Систематизация и организация оперативного хранения документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть лишь некоторые аспекты документационного обеспечения и оперативного хранения документов. Для достижения поставленной цели необходимо решит следующие задачи:
- рассмотреть документ как систему;
- проанализировать оперативное хранение документов;
- выделить особенности хранения и нормативного регулирования электронной документации;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Систематизация и система хранения документов.
1.1 Систематизация документов
1.2 Общие принципы формирования дел
1.3 Номенклатура дел
Глава 2. Теоретические аспекты оперативного хранения документов
2.1 Оперативное хранение документов: понятие, регламентация
2.2 Группировка и формирование дел
Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА систематизация и организация оперативного хранения документов.docx

— 66.77 Кб (Скачать файл)

Перспективные бизнес-планы относятся к начальному году их действия, отчеты о выполнении перспективного плана - к последнему году действия плана. Коррективы к перспективному плану относятся к тому году, на который они составлены.

Отчетные  документы о финансовой деятельности предприятия, состоящие из баланса, объяснительной записки и приложений к нему, располагаются в следующем порядке: вначале объяснительная записка к отчету, затем баланс и в конце - приложения. Последовательность приложений определяется последовательностью статей баланса или соответствующими ссылками в объяснительной записке.

Статистическая  документация, образующаяся в управленческой деятельности, группируется самостоятельно или в одном деле с другими документами по данному вопросу. Например, к отчету по основной деятельности за 2002 г. будут прилагаться формы статистической отчетности по основной деятельности данной организации.

Поступающие в головную организацию документы  филиалов, подведомственных организаций:

  1. планы,
  2. отчеты,
  3. сводки,
  4. обзоры,
  5. справки,
  6. докладные записки и др.,

группируются, как  правило, в самостоятельные дела по каждой организации или по видам  документов (одного названия) по всем организациям, например: «Годовые отчеты филиалов о выполнении плана по реализации товаров».

При возобновлении  переписки по определенному вопросу, начавшейся в предыдущем году, документы  группируются в дела текущего года с указанием индекса дела предыдущего  года.

Документы социального характера

Лицевые счета рабочих и служащих по заработной плате группируются в самостоятельные  дела и располагаются в алфавитном порядке по фамилиям.

В личные дела группируются документы, относящиеся к кадровым вопросам всех работающих в организации в следующей последовательности:

  1. внутренняя опись документов, имеющихся в личном деле;
  2. заявление о приеме на работу,
  3. направление или представление;
  4. анкета (личный листок по учету кадров);
  5. автобиография;
  6. документы об образовании;
  7. выписки из приказов о назначении, перемещении, увольнении;
  8. дополнения к анкете (личному листку по учету кадров),
  9. справки и другие документы, относящиеся к данному лицу.

При формировании дел по предложениям, заявлениям и  жалобам граждан документы в  деле группируются по алфавиту. Все документы, относящиеся к одному заявителю, составляют самостоятельную группу. Повторные жалобы подшивают к той же группе документов.

Составление заголовков дел

Заголовок дела является важнейшим элементом успешной систематизации документов, их поиска, всей последующей  работы с делами.

Основные  требования к его составлению - четко  и в обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела.

Заголовок должен быть конкретным и исключать  различные толкования. Необходимо избегать неконкретных формулировок - «разные документы», «общая переписка» и т.д. Заголовок дела следует формулировать на основе элементов, располагаемых в следующей последовательности:

  1. название документа (приказы, протоколы и т.д.), наименование рода заводимого дела (переписка, документы, дело);
  2. автор документа (название организации, структурного подразделения);
  3. корреспондент (название организации, которой адресуются и от которой получают документы);
  4. вопрос или краткое содержание документов дела;
  5. название местности (территории), с которой связано содержание документов дела;
  6. даты (период), к которым относятся документы дела;
  7. указание на копийность дела.

Состав  элементов заголовка определяется характером документов, помещенных в  деле.Так, название документов в заголовке дела может указываться как в единственном, так и во множественном числе (при группировке в деле документов одного названия):

  1. Журнал учета выдачи дипломов
  2. Протоколы собраний акционеров предприятия
  3. Картотека по регистрации и контролю исполнения распоряжений

При наличии в  деле документов нескольких названий они перечисляются в заголовке, например:

«Отзывы и заключения на учебные программы, присланные из филиалов»

Если документы  разных названий (более 2-3) относятся  к одному вопросу, но не связаны логической последовательностью, то при формулировании заголовка дела используется термин«документы». В этом случае в конце заголовка в скобках перечисляются названия документов, из которых будет формироваться дело, например:

«Документы, подготовленные по заданию органов  государственного управления (справки, обзоры, аннотации, информации и др.)»

или

«Документы, представляемые в судебные и следственные органы по уголовным и гражданским  делам (акты, докладные записки, справки, характеристики)»

Термин «документы» может использоваться также в заголовках дел, содержащих приложения к какому-либо документу:

«Документы  к протоколам научно-технической  комиссии»

Заголовки судебных, следственных, личных (персональных), арбитражных  и других дел, связанных между  собой последовательностью разрешения одного вопроса, формулируются с  использованием термина «дело».

«Личные дела административно-управленческого  персонала»

Термин «переписка» используется в заголовках дел, формирующих корреспонденцию с одной или несколькими организациями:

«Переписка  с 000 “ЛАГ” о сроках возвращения  кредитов»

Для внутренних документов название организации (подразделения, органа управления) указывается кратко:

«Протоколы  заседания Совета учредителей»

При указании в заголовке  корреспондента дается конкретное наименование организации или обобщенное название нескольких организаций без конкретного  перечисления:

«Переписка  с Росархивом»

«Переписка  с международными организациями  о научном сотрудничестве»

Если документы  касаются переписки с разнородными корреспондентами по одному вопросу, то корреспонденты не указываются:

«Переписка  по научно-организационным вопросам»

Если документы  относятся к корреспонденции  одной административно-территориальной  единицы (населенного пункта), то в  заголовке дела указывается ее (его) название:

«Переписка  с организациями г. Харькова о  поставках продукции»

В заголовке дела может указываться временной  период, к которому относится содержание документа:

«Приказы  по основной деятельности за январь - апрель 2012 г.»

В заголовке дел, содержащих плановую, отчетную документацию, указывается не только год, но месяц, квартал:

«Сводный  баланс доходов и расходов за 1-2 кв. 2012 г.»

В заголовках дела при  необходимости дается указание на копийность документов:

«Приказы  ректора по комплектованию и изменению  личного состава студентов. Копии»

 

 

 

    1. Номенклатура дел организации

Наиболее технологически тесно с организацией систематизированного хранения документов связаны регистрация  и сроки хранения документов, так  как они являются основными факторами  выбора и закрепления системы  накопления документов в процессе оперативной  работы. Закрепление сроков хранения и системы индексов для комплексов документов (дел, единиц хранения) производится в номенклатуре дел.

Систематизированный перечень заголовков дел, заводимых  в организации, с указанием сроков их хранения - номенклатура дел, это важнейший элемент не только информационно-поисковой системы, но и экспертизы ценности и обеспечения сохранности документов организации. Уже в течение нескольких десятилетий и в соответствии с ГСДОУ составление номенклатур дел стало обязательным для всех государственных структур, да и в негосударственном секторе экономики и управления хорошо методически отработанный и полезный инструмент контроля за составом, систематизации и поиска документов небесполезен.

 

Цели создания

В номенклатуру дел  должны в идеале включаться все документы, картотеки, регистрационно-справочные и документные массивы всех структурных  подразделений и должностных  лиц организации без исключения, независимо от вида носителя, степени  конфиденциальности и способа фиксации документной информации.

Номенклатура дел:

  1. закрепляет классификацию, группировку исполненных документов в дела;
  2. закрепляет систематизацию и индексацию дел, сроки их хранения;
  3. служит основным учетным документом в текущей работе с документами;
  4. является единственным средством учета переходящих дел, т.е. дел, наполнение документами которых продолжается несколько лет;
  5. становится учетно-справочной системой для последующего поиска дел со сроками хранения до 10 лет включительно.

В номенклатуры включаются дела и временно действующих органов, документы которых служат правовым основанием для подтверждения полномочий организации или прекращения  ее деятельности, например ликвидационной комиссии, а также не законченные  делопроизводством дела, которые  поступают правопреемникам из других организаций для их продолжения.

Типовые и примерные номенклатуры дел

В крупных иерархических  системах управления для достижения единства в классификации документов и обеспечения их сохранности  в качестве обязательного для  всех нормативного акта составляются типовые номенклатуры дел, устанавливающие не только единый состав заводимых дел, но и единую систему их индексации.

Аналогичный документ рекомендательного характера называется примерной номенклатурой дел и создается в тех управленческих структурах, где состав документов подразделений (филиалов, цехов, кафедр) сильно различается.

Примером может  служить Примерная номенклатура дел общеобразовательных учреждений, утвержденная Минобразованием России 29 сентября 2000 г.

Типовые номенклатуры используются как стандарт формирования и наименования дел, и если каких-либо дел заведено не будет, то это оговаривается обычно в примечаниях. Примерные номенклатуры дел используются как методика, позволяющая вносить элемент творчества при разработке конкретной номенклатуры дел организации или ее подразделения.

Оформление  и ведение номенклатуры дел

Единая  форма бланка для номенклатуры дел  установлена Федерально-архивной службой  России (далее - Архивная служба РФ), опубликована в ГСДОУ, а также в основных правилах работы ведомственных архивов  и является обязательной для всех учреждений, организаций и предприятий  независимо от ведомственной подчиненности  и форм собственности.

Необходимым этапом подготовки номенклатуры дел является экспертиза ценности, качества формулировок в заголовках будущих дел, логичности схемы их систематизации, но главное - определение сроков хранения на основе оценки информационной ценности документов.Поэтому в правила оформления номенклатуры дел включено положение об обязательном согласовании с экспертной комиссией, а для части организаций, состав которых определяется Архивной службой РФ, и с экспертно-проверочной комиссией одного из ее органов.

После всех необходимых  согласований номенклатура дел вводится в силу реквизитом утверждения руководителя организации до начала нового делопроизводственного  года.

При оформлении используется титульный лист, если это министерство, ведомство, или общий бланк организации.

Порядок ведения и завершения номенклатуры дел

Номенклатура  дел на следующий делопроизводственный год составляется в последнем  квартале текущего года и после оформления утверждается руководителем организации  и приобретает статус нормативного акта.

Государственные организации в процессе подготовки номенклатуры дел согласовывают  ее проект с Архивной службой РФ в лице ее территориального органа или архивом вышестоящей организации в зависимости от адреса сдачи документов на постоянное хранение.

Утвержденная  номенклатура дел организации действует  в течение 5 лет. В случае коренного изменения функций и структуры организации номенклатура дел подлежит досрочному пересоставлению и переутверждению. При отсутствии таких изменений после незначительной корректировки и перепечатки номенклатуру на следующий год вводят в действие автоматически. Первый экземпляр номенклатуры дел, утвержденный руководителем организации, полностью заполненный по итогам прошедшего года и подписанный руководителем службы ДОУ, является документом постоянного срока хранения организации (ст. 67 Перечня типовых документов).

Информация о работе Систематизация и организация оперативного хранения документов