных обязанностей;
  • хранить государственную тайну, а также не разглашать известные сведения во время исполнения должностных обязанностей, которые затрагивают частную жизнь граждан.

Установка обязанностей служащего делает необходимым установление его прав, а наличие обязанностей и прав предполагает ограничения, а также потребность в гарантиях, обеспечении и ответственности. В свою очередь, обязанности, права, ограничения, ответственность устанавливаются в пределах должности, которую он занимает.

Права даются государственному служащему  для выполнения обязанностей.

Служебные права связаны с выполнением  должностных обязанностей, которые называются полномочиями [14, с. 128].

В общем  виде права государственного служащего  выглядят следующим образом:

  • ознакомление с документами, регулирующими его права и обязанности по занимаемой должности государственной службы, критерии оценки качества работы;
  • получение в информации и материалов, которые необходимы для исполнения должностных  обязанностей;
  • принятие решений и участие в их подготовке исходя из должностных обязанностей;
  • участие в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы;
  • переподготовку и повышение квалификации за счет средств государственного бюджета;
  • пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
  • проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь;
  • внесение предложений по совершенствованию государственной службы. 

Таким образом, названные права и обязанности  представляют служебный кодекс, который характеризует стиль и методы осуществления государственными служащими своих должностных полномочий.

Соблюдение, укрепление государственной дисциплины на территории своей деятельности — одна из главнейших обязанностей служащих. За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к ответственности — дисциплинарной, административной, материальной, уголовной [7, с. 164].

Ответственность – это принуждение к соблюдению и исполнению определенных требований, норм и правил.

Основанием  для привлечения к дисциплинарной ответственности является проступок, то есть, виновное нарушение правил, обязанностей службы, например, трудовой дисциплины. За неисполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) могут налагаться государственным органом или руководителем, имеющим право назначать служащего на государственную должность замечание, выговор, перевод.

Таким образом, правовой статус различных  категорий государственных служащих в наибольшей мере определяется правами  и обязанностями, характером служебных  полномочий, спецификой юридической (дисциплинарной, административной, материальной, уголовной) ответственности перед государством и обществом.

Права и обязанности в решающей степени зависят от уровня замещаемой должности в должностной иерархии, а также от структуры аппарата государственного органа и распределения  обязанностей между руководителями, которое в нем существует.

Неотъемлемой  частью правового статуса государственного служащего являются ограничения  прав. Рассмотрим подробнее социальные и правовые ограничения, существующие на государственной службе.

2.2 Правовые и социальные ограничения государственных служащих

В структуре  государственной службы различаются  две стороны: организация государственной  службы, её подготовка и служебная  деятельность, осуществление государственным служащим своих служебных полномочий.

Проблема  установки правовых ограничений выступает, в первую очередь, проблемой определения границ свободы человека в обществе, где каждый должен считаться с правами и свободами других, не мешать нормальному функционированию общественных и государственных институтов. Свобода выступает в качестве возможности действовать в соответствии со своей волей, интересами, достигая поставленных целей, не ограничивая при этом прав и свобод других лиц.

Предназначение правовых ограничений заключается в охране общих интересов, в защите жизни, здоровья, чести личности. Их цель – достижение рационального компромисса между общественной необходимостью и интересами обладателя права.

Основными признаками ограничения прав государственных  служащих выступают внешние факторы, влияющие на интересы государственных  служащих; предполагают определенные юридические последствия в виде неблагоприятных условий для  осуществления личных интересов государственными служащими; предполагают изменение поведения государственных служащих в процессе осуществления ими служебной деятельности; носят характер обязательности, который отличается своей категоричностью.

Цели  ограничений прав – обеспечение должного функционирования всей социальной системы; гарантирование в полном размере осуществления служащими прав и свобод человека; обеспечение эффективного функционирования государственной службы; сведение к минимуму возможностей использования государственными служащими своих служебных полномочий в ущерб государству, обществу.

Основными функциями ограничений, связанных  с государственной службой, под  которыми понимается основное направление  воздействия на поведение государственных  служащих в период осуществления  ими профессиональной служебной  деятельности.

Функции охраны и защиты, а также контролирующая, коммуникативная, мотивационная функция  ограничений, устанавливаемых для  государственных служащих, направлены на достижение целей административно-правового  регулирования, которые способствуют развитию правового государства, также поступательному развитию общества.

Правовая  природа ограничений, устанавливаемых  для государственных служащих, состоит  в правах, принадлежащих гражданину, в пользовании которыми он ограничивается во время прохождения государственной  службы. В данном случае можно говорить о социальной стороне ограничений государственных служащих.

Права, в пользовании которыми гражданин ограничивается при поступлении на государственную службу, включены в основные группы личных, общественно-политических, экономических и социальных прав и свобод.

Принципы ограничения прав государственных служащих не рассматривались отдельно от принципов ограничения прав и свобод человека, на основании сформулированных конституционно-правовой теорией к пониманию данной правовой категории, представлено следующее определение принципов ограничения прав государственных служащих: основополагающие правовые требования в области ограничения прав и свобод, закрепленные международными правовыми актами, Конституцией РФ, предполагающее содержание ограничений, которое устанавливается законодательством о государственной службе РФ, и выступает критериями обеспечения необходимого баланса между свободой государственного служащего и интересами государства, общества, личности.

К принципам  ограничения прав государственных  служащих можно отнести: соответствие ограничений международным стандартам, требование определенной правовой формы закрепления, обоснованность ограничений.

Ограничения и запреты, связанные с государственной  службой – это обусловленные  законодательством правила, запреты, которые ставят государственных служащих в определенные юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено.

Понятия категорий «правовое ограничение» и «правовой запрет»  можно  соотнести следующим образом.

Правовое  ограничение – установленный  законодательством порядок реализации прав и свобод, направленный на удержание соответствующего общественного отношения в строго ограничиваемых рамках, за пределы которых выходить и нарушать запрещено.

Правовой  запрет – юридическая невозможность, установленная законодательством, совершения определенных действий, которые могут причинить вред личным и общественным интересам, под угрозой применения ответственности в случае нарушения условий, предусмотренных определяющей правовой нормой.

Их  функции заключаются в следующем:

  1. Обеспечение эффективной профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, находящихся на государственных должностях РФ и ее субъектов.
  2. В предотвращении служебном злоупотреблении.
  3. Создание условий для формирования доверительных отношений между государственными органами и населением.

Запреты, касающиеся государственных служащих выглядят следующим образом:

  • заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и  творческой;
  • являться членом органа управления коммерческой организаций, если ему не поручено участвовать в управлении этой организацией государственном органом;
  • быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе или который подконтролен ему; использовать в личных целях средства материально – технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; 
  • получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
  • получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей; 
  • использовать служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных.

Информация о работе Социальные и правовые ограничения государственных служащих